Сказ о русской душе или один день волонтерства в Сергиевом Посаде

Nov 06, 2016 11:30



Здравствуйте! Меня зовут Стефан и я из Латвии, но с недавних пор нахожусь в Москве. 30 октября 2016 года одна моя московская подруга, в прошлом радио и тележурналист, пригласила меня побыть волонтером в детском доме для слепоглухих в Сергиевом Посаде. Наслышанный о государственных и соц. учреждениях в России, наполненный европейскими стереотипами, русофобскими настроениями Европы и слухами об отсталой России, я был поражен увиденным за этот день.


01. 7.46. Я проснулся в квартире моей московской подруги. Нас ждал долгий путь в Сергиев Посад.



02. Хозяйский кот был очень удивлен.


03. Мы вышли из московской многоэтажки.



04. Первый раз вижу иконки на почтовых ящиках.


05. Москва представилась мне необъятным громадным валуном, брошенным на гладь России, валун оставивший круги радиусом в десятки километров. Долго мы ехали. Сначала автобус, потом метро, перескакивая с ветки на ветку, и вот, перед нами распахнул свои двери Казанский вокзал. Но мы его обманули и пошли на Ярославскую станцию. Купили билет до Сергиева Посада.
Обещавшие быть долгими, 80 километров пролетели незаметно - меня окружала замечательная компания.



Каждое воскресение порядка пятнадцати человек встает в 6.00, чтобы с 11.00 до 15.00 помогать сиротам - это волонтеры. В этот раз был Хэллоуин, поэтому нас оказалось всего пятеро. Среди них я, моя подруга Надя, две задорные женщины: ведущая Авторадио Москвы Виктория, медсестра Мария и Гоша, он же Жора…

Самовар мы не везли, валенок и варежек на нас не было, но за окном шла русская зима. Как человек, который два года не видел снега, я восторженно смотрел в окно, слушая гавканье хода состава. Гоша, он же Жора… отсутствовал - спал, о чем-то мечтал. Рядом со мной сидела Надя, о чем-то весело болтая с Викторией.

В этом всем было что-то от русской сказки. Вдоль путей березовая роща стоит; мимо нас пролетают заброшенные избушки на курьих ножках с заснеженными боками. А мчала нас не электричка, а гоголевская птица-тройка: трясет, покачивает, да едет не быстрей пятидесяти километров в час. “Эх, тройка!” - несет куда-то в непроглядную даль, что глаза рябит. Вдруг видишь из леса на опушке выглядывают три бесхозных коня, без всадников, без богатырей.

06. Примчавшись на железных конях, что мчали нас сквозь первую московскую стужу, вышли на перрон. Я отряхнулся ото сна. Не заметил, как отрубился - бессонная ночь давала о себе знать.



Золотые заснеженные купола соборов сверкали, отражая рассеянный свет неба. Мы сели в маршрутку. Извозчик, не обратив внимания на вновь прибывших пассажиров, вдавил в пол стремена, крикнул: “Ну!!!” - и повозка тронулась.

07. Мне казалось, что сиротский дом находится за тридевять земель и идти до него несчетное количество верст по заснеженным дорогам, меж поросших бурьяном земель - так долго мы добирались. “Это испытание - сказала Надя- чтобы мир медом не казался”.



08. Наконец-то пришли. Нас ждал проходной пункт. Озлобленный цербер, в лице пожилой Ольги Степановны Брыжщь, брызнул на нас слюнями и приказал поставить автограф. Я попытался прорваться, но меня схватили и отправили назад. Казалось нас сейчас развернут из-за недостаточного проявленного уважения к представителю власти. Нам пришлось покорно подчиниться власти, данной человеку небожителями, и вошли во двор.



09. Вот, что я меньше всего ожидал увидеть, так это огромный современный комплекс, оборудованный специально для двух сотен сирот с различными отклонениями.



10. На территории в 11,2 гектара расположены учебные корпуса, мастерские, общежитие для старших воспитанников, теплица, прачечная, хозяйственный двор (конюшня) и другие постройки.



11.


12.


13.


14.


15.


16.


17. На кирпичной стене написано: “игровая площадка, построена при поддержке детского фонда ООН ЮНИСЕФ.



18. Зачем-то построили очередной новый храм.



19. Войдя внутрь, я удивился еще больше, обнаружив просторные залы, приятную расцветку стен, где красовались поделки ребят. Добрая вахтерша попросила назвать ФИО. Замечу: попросила.



20.


21.


22.


23. “Сергиево-посадский детский дом - это уникальное место. Ничего похожего нет не только на территории бывшего Союза, но и, наверное, во всем мире.” - написано на стене. В этом комплексе находятся более двухсот ребятишек. Большинство из них - слепоглухие, но есть ребята и с другими нарушениями, которые нуждаются в уходе.



24.


25. Уникальность этого заведения заключается в методиках обучения, разработанных самыми выдающимися советскими учеными разных направлений. В 2009 году было отмечено столетие начала обучения слепоглухих в России. Само учреждение было основано в 1962 году.

В холле здания на втором этаже сделана небольшая выставка об истории развития обучения слепоглухих детей в России. Выставлены различные аппараты, алфавит Брайля, исторические плакаты, фотографии воспитанников и их работы.



26.


27.


28.


29.


30. Наша помощь заключалась в следующем. Надежда, Виктория и Мария пошли общаться и заниматься с сиротами. Дети цеплялись им в руки, вешались и повисали на шее. Маленькие цепкие руки оставляли синяки на нежной женской коже - последствие душевной тоски брошенных детей. Многие из них плохо передвигались - ходили маленькими стайками за воспитателям, цепляясь друг за друга и в специально оборудованные поручни на стене. Словно мать смотрит на новорожденного ребенка - так гости, воспитатели и вахтеры смотрели на своих детей.



31. К нам с Гошей присоединился Александр, юрист. Вместе мы чистили снег у входа в приют. По словам Гоши, парням каждый раз дают разные задания. Например, яблоки в саду убирать. Потом все идут общаться с детьми.



32. Завершилось все небольшим чаепитием.



33. Даже самовар нашелся.



Мы попрощались и все, кроме нас с Надей, отправились по домам. Нас же ждала знаменитая Свято-Троицкая Сергиева Лавра старинного города Сергиев Посад.

34. Избушка на курьих ножках с боками, покрытыми снегом.



35. Березки вдоль дороги стоят.



36.По дороге в Лавру мы прошли через такой вот парк. "О Россие матушке думаю."



37. Парк со скворечниками, лавочками, бабульками и гуляющими парочками.



38.


39. Романтичные лавочки для влюбленных.


40.


41. Оригинальные лавочки и, типо, оригинальные мы.


42. Направо пойдешь - туалет найдешь, налево храм Святых Петра и Павла.



43. А вот и он.



44. Более русской панорамы, чем эта, мне трудно представить.



45.


46. Зайдя в трапезную, мы почувствовали себя, как в неком американском вестерне, наподобие “Омерзительной восьмерки ” Квентина Тарантино. Маленький деревянный домик. За окном метель и стужа - ни черта не видать. Один за одним заходят посетители. Толстые черные одежды, снег на голове, бороде и плечах. Подходят к стойке, заказывают, тихо садятся под православными иконами. На стол ложатся Евангелии. Вот-вот ждешь, что что-то произойдет.



47.


48.


49.


50. Но ничего так и не произошло. Согретые мы вышли на прогулку под мощные белокаменные стены.



51. С момента приезда в Россию, множество раз я слышал слова удивления: “Стефан? Не русский что ли?” или что-то подобное. К слову, в 1340-х годах в глухом лесу на холме Маковец у слияния речки Кончуры с лесным ручьём Вондюгой была срублена келья и небольшая церковь в честь Троицы. А звали этих братьев Варфоломей (в монашестве Сергий) и Стефан. Это послужило основой для закладки белокаменного троицкого монастыря - одного из первых в Московской Руси.



52. Здесь снискал благословение Дмитрий Донской для битвы на Куликовом поле с Золотой Ордой. Мощные белокаменные стены, имевшие огромное оборонительное значение для Москвы, были заложены Иваном Грозным. А почетное звание Лавры ей дала уже императрица Елизавета Петровна.



53. Именно в Сергиевом Посаде начала свою историю русская матрешка. Прототипом послужила игрушка, привезённая с острова Хонсю - добрый лысый старик, бог удачи Фукурокудзю, в форме которого находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.



54. Лавра - крупнейший действующий монастырь России, резиденция патриарха, охраняется ЮНЕСКО. Это единственный город в Подмосковье, включенный в маршрут Золотого Кольца России. Посад посещает каждый год до полумиллиона паломников.



55. На этом законилась наша с Надей прогулка. Обнявщись мы растались возле Казанского вокзала. Если бы не она, то этот день не вышел бы таким насыщенным и красочным. Возвращался я на собаках в другой район Подмосковья, где коротаю свои вечера.



56. По старинному русскому обычаю первый вагон для пьющих. Три потертых и повалянных жизнью мужичка разливают чекушечку по пластиковым стаканчикам. По всему вагону раздается смрад их тел и речи. В других вагонах спокойно.



57. В сумерках Подмосковья, я прибыл на заснеженную станцию, имя которое меня обязали держать в секрете. Порошило. В зеленых огнях мерцали снежные хлопья, мерно ложась на бездорожью.



58. Живу я в подмосковной коммуне. Нас здесь много. Едим из казана. Спим на нарах. Иногда точим нищтяки (конфеты и прочие). В общем, блатная житуха у нас.



59.


60. Но не пугайтесь, живут тут в основном путешественники. Эта такая маленькая версия “Дома для всех”.



61. Люди все интересные, не стандартные, но хиппи и прочих неформалов здесь не нет. Это пристанище для путников, коим я и являюсь.



62. В этом месте, жизнь ночью не заканчивается, а скорее, только начинается, но я был настолько уставший, проведя больше 36 часов без сна, что уже в 22.15 лег спать.



Нет, не лег. Но, на этом я закончу повествование о моем обычном дне.

P.S. Если вам понравилось, то следите за мной в моем блоге ЖЖ. Все фото сделаны на мобильник

Москва, 2016, мужчина, благотворительность, волонтеры, Россия

Previous post Next post
Up