Здравствуйте! С вами опять Татьяна, переводчик и технический писатель из Торонто. Мои предыдущие посты в сообществе можно увидеть
здесь. Сегодня (точнее, ровно год назад - 27 июля 2014 года) вы вместе со мной пройдете по следам главной героини книги "Она же Грейс" канадской писательницы Маргарет Этвуд, а также побываете на настоящей канадской свадьбе.
1. Просыпаюсь и выхожу в гостиную. Время - 9 утра. Поскольку сегодня я приглашена на свадьбу друзей, то у меня запланирован визит в парикмахерскую. В гостиной меня встречает обычная картина - кот, гордо возлежащий под табличкой с надписью "Господь благословил этот дом семьей, друзьями, любовью, смехом и омерзительно избалованной кошкой". С моего прошлого "дня" к омерзительно избалованной кошке прибавился омерзительно избалованный кот.
2. Я не собираюсь кормить этих хвостатых паразитов, так как меня уже давно ждут в парикмахерской. Вот кто-нибудь из соседей проснется и покормит. Но... Вы видели эти глаза? Они заглядывают в самую душу! Устоять невозможно.
3. Чавк-чавк.
4. Мне бы и самой не мешало позавтракать. Желтые штуки на блюдечке - это так называемые cheese curds. Их прессуют, и получается сыр чеддер, но можно есть и так. В Канаде их любят использовать для сырно-мясной подливы к жареной картошке - все вместе является традиционным канадским блюдом под названием "путин" (ударение на второй слог).
5. Время 9:45. Вот так я выгляжу, когда опаздываю. Платье на спине не застегнуто, глаза как у ошпаренной кошки, на голове ужас (последнее не проблема, поскольку я еду в парикмахерскую, там все исправят).
6. Рыжий паразит хочет гулять. Обойдется. Мне только не хватало еще котов выгуливать.
7. В 10:15 я уже в парикмахерской. Прическа сложная, поэтому ее делают в четыре руки - одна парикмахерша держит пряди волос, другая подкалывает.
8. Фотографирую то, что получилось.
9. Сегодня воскресенье, поэтому мой путь лежит в церковь. Наш приход располагается в Ричмонд-Хилле, это небольшой городок (проще сказать - деревня) к северу от Торонто. Примечателен он тем, что именно там происходит основное действие романа канадской писательницы Маргарет Этвуд "Она же Грейс". В 1843 году Грейс Маркс, пятнадцатилетняя девушка, попала в тюрьму по обвинению в убийстве и провела там тридцать лет. До сих пор неизвестно, кем она была - невинной жертвой преступника или его хладнокровной соучастницей. Этвуд тоже не дает ответа на этот вопрос. Но пока что у меня есть несколько минут - забегаю в кафе за кофе с бубликом и выдвигаюсь в Ричмонд-Хилл. Время видно на часах.
10. 11:25 - я уже в Ричмонд-Хилле! Поездка на машине заняла у меня меньше получаса. А вот как преодолевали это расстояние герои Этвуд:
"...И вот в условленный день я села на самый ранний дилижанс. Путь предстоял долгий, ведь Ричмонд-Хилл лежал в шестнадцати милях на север по Янг-стрит. Сразу к северу от города дорога была неплохая - правда, на крутых подъемах нам приходилось слезать и идти в гору пешком, а то кони не вытянули бы. (...) Потом дорога стала хуже, на ней появились глубокие колеи и большие камни. Трясло так, что можно было что-нибудь себе вывихнуть; на вершинах холмов было душно от пыли, а в низинах грязно, и через топкие места были перекинуты бревна. Говорили, что в дождь эта дорога превращается в болото, а в марте, во время паводков, и вовсе не проедешь. Лучше всего путешествовать зимой, когда земля замерзла и твердая и сани мчат быстро; но тогда грозит опасность от метелей, а если сани перевернутся, можно замерзнуть насмерть... Время от времени нам попадался перекресток с кучкой домов и постоялым двором, где можно было дать отдых лошадям и выпить стакан виски... Мы достигли Ричмонд-Хилла уже под вечер".
Мы с вами сейчас едем по той самой Янг-стрит, где так мучительно тащился вышеупомянутый дилижанс. А с виду не скажешь! Слева от светофора торчит шпиль той самой церкви, куда я направляюсь.
11. Ставлю машину на парковке при церкви. Тут есть горка для детей, а за забором виднеется кладбище - на нем вовсю хоронили уже современников Грейс.
12. К сожалению, своего здания у нашего прихода нет, поэтому мы снимаем помещение у англикан. Это не одна церковь, а целый комплекс, в котором есть большой новый храм, старинная часовня (где мы и служим), детский садик, зал для мероприятий и так далее. Обратите внимание на парковку для инвалидов и пандусы. В Канаде всегда стараются обустроить здания и городскую инфраструктуру для удобства инвалидов-колясочников.
13. Главный вход в храмовый комплекс. На табличке имена настоятелей. (Да, это женщины. У англикан такое бывает.)
14. Вхожу внутрь. Справа англикане, у них служба начинается раньше нашей и соответственно уже закончилась. Слева, в платочках, наши прихожане.
15. Это большой основной храм, построенный в шестидесятые годы.
16. А это часовня - бывшая церковь, когда-то только она и стояла тут посреди чиста поля, но потом к ней пристроили много всего разного, а ее разжаловали в часовню. Вот в ней-то мы и служим.
17. Церковь построена за год до того, как Грейс Маркс выпустили из тюрьмы. А куда же в таком случае ходила сама Грейс? Должна же она была куда-то ходить, ведь в те годы церковь играла роль решительно всего, от клуба знакомств до психотерапевта и служб социального обеспечения...
18. А вон, видите скромненький домик через дорогу? Это так называемый Данком-холл, построенный в начале XIX века на деньги некоего доктора Данкома. Смотрим опять в книгу. "В воскресенье утром Нэнси сказала, что я должна пойти с ней в церковь. Я сказала, что у меня нету хорошего платья, хотя это был лишь предлог - я просто не хотела идти туда, где будут незнакомые люди и наверняка станут на меня глазеть. Но Нэнси обещала дать мне одно из своих платьев, и дала, хотя и выбрала не самое лучшее... И еще она одолжила мне чепец, и сказала, что у меня весьма достойный вид; и перчатки, но ее перчатки пришлись мне не впору. (...) Мистер Киннир сказал, что у него болит голова и он не пойдет, но велел Макдермотту отвезти нас на телеге и потом забрать. Подразумевалось, что он не пойдет с нами на службу, так как он был католик, а эта церковь - пресвитерианская. Это была пока что единственная церковь на всю округу, и многие люди, которые не были пресвитерианами, тоже в нее ходили, так как это лучше чем ничего; и при ней было единственное кладбище в городке, так что она держала монополию на мертвых, как и на живых".
19. Входим в часовню. Колокол настоящий, мы в него звоним на Пасху. Установлен на пожертвование некоего Кристофера Данкома (вероятно, сына доктора Данкома) в 1878 году.
20. Могилы семьи Арнольд, пожертвовавшей землю на строительство церкви - при условии, что за могилами будут ухаживать вечно. Поэтому, когда церковь начали обстраивать другими помещениями, могилы оставили как есть (ниже уровня пола) и обнесли красивой оградой (на фото плохо видно, но узор изображает ягненка, отдыхающего под оливой).
21. Стенд с фотографиями, показывающими историю церкви. Виден сам Джон Арнольд, суровый мужчина в папахе, а на верхней левой фотографии - наша часовня, стоящая одна-одинешенька посреди чиста поля.
22. Лифт-подъемник для инвалидных кресел.
23. В часовню можно пройти внутри здания, а можно и по улице. Эта дверь всегда напоминает мне картину английского художника Уильяма Ханта "Свет миру". У дорожки пасется наглое жывотное, видите? При моем приближении оно, даже не почесавшись, продолжает щипать травку.
24. Уже 11:45, служба началась 15 минут назад. Вхожу в храм.
25. Становлюсь на свое место в хоре.
26. 1:17. Служба близится к концу. Вот уже, как положено, поминают церковное начальство.
27. После службы надо все убрать, от икон до стульев, ведь это помещение наше только один день в неделю.
28. А мы начинаем петь панихиду. Очень люблю эти слова, они красивые и грустные, но в то же время вселяют надежду.
29. Вот так выглядит часовня, когда из нее убрана вся наша утварь.
30. После службы - общая трапеза. Как водится, читается молитва. Народу мало - лето, все в отпусках.
31. Женщины обсуждают всякую ерунду - например, чем кормить сто пятьдесят человек, которые через неделю придут к нам на престольный праздник. Мужчины в это время решают по-настоящему важные вещи: например, кто должен править Канадой - либералы или консерваторы, кто станет следующим американским президентом и так далее.
32. Выхожу на улицу мимо входа в основной храм - теперь, второй очередью, там служат корейцы. Народу у них что-то немного, но потом заходят две дамы в очень корейских нарядах, и народу становится больше.
33. Пресвитерианская церковь, построенная на смену той, куда ходила Грейс.
34. И кладбище при ней. Основано в 1806 году, так что людей, в убийстве которых обвинили Грейс, наверняка похоронили здесь же.
35. Здесь очень мирно и красиво.
36. Возвращаюсь опять в храм. Это зал для всяких торжеств и трапез (по большим праздникам его предоставляют нам, а в промежутках корейская молодежь играет тут в баскетбол). Время, однако, три часа, наши уже все разошлись, поэтому я отправляюсь в кафе по соседству, на той же Янг-стрит, где можно скоротать час (свадьба начинается в четыре, и ехать недалеко).
37. Время 3:05. Паркуюсь на задворках концертного зала. В нем, кстати, незадолго до описываемых событий выступал писатель Дмитрий Быков. Вот так причудливо тасуется колода.
38. Липы цветут и благоухают вовсю. Цитируя вышеупомянутого Быкова, "Меж тем июль, и запах лип и гари..."
39. Мне сюда. Кстати, обратите внимание - опять пандус.
40. Через дорогу еще одна церковь, на сей раз современной постройки, католическая.
41. Доска с описанием местных исторических достопримечательностей. Старше 150 лет, по понятным причинам, нет ничего - эти места только начали заселяться 200 лет назад. Оказывается, в Ричмонд-Хилле жил еще и писатель Фарли Моуэт - еще одна литературная ассоциация.
42. Здание бывшей школы, теперь кафе. На доске изложена история Ричмонд-хилла. Узнаю, что европейские поселенцы впервые пришли в эти места в 1794 году.
43. По этой фотографии понятно, что в Ричмонд-Хилле много иранцев. Совсем не так, как во времена Грейс, когда самой большой экзотикой в этих местах были ирландцы.
44. В кафе. Афиши приглашают на бесплатный кинопоказ под открытым небом. Еще можно налить себе воды с лимоном, тоже бесплатно. Беру кофе (увы, его отпускают только за деньги).
45. Стены уставлены стеллажами с книгами. Можно сидеть и читать хоть целыми днями. Туалет один, он же приспособлен для инвалидов (широкая дверь, кнопки открывания и запирания дверей).
46. Прилавок.
47. В туалете смешная картинка.
48. Подкрашиваюсь и примеряю шляпу. Селфи при полном параде.
49. Пора уже ехать - осталось только надписать поздравительную открытку новобрачным и вложить в конверт подарочную карточку от магазина. Магазин называется попросту Бэй, а полностью - Hudson's Bay Company, "Компания Гудзонова залива". Да-да, та самая: фактории, трапперы, бобровые шкурки, романтика. А теперь она торгует пошлыми тряпками. Вот так проходит мирская слава.
50. Время четыре часа с минутами - я уже у церкви, в которой будет проходить венчание. Это приход антиохийской церкви Святого Георгия.
51. Можно было и не торопиться - еще ничего не происходит. Фотографирую интерьер.
52. Коротаю время, изучая выданный мне буклет. В нем написано, во-первых, кто женится на ком (это очень важная информация), кто родители, кто свидетели и прочее, а также дается описание обряда венчания и разъяснение того, что значит каждая его часть. Кстати, замуж выходит та самая Наоми, которая у нас пропала и потом нашлась в описании
этого дня. Жениха зовут Пол, с ним я познакомилась
там же в скиту и потом еще неоднократно встречала на курсах в Университете Торонто (про них я писала
тут).
53. Без десяти пять наконец начинается движуха. Входит процессия - четыре священника, которые будут проводить венчание. Последним идет... узнали? Да-да, это отец Роберто, которого мы в последний раз видели
там же в скиту с лопатой наперевес. За ним шествуют брачующиеся, а замыкают шествие четыре пары дружков жениха с подружками невесты.
54. У алтаря.
55. Начинается венчание. На голову новобрачных возлагают венцы. Я слежу по книге.
56. Время 5:30. Наконец венчание окончено. Молодые уходят "со сцены", дружки и подружки выстраиваются справа и слева на ступенях алтаря, а справа от алтаря собираются коптские юноши, видимо родственники жениха...
57. ... и затягивают нечто традиционное коптское, видимо свадебное, аккомпанируя себе на литаврах.
.
58. Иду к выходу из храма. Это детская комната, она от собственно церкви отделена только стеклянной стенкой. Очень удобно. Пришел, сдал ребенка туда, и молись себе спокойно.
59. Молодые стоят у выхода из храма и принимают поздравления. Пожилая дама, стоящая к нам спиной - баба Живка, очень хороший и добрый человек. Пока у меня доходили руки опубликовать этот пост, ее не стало...
60. Время 6:00. Выхожу на улицу. Измученная подружка невесты стоит босиком, прижимая туфли к груди. Ее можно понять.
61. 6:05. Возвращаюсь обратно в храм. Очередь желающих поздравить жениха и невесту пока не иссякла, а коптские юноши с завидной выносливостью продолжают петь и дербанить в литавры.
62. Время 6:12. Наконец все всех поздравили, и мы выдвигаемся из церкви в расположенный тут же зал для проведения торжеств. В вестибюле можно выпить холодного лимонаду. Опускаю свой конверт в предназначенный для этого ящик и прохожу в зал.
63. Гаснет свет, и на экране начинают показывать снятый друзьями жениха и невесты безумно смешной фильм о том, как встречаться с человеком другой культуры.
64. На каждой тарелке лежит хлебец, испеченный в качестве подарка жениху и невесте в пекарне Святого Иоанна, о которой я рассказывала опять-таки
здесь. Жених и невеста выполняют положенные телодвижения, то есть разрезают торт и танцуют вальс.
65. Первая фотография после свадьбы - очень серьезное дело! Подружки невесты фотографируются в фойе с табличкой "еще не занята", а я иду к машине. Время уже не раннее.
66. Время 12:45. Я дома. Котики очень старательно показывают, что не ели с самого вчерашнего вечера и вот-вот умрут с голоду.
67. Сердце не камень - выдаю им по горсти кошачьих конфет. Слышен сосредоточенный хруст.
68. Календарь - почта - шарики и, конечно, любимое сообщество!
69. В интернете время летит незаметно. Иду расплетать произведение искусства, которое мне сегодня навертели на голове.
70. Вынимаю из волос полкило шпилек. Спокойной ночи! Спасибо, что провели этот день со мной!