31 декабря 2007 года. Новый Год под горой.

Dec 22, 2014 22:42

Доброго всем времени суток. Меня зовут Алексей. Сегодня я хочу вам рассказать, как можно недорого встретить Новый год. Встретить так, что не стыдно будет рассказать внукам. Для этого нужны билеты на поезд, велосипед и доля здорового авантюризма. Да. 2008-й год мы встречали именно под горой. В подземелье, в самом сердце Мурманской области. Мало того -- до горы мы ехали на велосипедах. Зимой. В Заполярье. Под катом рассказ о том, как это было (36 фотографий).

Вместо предисловия.

Нет. Не холодно.
Да. Летом не накатался.
Да. Резина шипованная

Мончетундра, лиса и другие...

8 утра. Подъём. Не рано и не поздно. Рано вставать бессмысленно - на дворе полярная ночь, светает ближе к полудню. Задерживаться тоже не стоит. День впереди длинный и насыщенный. Без спешки сворачиваем ковры и спальники, пакуем рюкзаки. Попутно съедаем углеводный завтрак из овсянки с сухофруктами и чая с печеньем. Через 40 минут выходим из квартиры, ставшей нашим домом этой ночью, седлаем железных коней и отправляемся в путь.

1. 8:10.Роза в термосе. Сразу видна обитель туриста.

2. 8:10.Завтрак туристов

3. Велопаркинг в комнате. А как иначе?

4. 8:40. Счётчик в квартире над дверью, а не в щитке на площадке.

5. 8:40. Выходим из подъезда.

6. 8:45. Полярная ночь. На улице ещё темно.

В 9.00 мы попрощались с Мончегорском и поехали вдоль комбината Североникель на М18. Впереди нам предстояло главно испытание сегоднящнего дня -- 5-тикилометровый тягун. Долго-долго мы взбирались на него. Справа -- Мончетундра, слева -- Сопчуайвенч, впереди светлеющая полоска неба, говорящая о том, что солнце всё-таки где-то есть, но ему недосуг загляывать в этот суровый край.

7. 10:45.Мончетундра

8. 11:20. Где-то в пути.

Долгие 40 минут подъёма наконец-то закончились. Стали видны Хибины и озеро Имандра. Дальше был спуск, ещё несколько десятков километров по М18 и вот отворотка на Апатиты. Тут нас догнала машина со знакомыми Влада. Немного постояли, поболтали, выслушали очередную порцию восхищений от задуманного нами. И вдруг увидели лису. Да-да. Самую-пресамую настоящую. Рыжую. Пушистую.

Оказалось, что у неё повреждена передняя лапа, и она, чуствуя приближение мороза, выбежала к людям, в надежде, что её покормят. И её надежды оправдались. Тут же остановилось несколько машин, люди вышли пофотографировать это маленькое чудо, у кого-то оказалось в машине что-то съедобное. Все остались довольны -- и лиса, и случайные зрители её бенефиса.

9. 12:45. Привет

Маленькое велоледовое приключение

10. 14:00 Пролив Экостровская Имандра

В 14.00 мы подъехали к мосту через Экостровскую Имандру. Пролив вопреки ожиданиям оказался замёрзшим. У Влада появился хитрый блеск в глазах. Километра через 4 подъехали к спуску на озеро, где стояла небольшая турбаза. Аборигены сказали, что у берега лёд довольно крепкий. А снега на льду нет, и Влад решил не упускать возможности потоптать шипами открытый лёд.

Мне к велоледовым не привыкать, Владу тоже, и мы покатили по льду в надежде выехать у домика моржей в старых Апатитах в Тик-губе. Лёд чистый, катится хорошо. Даже небольшой встречно-боковой ветер не мог испортить такого удовольствия. Через час пути мы вышли на берег в назначенном месте.

11. 14:50. Озеро Имандра

12. Привал на льду Имандры.

В гостях у геофизиков

Минут через 40, после выхода со льда мы были уже в академгородке Горного Института КНЦ РАН, где нас уже ждал Александр Швецов. Оставив всё почти все вещи и велосипеды в домике у геофизиков, мы пошли гости к гостеприимному хозяину. По пути мы пытались найти хоть какие-нибудь хлопушки или бенгальские огни, но к сожалению, магазины были уже или закрыты, или искомый товар давно и безнадёжно раскуплен. Но Александр и тут выручил нас, презентовав несколько хлопушек и упаковку бенгальских огней.

13. 17:10. Я и Влад в домике геофизиков.

После небольших посиделок с Александром и его женой Татьяной, мы отправились на рандеву с местным спелестологом Михаилом. По пути заглянули в магазин, купив мандаринов, шампанского и ещё кое-какой мелочёвки к новогоднему столу.

Дальнейший наш путь лежал в Хибины к подземелью "Автоуклон", где и была намечена встреча Нового Года. В назначенное время подошёл Михаил и мы на маршрутке поехали в в Кировск. В Кировске нам предстояла пересадка на местный рейсовый автобус, который должен был довезти нас до посёлка 23-й километр, откуда нам предстояли ещё несколько километров пройти пешком до входа в подземелье. В Кировске мне очень понравился местный "Биг-Бен" - старая пожарная каланча, которую привели в порядок, покрасили и установили на вершине часы.

Минут через 20 мы выгрузились из автобуса. Вот тут я впервые и увидел Хибины в непосредственной близи. Картина открылась красоты непоисуемой. Представьте - ночь, темнота а вокруг тебя заснеженные вершины, слегка подсвеченные рудничными огнями. И кажется, что стоит только протянуть руку и ты сможешь дотронуться до них. Горы видно и из Кировска, но только днём. А тут резкий контраст из равнинных Апатит и прямо в сердце Ботанического цирка Хибин. Прямо дух захватывает!!!

14. 20:50. В Ботаническом цирке

Но любоваться красотами можно и в пути, поэтому мы, надев фонари, отправились дальше. Вскоре мы подошли к входу в Автоуклон. По пути срубили маленькую ёлочку, чтоб было что украсить (гринписовцам и прочим екологам - порубочный билет на ёлочку был честно куплен заранее). Немного постояв, отправили последние поздравительные СМС-ки. И вперёд, вглубь горы.

Штурм Автоуклона

Вход в Автоуклон почти полностью засыпан, но дырка в которую хоть и с трудом, но можно протиснуться, осталась. Само подземелье не очень сложное - туннель с уклоном в 20-25 градусов. Но поскольку все дренажные системы разрушены временем, там течёт довольно широкий ручей. Сам по себе ручей не страшен, главную сложность представляла полоса льда, на которой были все шансы получить травму, плюс свисающие со свода сосульки.. И один раз я всё-таки не удержался и поехал вниз, но мне удалось вовремя зацепиться.

15. 22:15. Портал тоннеля. Вид изнутри

16. Влад и Михаил на полосе льда

17. Начало Великой трубы. Великая труба (воздуховод диаметром около 1 метра) идёт по всему подземелью и заканчивается у решётки, разделяющей Автоуклон и действующую часть рудника.

Вскоре мы благополучно преодолели все препятствия и разместились в ангаре, где раньше был гараж и мастерские для обслуживания техники. Немного побродив по гаражу мы нашли более или менее сухое место. Найдя раму от старого вентилятора, мы накинули сверху на нее пенку, соорудив импровизированный стол. Тут же из старых плафонов освещения сделали подставку для ёлочки, украсив её мишурой, велосипедными фонарями и всякой мелочью, оказавшейся в карманах.

18. 23:00. Наряжаем ёлку.

До наступления Нового Года оставалось минут 40, поэтому мы с Михаилом отправились осматривать подземелье. Дошли до входа в действующий рудник, заваренного решёткой. Пофотографировали водопады, льющие с потолка, и старую разобранную машину для погрузки руды.

19. 23:20. Сбойка между ангаром и основным тоннелем.

20. Ещё одна сбойка.

21. Ниша безопасности в тоннеле.

22. Ледяные обои

28. Комната ВВ(П)

29. Михаил на борту погрузочной машины

Часы двенадцать бьют

Роль курантов выполнял один из мобильных телефонов, на котором загодя было выставлено точное время. Традиционное Новогоднее поздравление президента пришлось пропустить, но тут уж ничего не поделаешь -- радио в глубине Юкспорра не ловит.

30. 00:00. Разливаем шампанское по бокалам.

Наконец-то наступает долгожданный момент... Звенит будильник, открывается и разливается по крышкам термосов шампанское, зажигаются бенгальские свечи... Новый год под Юкспорром мы отмечали первые!!! Дальше были хлопушки, фотографирование у ёлочки, неспешные разговоры о том, о сём, планы на будущее. Время в подземелье летит незаметно. Пришла пора выбираться на поверхность.

31. 00:15. Бенгальские свечи.

32. 00:20. Новогодняя ёлка в интерьере

Мы свернули стол, на прощанье запустили фейверк, который Михаил принёс с собой. Оставили в центре гаража ёлочку. Следующие спелестологи, которые заберутся в Автоуклон жутко обзавидуется. К половине третьего, благополучно преодолев полосу льда, мы вышли на поверхность, а ещё через 40 минут садились в машину, которая отвезла нас до Апатит.

33. 01:50. Михаил страхует меня на полосе льда.

34. 02:00. Вышли на поверхность.

35. 03:10. Садимся в такси.

Потом были небольшие посиделки у Швецовых. С шампанским и Немировым, оливье и селёдкой под шубой. Звонки друзей, которые узнав где я нахожусь и где я встретил Новый Год тут же выдавали одну и ту же фразу: "Ты псих, но я тебе жутко завидую"... Спать легли уже практически утром.

36. 06:00. Ложимся спать в гостевом домике.