"Бёрдмэн, или Неожиданное достоинство невежества", драма, комедия, режиссер - Алехандро Гонсалес Иньяритту.
Сегодня не ждите хорошей рецензии. Потому что хорошие рецензии пишутся на плохие фильмы, а этот фильм БЛЕСТЯЩИЙ. Именно так, большими неоновыми буквами - БЛЕСТЯЩИЙ, ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ, УМОПОМРАЧИТЕЛЬНЫЙ фильм! Ручаюсь, вы очень давно не видели такого в кинотеатрах.
Стареющий актер Ригган, который прославился 20 лет назад в роли голливудского супергероя Бёрдмэна (Майкл Китон) , хочет вернуть себе славу, и доказать миру, что стоит чего-то и без супергеройского трико. Он ставит драматическую пьесу на Бродвее и отчаянно боится облажаться. Вместе с ним не менее отчаянно нервничает актриса, для которой эта постановка - последний шанс войти в театральную элиту (Наоми Уотс), друг-продюссер (Зак Галлифанкис) и экспансивная театральная звезда, парень, у которого в прямом и переносном смысле стоит только на сцене (Эдвард Нортон). Из-за кулис за всем этим с равнодушным видом наблюдает дочь, наркоманка после реабилитации, которую главный герой взял в помощницы (Эмма Стоун). А еще у Риггана, кажется, в самом деле есть некоторые суперспособности (или нет? это не главное), а сам Бёрдмэн ушел с экранов, но не из головы героя, откуда он вещает неприятные истины властным низким голосом.
Если список актеров, сюжет, и мой восторженный обморок еще не замотивировали вас сходить в кино, вот вам еще пара крайне предвзятых оценок.
Актерское мастерство.
Эдвард Нортон - безусловная звезда первой половины фильма. Обаятельный снобизм, сволочная одаренность, одержимость театром и "Эй, а где твои трусы? - Думаю дома под кроватью"... (Здесь должна быть фраза: "За это ему можно простить даже *подставить любую провальную роль*". Но проблема в том, что у Эдварда Нортона, как и у его экранного героя, нет плохих ролей).
Майкл Китон. Вряд ли нужно в сотый раз писать, как занимательно, что постаревшая звезда "Бэтмэна" играет постаревшую звезду "Бердмэна". Но эта тройная ирония - Майкл Китон, который в кино играет самого себя, который в театре играет самого себя - поневоле заставляет всматриваться в кадры с его участием еще внимательнее. В роли Риггана он очень убедителен. Каждый, кто хоть раз пытался прыгнуть выше головы, испытает легкий озноб узнавания глядя на этого парня. "Эта пьеса некоторым извращенным образом стала напоминать мою жизнь, и теперь она таким ма-аленьким молоточком постоянно бьет меня по яйцам."
А еще Эмма Стоун. Все что можно сказать об этой прекрасной рыжей (которая в "Бёрдмэне" внезапно блондинка) уже сказал Джим Керри, так что просто пойдите и посмотрите
Дальше должно быть много слов про театральную камерность этого фильма, и про эффект непрерывного плана, и про эти классные барабаны, которые отменно держат атмосферу нервозности, и про то, как актеры снимали сцены одним дублем - потому что в театре второго дубля нет. Все это вы уже читали, а если нет - оно лежит в одном клике.
[А теперь, если вы еще не смотрели ] Итак, чем этот фильм восхищает (за исключением того, что ты испытываешь наслаждение от каждой его сцены)? Он восхищает отказом от клише, пусть за лучшие из них мы и любим Голливуд.
Конечно, внимательные зрители сразу назовут мне десяток клише, но ведь я только о главном. Следите за моей мыслью.
Весь фильм Ригган отчаянно пытается сделать что-то настоящее, что-то стОящее, доказать миру, что он существует, что достоин любви. Он понимает в развязке, что как ни выворачивай нутро, через стену предвзятости, элитарности и снобизма не пробиться, что его драма оборачивается фарсом и двадцатью тысячами просмотров на "ютьюбе". Что пистолет в его руке даже не игрушечный - он несуществующий. "Я не существую", - говорит главный герой пьесы, которого играет Ригган, и он понимает, что это правда. У него есть последний аргумент - смерть. Это как доказательство от противного - смотрите, я умер, следовательно, я жил. Он заряжает пистолет и вместо сценического самоубийства, в кульминации спектакля должно совершиться настоящее.
Этот ход предугадывался с середины фильма. Добавим восхищенные рецензии наутро - и, вуаля, мы имеем пошленькую голливудскую драму. Но нет, слава богам кинопленки, режиссер пошел дальше.
Ригган просыпается в больничной палате - вместо того, чтобы убить себя, он только отстрелил себе нос. А повязки на его лице после пластической операции - комичная версия маски Бёрдмэна. Публика любит его, репортеры ломятся в дверь палаты, число подписчиков в твиттере зашкаливает, и - главное - высокомерная критикесса, которая планировала уничтожить, возводит его на пьедестал с несколько снобским, но все же положительным заголовком "Неожиданное достоинство невежества". Еще пара гэгов, и вот мы имеем симпатичное, хотя и несколько банальное хэппи-энд-муви, правда? И снова нет, не отводите глаз от экрана.
Ригган остается один. У него даже застрелиться не вышло - ну что за неудачник! Хотя, с другой стороны, публика любит его, критики любят его, у него новый нос и новая жизнь, он восстал после двадцати лет забвения в свете и славе. Он открывает окно. С улыбкой вдыхает весенний воздух. Никакого больше Человека-птицы, отныне люди отдельно - птицы отдельно, он стОит чего-то сам по себе. А стоит ли? Чем отличаются любовь и популярность? Он шагает из окна, и...
И здесь режиссер делает заключительный финт. Картинка раздваивается в глазах смотрящего. Умеет герой летать или это только кинематографическая метафора? Трудный подросток Сэм смотрит в небо и улыбается - но видит ли она там летящего Риггана? Или только его дух, которому удалось освободиться от оков немощной, нелепой и суетной плоти?
Ригган одновременно жив и мертв, он дурачок и принц датский, выиграл - и смел со стола все фишки к чертовой матери. Восхитительная двусмысленность финала - вишенка на торте, дайте этому фильму все оскары, которых он требует, и покажите мне еще раз!