Уже два года, как было озвучено решение о расширении Москвы за счет присоединения новых территорий. Первоначально декларировалось, что это необходимо для снятия центростремительного давления на Москву, и что путь решения проблемы - лежит через преобразование Москвы из моноцентричного образования в полицентричное. А для того, чтобы зародить новый центр в рамках полицентричной модели, предлагалось перенести на присоединенные территории федеральные министерства и ведомства. Это было первоначально…
Однако со временем все эти идеи канули в лету… Теперь озвучиваются другие идеи. Это идеи переноса на присоединенные территории объектов, которые Старой Москве не нужны: есть предложение перенести сюда Бутырку, туберкулезный диспансер, логистические центры, склады, промзоны, мусоросжигательный завод, и даже было озвучено предложение строительства мечети. Кроме того, была озвучена идея переселения сюда 2х-3х млн. москвичей - преимущественно пенсионеров и жителей 5-ти этажек. Эти идеи озвучивались московской властью. Что же касается местной, Троицкой власти, то ими произносятся такие слова, что мы должны стать центром притяжения в тех областях, в которых традиционно сильны - т.е. в медицине и образовании. Соответственно, должны строить на своей территории школы, больницы, поликлиники... В расчете, видимо, не только на тех жителей, которые уже проживают на присоединенной территории, но и на те 2-3 млн. москвичей, которые предполагается сюда переселить. Подобные предложения озвучиваются местной властью несмотря на то, что строить больницы и школы в Троицке просто негде. Тем не менее, лозунг: “мы должны стать центром” - стал уже штампом…
Однако зададимся вопросом: каким образом данный лозунг может содействовать решению проблем г.Троицка с рабочими местами, транспортом и отсутствием мест для строительства? Начнем с транспорта. Транспортную проблему предполагается решить посредством расширения Калужского шоссе и строительством дублера. Однако описанный выше сценарий (который озвучивается сейчас московскими и местными властями) - даже при условии расширения Калужского шоссе - в среднесрочной перспективе не даст никаких послаблений в плане транспортных проблем, поскольку схема построения транспортной сети на присоединенной территории при таком сценарии остается радиально-тангенциальной, с центром в Старой Москве. И рабочими местами - там же.
В дальнейшем - при реализации плана переброски сюда населения как основного плана освоения этой территории - с новой силой встанут все те же проблемы, которые Троицк испытывает уже сейчас - после десятилетия опережающего строительства жилья, ориентированного на внешний спрос. А именно: проблемы отсутствия рабочих мест и явное отставание социальной инфраструктуры. И главное, что население, ориентированное на работу в Старой Москве, тут же забьет под завязку расширенное Калужское шоссе, точно так же, как оказалась забитой сейчас МКАД. Ведь МКАД была расширена до 6 полос в 1997 году, но в результате через 10 лет вновь оказалась дорогой, на которой каждый день образуются 10-бальные пробки (длинною в 10, а зимой и в 40 км). Вокруг МКАД уже застроено все, в том числе и участки, предназначавшиеся для возможных последующих реконструкций.
Троицк, который сейчас рекламируется в качестве центра притяжения в плане медицины и образования - при таком развитии событий станет центром притяжения только для школьников и больных. Обеспечить взрослое население рабочими местами в больницах и школах при этом, очевидно, не удастся, и возросшее в численности взрослое население опять будет ориентировано на поиск работы в Старой Москве, усугубляя тем самым нагрузку на общественный и личный транспорт.
Как итог, можно резюмировать, что в рамках реализации тех замыслов, которые держат в голове элиты Москвы и Троицка, находящиеся сейчас у власти - центростремительное давление на Москву снять не удастся. Однако, тем не менее, способ есть, и он приводится ниже. Главное - не упустить время.
Если упустить время, полицентричная модель Москвы окончательно будет похоронена, поскольку стихийная точечная застройка территории не позволит в дальнейшем изменить конфигурацию столь же стихийно возникшей транспортной сети.
А Москва, в свою очередь, упустит свой шанс реализовать проект зарождения нового центра в полицентричном её варианте.
Основная альтернативная идея заключается в том, что единственный способ зародить-таки на присоединенных территориях новый центр притяжения - это создание транспортного моста из Старой Москвы в центр на новых территориях.
Что такое транспортный мост?
Это инженерное сооружение, которое, позволяет быстро перебрасывать из одной точки в другую большие массы людей. Без промежуточных остановок. Своеобразный телепорт…
Такое сооружение, во-первых, в обязательном порядке должно содержать в своем составе скоростной общественный транспорт, и, во-вторых, не должно содержать промежуточных остановочных пунктов. Один остановочный пункт должен быть расположен в Старой Москве, а второй - примерно в центре присоединенных территорий. С учетом того, что единственный крупный центр на присоединенной территории - это Троицк, можно предусмотреть два остановочных пункта: один в окрестности Троицка, а другой в районе Вороново. Но критически важно, чтобы промежуточных остановочных пунктов между Москвой и Троицком не было, и время в пути занимало около 20 минут или менее в любую погоду и при любой загрузке Калужского шоссе.
Таким мостом могла бы стать ветка скоростного трамвая, например, или подвесной монорельс. Чтобы не было недопонимания, оговорюсь, что скоростной трамвай - это аналог наземного метро, но вместо 10 вагонов имеет в своем составе 2-3 вагона. Рельсовый путь скоростного трамвая огорожен вертикальными ограждениями с двух сторон, и даже при существующем у нас в стране уровне технического развития, такой трамвай без проблем может двигаться со скоростью 100 км/ч.
Что даст схема, при которой будет реализован транспортный мост?
Во-первых, радикально будет изменена конфигурация дорожной сети на присоединенных территориях.
Во-вторых, возможной станет реализация любых проектов на новых территориях, включая проекты переброски министерств и ведомств (или других тяжеловесов). Для чего, прежде всего, необходимо решить вопрос скоростной миграции трудовых ресурсов между центрами полицентричной Москвы. Министерства и ведомства, например, приедут сюда только в том случае, если будет выполнено условие транспортной доступности новых площадок для кадров из Старой Москвы.
В-третьих, это позволит снять нагрузку с Троицка как центра местного значения, и переориентировать новое строительство на территории, лежащие дальше за Троицком, дальше от Москвы. Эти территории - при наличии транспортного моста - приобретут такую же ценность, как и ближайшее к Москве замкадье.
Иной ход развития событий, предполагающий однородное разрастание транспортной сети вокруг Старой Москвы - приведет к плачевным результатам. Москва будет обречена обрастать “шубой” из спально-складских районов, и, соответственно, на дальнейшее усугубление транспортного коллапса. Т.е. у Москвы на сегодняшний день, по сути, нет другого выбора, как зарождать новые центры полицентрии и соединять их транспортными мостами.
Теперь о деньгах. Если возникает вопрос, откуда брать деньги на реализацию этого грандиозного проекта (транспортного моста), то ответ таков: из бюджета города Москвы. Возможно, частично, также и из федерального бюджета, учитывая то, что Москва является столицей, городом федерального значения. И уж точно, что Троицк в этом процессе не является просителем - это прежде всего нужно Москве. Для Москвы проект Троицкого транспортного моста мог бы стать неким пилотным проектом, который впоследствии мог бы стать примером для других центров полицентрии в Новой Москве. Ведь не факт, что расширение Москвы в направлении Троицка останется единственным в своем роде. Логичнее было бы предположить, что этот процесс расширения Москвы продолжится, если пилотный проект расширения в сторону Троицка принесет удачный результат - т.е. снимет центростремительное давление хотя бы по юго-западному направлению. И если мы согласились с тем, что положительный результат очень важен при осуществлении пилотного проекта, то, как следствие, надо согласиться и с тем, что этот проект должен быть красивым и привлекательным. Он должен вызывать эстетическое удовольствие от созерцания и пользования этим техническим средством, а также гордость за содеянное, а не решать текущую проблему самым дешевым способом в краткосрочной перспективе. Именно из этих соображений в самом начале статьи, наряду со скоростным трамваем, был упомянут, например, и гораздо более дорогой транспорт - монорельс.
Теперь остается кратко остановиться на вопросе, что даст это для Троицка.
Для Троицка, на мой взгляд, осуществление проекта транспортного моста приведет к распутыванию всего клубка имеющихся проблем: транспортных, экологических, социальных, проблем выбора стратегии дальнейшего развития и проблем отсутствия территорий. Зарождение нового центра посредством транспортного моста даст возможность:
1. Запланировать создание административного центра Новой Москвы не в Троицке, а несколько дальше за Троицком в сторону Вороново;
2. Позволит принять разумное решение о размещении новых объектов - поликлиник, больниц, школ и других объектов (в частности, тех, которые предполагается перенести сюда в рамках программы глобального переноса) - дальше за Троицк и ближе к административному и транспортному центру Новой Москвы;
3. Позволит всю дополнительную инфраструктурную нагрузку равномерно распределить между двумя опорными пунктами транспортного моста на новых территориях - между Троицком и Вороново;
4. Даст шанс сохранить Троицкий лес от застройки;
5. Снизит давление (притупит алчные взгляды) на земли РАН и позволит сохранить в Троицке научный кластер;
6. Даст повод пересмотреть конфигурацию транспортной сети, и в частности - предложить альтернативу дороге через лес;
В свете всего сказанного, расширение Москвы за счет присоединения новых территорий (в рамках которого Троицк стал первым присоединенным городом) - это, несомненно, благо для нашего города. Это спасительная соломинка, протянутая нам со стороны Москвы, и наша задача - не упустить свой шанс, ухватиться за эту соломинку - дабы развивать ситуацию в направлении полицентричной Москвы. Иначе мы потеряем всё - всю Троицкую самобытность, и превратимся в обычный спально-складской район со всеми присущими ему проблемами, нарастающими, в добавок, пропорционально удалению этого спального района от центра Старой Москвы.
P.S.
Неплохая аналитическая статья, в которой более подробно расписаны лишь вскользь упомянутые выше факты - находится здесь:
http://moscowbig.ru/news/ehkho_moskvi_dva_goda_specoperacii_novaja_moskva_itogi/2013-07-23-735Или здесь:
http://www.echo.msk.ru/blog/kosmopletov_aristarhh/1120312-echo/Однако в данной статье (в самом её начале) содержится некое ложное утверждение, что Владимир Путин ни разу, якобы, не высказался о Новой Москве - ни в период президентства Медведева, ни после того, как сам был избран президентом после Медведева. Это неправда.
На большой пресс-конференции 20.12.12 президент Путин в одном из своих ответов затронул вопрос о перемещении госструктур на присоединенные территории Новой Москвы. Затронул он этот вопрос в том ракурсе, что всё нужно чётко посчитать: сколько денег удастся выручить за соответствующие объекты в центре Старой Москвы, и сколько придется затратить на создание новой инфраструктуры на территориях Новой Москвы. Без расчета - начинать процесс нельзя.
И в этом он абсолютно прав. Никто не спорит с тем, что всё надо тщательно посчитать. Но существует один простой факт: подобный инфраструктурный проект - это долгосрочный проект, не укладывающийся в рамки быстрой окупаемости. Т.е. если результат расчетов окажется дефицитным (а он, несомненно, таким и окажется), то нельзя отказываться от проекта только по этой причине. Будущая полезность может перекрыть любой бюджетный дефицит. К тому же любому здравомыслящему человеку понятно, что если этого не будет делать государство (при дефицитном бюджете проекта), то этого не будет делать никто. Если государство не инициирует процесс зарождения центра в Новой Москве, то бизнес этого делать не станет уж точно. Все, на что способен бизнес - это садиться на готовую инфраструктуру, и пристраивать свои объекты там, где инфраструктурные вложения минимальны. Однако надежду вселяет тот факт, что транспортные проблемы Москвы уже затронули властную элиту настолько сильно, что последняя решилась на такой отчаянный шаг, как присоединение к Москве новых территорий. Остается теперь ждать, и активно подталкивать власть к тому, чтобы она решилась и на следующий значительный шаг - на начало осуществления проектов, требующих очень крупных и долгосрочных вложений.
Владимир Семёнов
http://www.veche.org/node/1954