Еще по закону об саморегулированию в Интернете

Jul 15, 2012 01:18

13 июля
Оригинал взят у ilya_ponomarev в Еще по закону об саморегулированию в Интернете
Тут вот oleg_kozyrev написал, что он не понимает мою позицию по закону, и задает вопросы:
1. Почему вы поленились провести общественное обсуждение этого законопроекта?
2. Почему вы так торопитесь с его принятием?
3. Где отзывы участников рынка, блогеров и интернет-пользователей на законопроект?

Раз правильный человек спрашивает, надо ответить. Отвечаю:

1. Концепция закона готовилась осенью 2011 года, и была презентована публике в феврале 2012. Я неоднократно призывал обсуждать эту тему на каждой профильной конференции, начиная с прошлогоднего Тверского информационного форума, у меня куча свидетелей ))). Обычной реакцией интернет-компаний было "нам и так хорошо, обсуждать тут нечего". Это традиция нашего общества - просыпаться не ДО, а ПОСЛЕ события. Кстати, к выборам это тоже относится, и у нас еще куча законов, вокруг которых не удалось провести по-настоящему широкую дискуссию. Между прочим, сейчас идет эпохальный закон "О федеральной контрактной системе", я уже не один раз информировал об этом и приглашал на рабочие группы в Думе, но что-то никого, кто столько кричит про коррупцию в госзакупках, я там не видел. Так что борюсь с превосходящими силами противника я один.

2. Мизулина - очень цепкий депутат. Она смогла протащить антипедофильский пакет в прошлом созыве вопреки мощнейшему сопротивлению. Увидев возможность довести закон до принятия, она уже не останавливается. Хотя в данном случае я активно советовал ей взять паузу и провести еще раз обсуждение. Вместо этого она просто учла содержательную часть критики и добилась принятия закона.

3. А этот вопрос я бы хотел задать всем присутствующим. Где же эти отзывы? Где конкретные тексты поправок, а не вал эмоций? У меня есть замечания Google и РАЭК, которые были переданы Мизулиной и частично учтены (не учтен вопрос с URL vs IP, думаю, там еще придется возвращаться к тексту закона и его править).


Добавлю, что когда такие гуру в Интернете, как тов. navalny пишут, что теперь можно будет любой сайт закрыть путем размещения комментов с ссылкой на порно, меня это удивляет и заставляет подозревать их в подыгрыванию публике. Ведь как раз борьба с подобным сценарием в рамках действующего законодательства невозможна; имеются неоднократные примеры того, как СМИ были вынуждены отключать свои форумы ровно по причине злонамеренного размещения в комментариях к статье "плохого" контента, после чего тут же прилетало предупреждение Роскомнадзора. Принятый законопроект впрямую направлен именно на борьбу с таким сценарием, потому что блокироваться будет не сайт с ссылкой на "плохой" контент, а сам "плохой" контент. Кроме того, сам факт того, что регулированием будут заниматься сами участники рынка, гарантирует неприкосновенность всех известных ресурсов, особенно yandex, livejournal, youtube, вконтакте и т.п. - разве может провайдер отключить главных генераторов трафика в сети, т.е. источник своего дохода???

На самом деле, принятый закон находится не в ряду возмутительных антидемократических инициатив ЕР - митинги, НКО, клевета, теперь вот еще и волонтеры. Напротив - это маленькая победа здравых сил, возможность оборонять Интернет-свободы более эффективно, отбирание у государства важнейших полномочий по влиянию на Интернет в пользу саморегулируемой организации провайдеров. Его удалось принять только потому, что в Думе и ЕР практически нет специалистов в данном вопросе. И то уже правительство спохватилось и устами Минкомсвязи заявило, что не хочет отказываться от своих полномочий по регулированию Сети, и будет настаивать на пересмотре закона. А вы, друзья, активно ему в этом сейчас помогаете!

Надеюсь, я смог объяснить свою позицию. И хочу задать встречный вопрос: какие конкретно поправки нужно внести и куда, чтобы реализовать задачу эффективной борьбы с таким сценарием:
житель Белоруссии продает порно-контент российским потребителям, размещая информацию на виртуальном сервере в домене .com, физически хостящимся в Голландии, управляемым компанией с Каймановых островов, зарегистрированной на гражданина Ирландии?
Сценарий не придуман, а реален, кстати.

PS И еще критическую статью написал тов. Баранов на Форум.мск.ру. Еще один пример того, как нет возражений по существу, зато много эмоций на тему Шлегеля, который даже не является соавтором этого законопроекта! Товарищи, ну давайте все-таки дебатировать не в стиле "о чем мне может говорить человек без паспорта", а опираясь на конкретный текст и приводя содержательные аргументы...

11 июляОригинал взят у ilya_ponomarev в Сегодня в Думе рассматривают закон об интернете во втором (и в третьем) чтении. Правда о законе
Сегодня в Думе пройдет рассмотрение "закона об Интернете" во втором, а затем (по всей вероятности) и в третьем чтении. Это означает, что с 1 ноября 2012 года будет создана новая саморегулируемая организация, которая будет следить за контентом в сети.

В чем суть закона? Понимаю, что моя точка зрения в Сети вряд ли будет особенно популярной, но тем не менее, я считаю, что такой закон нужен.


Я в течение 4х лет, пока существовал комитет по информполитике, был сопредседателем рабочей группы по регулированию Интернета, представляя оппозицию. Сначала моим партнером в группе была Ольга Носкова, а затем ее сменил Роберт Шлегель. Наша общая позиция всегда была простой: не допустить принятия "специального" законодательства по Интернету, и не дать возможность никаким органам власти вводить особое "регулирование" Сети. Поэтому мы торпедировали, в т.ч., законопроект РОЦИТ "Об Интернете", как несущий на себе опасность введения госрегулирования и особых правил. Взамен мы с Михаилом Федотовым и Астамуром Тедеевым разработали набор поправок в "обычные" законы - Административный, Уголовный, Гражданский кодексы, которые бы дали возможность бороться с обычными преступлениями (клеветой, распространением порнографии и т.п.), совершаемых с помощью Сети, и наказывать преступников, а не владельцев сайтов или компьютерных сетей, на которых размещают "плохой" контент типа детской порнографии или черного пиара. Однако они умерли в Правительстве. А правоохранительные структуры прессовали провайдеров на предмет борьбы с "плохим" контентом, пытаясь наказывать тех, до кого им проще дотянуться. В то же время Россия стала рассадником киберпреступности.

В итоге осенью прошлого года группа инициативных товарищей из числа акционеров крупных провайдеров, замученная регулярными наездами правоохранителей, инициировала введение саморегулирования в Сети, создав Лигу безопасного интернета. Идея простая - оградить Интернет от вмешательства государства, создав организацию, облеченную доверием ключевых игроков, и которая сама будет фильтровать сеть от "плохого" контента. Сегодня мы принимаем закон, разрешающий такую структуру.

Хотел бы обратить внимание, что ключевые опасности удалось заблокировать во втором чтении. Упоминание об абстрактном "плохом" контенте убрано, и зона действия законопроекта четко ограничена детской порнографией и педофилией. Контактный орган госвласти однозначно определен в лице Роскомсвязьнадзора, таким образом попытки МВД и ФСБ вмешаться отбиты. Наконец, введена процедура убирания сайтов из "черного списка".

Главная проблема, которая осталась - это нерешенный спор о том, по IP или по URL должна проходить блокировка. Я склоняюсь к IP (потому что URL генерируется динамически), но посмотрим, как это будет работать. Поправить тут будет легко.

Можно ли использовать законопроект во вред? Можно. Особенно если позже провести специальные поправки, добавив в зону саморегулирования политику. Но главные опасности, связанные с цензурой: упоминанием экстремизма, терроризма, политики и т.п., Мизулина отбила. Поэтому я бы призвал не поддаваться массовому психозу. Очень плохо, что когда я неоднократно призывал Интернет-сообщество обратить внимание на этот закон, никто не шелохнулся, а сейчас все сильно возбудились. Также очень плохо, что Единая Россия так сильно гонит скорость принятия этого закона, стоило бы массово пообсуждать поправки, прежде чем выносить на второе чтение.

Тем не менее, предлагаю всем прочитать текст закона и высказать конкретные поправки, я готов их внести отдельным пакетом:

http://asozd.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ByID/693A11B3C064880A43257A3700576422/$File/%D0%97%D0%90%D0%9A%D0%9E%D0%9D%D0%9E%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%95%D0%9A%20%D0%BE%D1%82%207.07.12.%20%D0%90%D0%9F.%20%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B2%D0%B8%D1%81.rtf?OpenElement

http://asozd.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ByID/F76D61A06D5DB63743257A1600479905/$File/%D0%9F%D0%BE%D1%8F%D1%81%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%B0.rtf?OpenElement

Депутаты с народом, Юридическая справка, Закон об информации

Previous post Next post
Up