Противостояние усатых: «Утомленные солнцем 2»

May 05, 2010 12:36


Больше 30 миллионов евро, весь пантеон российских актеров, активное промывание мозгов через телевизор и принудительное посещение кинотеатров целыми школьными классами. Все это о самом неоднозначно фильме мая - «Утомленные солнцем 2». Писать рецензию по прошествии полутора недель - сложно. Все, что могли сказать, уже сказали - и про «покажи мне сиськи», и про типично михалковский пафос, и про клюкву, и про несоразмерно огромный бюджет, и про то, что фильм собрал в прокате за две недели всего 7 миллионов долларов. Давайте расскажу и я, почему бы и нет. Тем более, есть, за что фильм загнобить, но в тоже время, есть и за что похвалить.

Сюжет, конечно, мама не горюй. Главный герой в исполнении усатого режиссера неожиданно воскресает из мертвых, равно как и его антагонист. Я так понял, что с первым фильмом продолжение связывают лишь фамилии главных героев, но первый фильм я не смотрел, потому для меня фильм был целостным. Значит, пробежимся по так называемым точкам накала идиотии. Котов макает Сталина в торт, за что попадает в лагерь. Там прямо накануне войны, ему меняют политическую статью на уголовную, а всех заключенных с политической - немедленно расстреливают. Котов с уголовником сбегают и добираются до речки. На речке - мост, его взрывают вместе с эвакуирующимися жителями окрестных деревень. Котова, уголовника и подрывников отправляют в заград-отряд, навешивая им ярлыки смертников. Далее эти смертники переживают атаку немцев с тыла, и Котов выживает. Параллельно - дочь Котова работает в пионерлагере, потом пытается эвакуироваться, потом проходит обряд крещения, общается с миной и в самом конце выполняет важную просьбу умирающего танкиста. Танкист, понятно, поклонник Chat Roulette и ничего, кроме «Покажи сиськи» не желает. Дочь Котова показывает сиськи, и на этом фильм заканчивается.

Как видите - сюжет просто ахтунг. Если вдаваться в разбор деталей, то Михалков просто гениально предвосхитил любые пародии, удачно сняв глумеж над собственным же фильмом. Получился отличный театр абсурда - гротескный Сталин шевелит огромными усами, терминатор-Котов постоянно ковыряет свою железную руку, в заград-отряд присылают кремлевских курсантов. Каждая сцена вызывает массу эмоций, которые далеки от гордости за победу. Непонятна радость главного героя, который воспринимает начало войны как начало свободы, видимо, это очень глубокий авторский замысел, который нам, несомненно, раскроют в последующих анализах фильма. Лично я постараюсь придерживаться той версии, что Михалков решил повторить успех Монти Пайтона и снял фильм в стиле just for lools, и теперь со смехом наблюдает, как многочисленное либералистическое быдло, годами сравшее на историю нашей страны, усиленно ищет смысл в бредовых пафосных заявлениях Котова.

Добавим еще ложку меда в бочку дегтя. Михалкову удалось собрать отличный актерский состав. Миронов и Меньшиков - титаны, это даже обсуждать не хочется. Их присутствие в фильме примерно равнозначно по количеству времени на экране, но Миронов все-таки пронял побольше. Если откинуть маразм ситуации, в которой оказались их герои, если откинуть то, что штрафных батальонов в то время не было, если закрыть глаза на многочисленные фальсификации, а рассмотреть исключительно профессионализм актерской игры, то я преклоняюсь перед талантом Миронова. Про Меньшикова такого сказать не могу, но Меньшикову было гораздо сложнее - он все-таки не отдельно взятого героя играл, а в контексте всего маразматичного сюжета, тогда как кусок фильма с Мироновым можно спокойно вырезать и показывать как короткометражку. Остальные камео наших актеров - хороши, но, учитывая полный апокалипсис в голове сценариста, сложно сказать, что, к примеру, Гафт сыграл гениально. Все эти мини-сценки настолько выбиваются из общей канвы фильма, что складывается ощущение перманентного перетягивания одеяла. Как будто мы присутствуем не на просмотре художественного фильма, а на костюмированном юбилее Никиты Сергеевича, где каждый поздравляющий в соответствующем костюме в качестве подарка преподносит миниатюру.

Кстати, насчет миниатюр. Не самым последним вопросом, который ставит ребром общество в лице меня, является бюджет фильма. 33 миллиона евро - это много, это почти 50 миллионов долларов. На что были потрачены деньги - решительно непонятно, но только на первый взгляд. Во-первых, Никите Сергеевичу и его студии надо на что-то жить, а учитывая, что его киносага снималась огромное количество лет, то смело можно зачесть в растраты содержание всего персонала нашего всероссийского барина. Во-вторых, каждое камео актеров щедро оплачивалось, так что деньги улетали со скоростью света. В-третьих, и это самое главное, избалованный качественным кино, бесперебойно поставляемым из США, зритель очень неплохо начал ориентироваться в бюджетах. Он прекрасно понимает, что если в России снимается фильм дороже 20 миллионов долларов, то это либо национальная распилочная типа «Монгола», либо очередное открытое воровство типа розовых картонных танков из «Обитаемого острова». Исключений из этого правила, к сожалению, история российского кинематографа не знает и не знала. Именно поэтому, даже если предположить, что все актеры, задействованные в «Утомленные солнцем 2» получили щедрые гонорары, раздув тем самым производственный бюджет, общественность в лице меня все равно будет негодовать. Ну представьте, что в «Спасении рядового Райана» Спилберг снял бы не только Тома Хенкса, а пару десятков самых высокооплачиваемых актеров Голливуда. Представьте космический размер бюджета, который получился бы при таком раскладе?

Напоследок, для очистки совести и понимая, что об этом сказать надо обязательно, я хотел бы отметить только один факт - это самый качественный фильм, который был снят в новой истории русского кино. К сожалению, Михалков действительно профессионал, и глумиться над ним, как над Федей Бондарчуком, ну никак не получается. Хитрый барин сохраняет баланс между тем, что он сам по себе является жутким раздражителем, и тем, что он действительно снимает качественно и, на фоне всей российской кинопродукции, зрелищно. Я могу юлить сколько угодно, но факт остается фактом - я посмотрел эту тягомотину на одном дыхании. Да, это было прерывистое и нервное дыхание, иногда в голос приходилось орать «ну ты совсем уже о**ел со своими фантазиями», но смотреть было интересно. Интерес, понятно, чисто академический - хотелось лично увидеть все, о чем читал в рецензиях. Хотелось лично посмотреть сцену общения дочки Котова с миной, услышать ставшее уже легендарным выражение «Покажи сиськи!», удивится величием Миронова, посмеяться над серьезностью изображения Сталина эдаким упырем. Но ведь сволочность всего этого действия заключается в том, что кино получилось качественным. Не по сценарию, а по исполнению. Если бы все так снимали, если бы так снимал Федя - вопросов не было бы даже к сценарию. К сожалению, кроме Михалкова сегодня никто так снимать не может. Поэтому либо снимают хорошо, но блекло, либо хреново, но задорого. Вывод?

Вывод простой. Михалкову удалось снять качественное кино, но за не влезающие ни в какие рамки 33 миллиона евро. Мне вот тут подсказывают - непонятно, в чем же качество. Отвечаю. Фильм состоит из двух важных аспектов. Первый - содержание, сюда входит и сценарий, и кривляние актеров, и общая идеология. По этому направлению, конечно, много вопросов. Второй аспект - это то, как снято. И вот здесь к Михалкову - никаких претензий. Построение кадра, натуральные масштабные съемки - все сделано именно профессионально, не хуже зарубежных мастеров. Позволю привести себе такую аналогию. Представьте себе фильм «2012» без спецэффектов. Представили? Вот этим стал бы фильм «Утомленные солнцем» без художественной составляющей, за которую я и страдаю, хваля Михалкова. Понимаю, что сейчас начнут закидывать помидорами, но ничего сделать с собой не могу. Согласен с выражением Дмитрия Пучкова, который сравнил Михалкова с утесом, воздымающимся над морем говна, которым по сути является российский кинематограф. Теперь надо снимать так же качественно, но уменьшать затраты. Глядишь, через несколько лет будет возможным снять подобный фильм за адекватные ему 8-10 миллионов долларов.

Вердикт: в кино лучше не идти, а вот дома посмотреть - неплохой вариант коротания вечера. Ну и, конечно, надо понимать, что это фильм Михалкова, а значит пафоса, маразма и клюквы будет предостаточно. Пожалуй, таким же неоднозначным был его фильм «12», который по содержанию - тушите свет, а по уровню и качеству актерской игры - почти недосягаемый для нас шедевр.

Сходить в кино
Скачать и посмотреть дома

image You can watch this video on www.livejournal.com



Фотографии

(с) Федор obzorkin Обзоркин для Обзоркино

Исторический, Драма, Русское, 3/5

Previous post Next post
Up