еще про кино (окончание)

Jun 11, 2021 23:20

И Бурков, и Леонов действительно гениальные артисты, потому что, по-моему, так изобразить бездарность могут только гении.
Тем более непонятно, должна же быть какая-то логика даже в сказке, пусть сказочная. Вот актер интересуется: а что будет гусарам, если откажутся? Ну что, каторга, отвечает прислужник Мерзляева. Врет, конечно, подлец, потом за нечто аналогичное Плетнева просто-напросто разжаловали и отправили на Кавказ. Да и в реальной жизни это - разжалование и Кавказ - было довольно-таки стандартное наказание за куда большие преступления, например, убийство на дуэли. Да что там говорить, если в Крымскую войну неисполнение прямого приказа вышестоящего начальника вообще оставалось безнаказанным (я о фельмаршале Паскевиче, о генерале Кирьякове, что вытворяли офицеры рангом пониже, вообще неприятно вспоминать). А тут - всего-навсего «сочувствие заговорщику». Вообще-то, насколько я знаю, в «уложении о наказаниях РИ» подобного преступления не значилось.


Ну да ладно, допустим, наказали гусар. И что, за это - орден Мерзляеву? Да бог с вами, в РИ бывало, ордена давали кому попало и за что попало, но чтобы за выявление группы болтунов и отказ группы младших офицеров участвовать в казни давали - это уже перебор.
Кстати про младших офицеров. Любопытно, что в течение всего фильма про гусаров в действии ни разу не появлялись нижние чины. А что о них упоминать советскому интеллигенту? Быдло-с, которое полагалось ставить во фрунт и пороть. Так что все кино про мелких дворянчиков.
Одним из которых был замечательный парень Леша Плетнев. Владелец деревеньки Плетневки и скольки-то крепостных. Разумеется, этот замечательный парень скорее ввяжется во внутреннюю итальянскую заварушку, чем просто задумается о том, как бы своим рабам хоть чуточку облегчить жизнь. Итальянцы его уважали, блин. А русские крестьяне ненавидели, невзирая на все его замечательные душевные качества. И через полвека спалили нахрен усадьбу, заодно накостыляв его потомкам. А, м.б, и раньше, сразу после указов «царя-освободителя».
Вполне возможно, от взбунтовавшегося быдла могла пострадать и замечательная во всех отношениях дочка актера м-м Плетнева, в девичестве Бубенцова. Это эфирное создание выросло в артистической среде, т. е. среди публики с низкой социальной ответственностью, но повышенной меркантильностью. Потому и побежала девушка к заезжему столичному чиновнику «спасать» папеньку. От чего спасать, от заслуженной порки? Ага, щяз, этого-то шулера, поди, не только пороли по ходу его задрипанной жизни, а и канделябром били. О чем дочка не могла не знать. А побежала девушка прощупать возможности. Потому с готовностью и начала расстегивать пуговки. Но не срослось.
Во-первых, не понравился г-н Мерзляев. Ну бывает такое, думаю, даже у девушек с пониженной социальной ответственностью. К тому же карьера содержанки - она ведь ненадежна. Пока ты молода и привлекательна - еще туда-сюда, а лет через 5-10? Во-вторых, понравился более перспективный жених: гусарский корнет с имением, но практически без мозгов.

Вообще у Рязанова с женскими персонажами иной раз получалось что-то вообще обратное задумывавшемуся. То питерская училка, 10 лет бывшая безропотной любовницей женатого человека, потом за ночь влюбившаяся в выпивающего московского доктора. То пожилая начальница, от одиночества и неустроенности личной жизни ухватившаяся за унылого, но хамоватого клерка. То вообще героиня Немоляевой, на старости лет набрасывающаяся на чужого, но успешного мужа, пока собственный лечится в санатории после тяжелой операции.
Так и здесь: тонко чувствующая натура, практически «тургеневская барышня» - а ведет себя как весьма расчетливая и хваткая хищница.

Ну а дальше вы знаете. Нелепый план г-на полковника про конвой из одного гусара и бегство бунтовщика («а, м.б., и не бунтовщика, а наоборот») от вояки, который в схватке стоит десятерых, не менее нелепое решение графа Мерзляева добавить к подозрительному гусару еще и своего раба (про которого известно, что он тот еще пройдоха), настоящее бегство актера (очевидно, догадывавшегося о недалекости корнета, потому не открывшему ему истинный замысел графа), причем сразу в театр, где его ждут. А почему не сразу в тюрьму, сэкономил бы время.
Тут вспоминается замечательный продавец попугаев, ставший филером. Вообще-то, по моему мнению, это один из главных героев киносказки. Это, к тому же, одна из главных фиг в кармане, припасенных замечательным режиссером для советской власти. (фиги советской интеллигенции в адрес советской же власти вообще выглядят забавно. Эти г-да исправно числились в неких советских структурах, от мосфильма до каких-нито отделов культуры мухосранского райисполкома, получали неплохие гонорары за свои таланты  - но как-то не допускали мысли, что платит им именно советская власть, без которой они никто и ничто, как выяснилось позже.)
Хотя, конечно, эта фига довольно нелепо выглядит в контексте фильма. Ну допустим, в губернском городе нет профессиональных филеров. Но, черт побери, назначить хромого типа с характерной семитской внешностью для слежки за молодой, но шустрой барышней - ну быть полным клиническим идиотом. Или персонажем рязановской комедии, ага. Специально введенным.
З.Гердт замечателен тем, что всегда, во всех ролях, во всех фильмах играет себя : старого мудрого (ну, как он думает) еврея. Насчет мудрого - спорный вопрос.
Так вот, представьте себе. Некий еврей, живущий за пределами черты оседлости (напомню, за пределами черты оседлости, т. е. в левобережной Украине и восточнее, дозволялось жить только купцам какой-то там гильдии, лицам с высшим образованием, еще каким-то специальным евреям - но далеко не основной массе трудящегося еврейского народа) с чего-то там торгует специально обученными попугаями, выкрикивающими антисоветские антиправительственн ые лозунги. Причем этих самых попугаев якобы вручил ему некий мужик.
Нет, ну я могу допустить, что некие заговорщики, озабоченные просвещением темного народа, нарочно обучили попугаев, чтобы те агитировали крестьян, мещан и прочую разночинную публику путем выкрикивания лозунгов типа « царь-дурак» и «долой самодержавие». Я не могу понять, зачем старому еврею торговать этими неблагонадежными птичками и подвергаться риску? Причем не просто риску попасть в руки кровавой гебни царских сатрапов и быть выпоротым, но и риску быть направленным на каторгу или вообще за черту оседлости (и еще спорный вопрос, что хуже).
Ну ладно, старичок рискнул (ага, рискну предположить, что дело в прибыльности этого дела. Хотя до всеобщей интеллигентской фронды еще несколько десятилетий, но свободомыслящей денежной публики, полагаю, и тогда хватало. ну не крестьянам же он продавал говорящих птичек) и попался. И в целях избежать заслуженного наказания стал филером. Тоже ничего необычного, и не на такое пускались ради свободы (личной). Но вот зачем этот замечательный еврейский старичок указал на обычного русского мужичка? Нам-то с вами очевидно, что мужичок не тот, что это вообще замаскированный Бубенцов. Но продавец попугаев этого не знает. Значит, либо он указывает на ни в чем неповинного человека, либо вообще врет про существование такого мужичка.
Вот как получается-то: автор хотел показать, что сотрудничать с царскими сатрапами (ну или, учитывая фигу в кармане, - с коммунистическими держимордами) западло, все равно вляпаешься в дерьмо. А выяснилось, что начав врать, неважно, себе или властям, или вообще царским или коммунистическим сатрапам, ты сам становишься дерьмом. Не от сотрудничества, но от вранья.
Потому как это только в незамутненных интеллектом мозгах советской интеллигенции сотрудничество с властями своей страны есть нечто постыдное и осуждаемое. Во всех остальных странах мира интеллектуалы всегда с готовностью откликались на предложения властей и их спецслужб. Сразу как-то вспоминаются А. Конан Дойл, С.Моэм, Бомарше, Г.Грин, Д.Дефо, да много их, не самых глупых и порядочных граждан своих стран. И только у нас образованная сволочь считала и считает работу или просто помощь в работе спецслужб твоей страны чем-то неприличным. Причем примерно 100 лет назад вся эта интеллигентская шушера уже получила урок, чем кончается фронда против властей - но это урок впрок не пошел. Прошло не так много лет, и вот уже новая-старая интеллигенция снова начинает крутить фиги в карманах, а потом, когда стало можно, и вообще агитировать против властей, за счет которых кормились. А потом опять. И, черт побери, полагаю, этот цикл никогда не остановится.
Ну да ладно, отвлеклись.
Так вот поймал этот старый мудрый (?) еврей переодетого Бубенцова и сдал его по принадлежности. А там уж раб Мерзляева опознал бездарного актеришку, и история покатилась дальше. И кончилась тем, чем она, вообще-то, должна была кончиться еще в начале первой серии: отказались стрелять гусары. Потом помер Бубенцов, отправили на Кавказ Плетнева, ушел из города гусарский полк (прочих офицеров почему-то не наказали, видимо, потому, что у них не было тестя-актера). Ничего не забыл?
А, там еще мелькали женщины с низкой социальной ответственностью в исполнении замечательных актерок - Немоляевой, Гундаревой, Ахеджаковой (я в курсе, что Ахеджакова - дура, но ведь актерка-то не самая плохая). И тюремщики, и актеры того театра еще. Все отыграли замечательно, просто классно. А что еще ожидать от актеров такого уровня? Полагаю, в наше время собрать такого класса актеров в таком кол-ве никому не под силу. Да и где они, такие актеры?
А музыка? Это же просто на века. Текст песенок, правда... ну да ладно, это же сказка.
Я очень люблю фильм «о бедном гусаре...», как понятно из предыдущего моего текста. И уверен, что этот фильм будут смотреть еще долго-долго. Ну мастерски сделан, мастерски сыгран. Когда я увидел его в первый раз, он мне очень понравился. И после второго, и после пятого просмотра понравился. Просто после какого-то раза (а его крутят по ТВ чуть не каждую неделю) я отношусь к нему просто как к какой-то дебильной киносказке по типу «сильвы», «летучей мыши», «кубанских казаков»: смотреть и слушать приятно, а в суть вникать не надо, оно не для этого.

Previous post Next post
Up