Часть 1,Южная линия.
Идея пройти пешком с фотоаппаратом по южной линии УЖД в Кневицах появилась достаточно давно,еще при первом посещении узкоколейки в 2007г .Тогда на дрезине Андрея Кудряшова удалось проехать по магистрали до 18 километра и захватить один из дальних усов.
Псковский поезд из Москвы приходит на станцию Кневицы мягко говоря не очень удобно около 2.30 ночи,поэтому было решено добираться пригородным поездом через Бологое.Так выходит более разумно по времени,отправление из Москвы позднo вечером,а приезд утром.
Приехав утром отправляюсь по уже знакомой тропинке в сторону козловых кранов нижнего склада леспромхоза,через несколько сот метров появляются рельсы узкой колеи с небольшим накатом,в тупике стоит самодельная мотриса (по типу ТУ6П ) переделанная из тепловоза ТУ-6.Чуть поодаль еще стоит несколько тепловозов и вагонов.Далее по линии следует трех путный разъезд,два пути которого свободны и имеют накат,на третьем пути стоят разные вагоны и снегоочиститель.Через метров пятьсот подходит линия с нижнего склада,отсюда начинается магистраль,от которой с некоторой периодичностью отходят в разные стороны времянки,некоторые действуют,некоторые обрываются через 200-300метров и используются для отстоя вагонов.
Самодельный ТУ6П.
Первый и видимо единственный разъезд.
Начало магистрали.
Бывший вагон-столовая на усе 3-го километра.
Пройдя по заросшему усу отходящему влево на 3 километре метров 400 и не дойдя до его конца возвращаюсь на магистраль и иду дальше по линии.Примерно через километра полтора отходит два уса вправо и влево ,оба с накатом.Сначала иду по левому усу,ус достаточно старый но через метров пятьсот он переходит на новую трассу и выводит на лесную делянку,где ведется рубка леса.На делянке стоял тепловоз ТУ-6 и работали рабочие,далее линия входит в лес и заканчивается.В лесу рубится просека под укладку пути и размечена ось будущего пути.
Ус к новой делянке на четвертом километре.
Тепловоз ТУ-6 на новой делянке.
Далее дорога только строится...
Вернувшись на магистральную линию решаю идти по правому усу,через некоторое время все более отчетливо слышен звук работающей техники и еще через несколько минут появляется поезд состоящий из тепловоза ТУ-6 и нескольких груженых лесом сцепов.Поезд медленно проползает по кривым рельсам ,а я иду дальше по усу на запад.В конце ус раздваивается прямо маленький отросток метров 300 со стоящими вагонами,на право очень кривая времянка длиной примерно километр петляющая по вырубке.
Поезд с лесом неспешно идет по времянке.
В конце времянка делится на два уса.
Последние метры пути.
Магистраль
Далее на магистрали есть еще не действующие усы влево (начало заставлено вагонами),вправо на 6 километре (действующий ус),не пошел решил оставить на обратный путь, но не успел.Идти по линии не очень удобно,я предполагал наличие каких либо тропинок хотя бы вдоль магистрали,но видимо местные в лес пешком особо не ходят,а ездят исключительно на дрезинах.Вскоре показалась дрезина,идущая в сторону Кневиц.На дрезине ехало несколько человек подвыпивших и не очень дружелюбно настроенных к фотографированию,я сначала немного испугался,но потом за разговором они сказали ,что все нормально отдыхай и поехали дальше.Через несколько минут подъехала еще дрезина ,ее владелец Виктор предложил мне немного с ним подъехать.Виктор очень удивился, что вот так можно просто гулять по железной дороге с фотоаппаратом.Я просил подвести до домика охотников на 18 километре (там мы ночевали в поездке на дрезине с Андреем Кудряшовым в 2007г),но Виктор сказал,что завтра будет большая охота .Домик в субботу будет занят и там мне совсем нечего делать,подумав он решил забросить меня в конец линии идущей на юго-восток от урочища Деденька.
Линия дальше урочища Деденька.
Линия проходит через заболоченную поляну.
Линия заканчивалась на краю вырубки,попрощавшись с Виктором я стал искать место для ночлега.В лесу было сухо,но воды поблизости не было я пошел обратно по линии в сторону Кневиц и на краю заболоченной поляны встал на ночлег.
Узкоколейка проложена по местам ожесточенных боев во время ВОВ,местами видны воронки от бомб.По словам Виктора тут во время войны проходила дорога,а сейчас в лесу сохранилась только зарастающая просека.Дойдя до очередной стрелки решаю без вещей сходить на разведку линии.Путь в траве почти не виден (сейчас он уже не проходим для движения любого подвижного состава) рельсы погнуты автомобильной техникой,а шпалы совсем сгнили.Метров через 500 ус закончился стоящими на нем 7 дозаторами Демиховского завода.
Заросшие рельсы и вагоны.
Эхо минувшей войны.
После осмотра заросшей времянки возвращаюсь на магистраль и иду в сторону урочища Деденька,чем ближе к цивилизации тем лучше накат на рельсах.По обеим сторонам от линии уже подрастает молодой лес.Еще через пару километров пути вижу валяющуюся со времен войны каску,беру ее фотографирую на рельсе и вешаю на дерево.Затем встречаю стоящую на пути дрезину Виктора,но его самого рядом не вижу.
Дрезина Виктора на магистрали.
Стрелка около ур.Деденька.
Охотничий домик прошел быстро и не останавливаясь,в доме слышны были голоса людей,рядом стояло несколько дрезин и пара квадрациклов.Начинался небольшой дождь и сфотографировав недавно отремонтированный мост я пошел в сторону стрелки 13 километра.
Вагон на ур. Деденька,рядом с охотничьим домиком.
Недавно отремонтированный мост рядом с ур.Деденька
Между ур.Деденька и стрелкой 13км.
Дойдя до стрелки 13 километра ,решаю идти на запад для осмотра линии , поиска воды и места для ночевки.Проточной воды в пределах двух километров найти не удалось,поэтому ограничился кипячением болотной воды.Срубив немного лапника устраиваюсь на ночлег,не далеко от линии.
Уже когда стемнело слышу урчание тепловоза в сторону ур.Деденька.
На следующее утро без вещей иду запад ,накат на рельсах есть но очень слабый.Через пару километров выхожу к мосту,фотографирую его,а еще через метров 300 линия внезапно обрывается.Далее следы свежей разборки пути.
Плоды второй ночевки.
На запад стрелки 13 километра.
Мост через Деденьку по линии на запад от стрелки 13 километра.
Последние метры пути на запад.
Вернувшись к вещам слышу урчание мотора,звук приближается,через некоторое время вижу тепловоз мотрису идущий из Деденьки в Кневицы.Иду к стрелке 13 километра ,через некоторое время слышен звук приближающейся дрезины.На дрезине два парня,дрезина останавливается и парни предлагают меня подвезти.Сажусь на дрезину,парни давят на газ и мы мчимся вдогонку за тепловозом.Минут через 10 пути ,догоняем тепловоз.Некоторое время едем по удалению за ним,но потом ребятам это надоедает и решают от него отстать.
Постояв несколько минут заводят дрезину и опять мчат по удалению,но тут лопается цепь у дрезины и дрезина проехав несколько сот метров по инерции останавливается.Ребята извиняются за доставленные неудобства и начинают звонить всем знакомым по телефону ,для их вывоза с леса.Я же отправляюсь пешком по уже знакомым местам.
Едем по удалению за тепловозом.
Домкрат для подъема и смены шпал.
Немного пройдя стрелку с новой времянки,слышу в лесу негромкое урчание.Еще через пару минут оттуда выползает тепловоз который выйдя на магистраль едет в сторону стрелки 13 километра.Через некоторое время тепловоз возвращается уже с неисправной дрезиной и посадив меня в кабину едет в сторону Кневиц.
Ту-6 выходит с времянки на магистраль.
Ту-6 буксирует неисправную дрезину.
Прошу машиниста остановить мне у стрелки на нижний склад,фотографирую тепловоз и стрелку.До пригородного поезда еще есть несколько часов не спеша обедаю ,переодеваюсь и иду на станцию Кневицы.На платформе уже много народа,через несколько минут объявляют о прибытии пригородного поезда сообщением Дно-Бологое.
Ту-6 у стрелки на нижний склад.
Пригородный поезд Дно-Бологое.
Схема линии с сайта Сергея Болашенко.