Пример структурно-семантического разбора:

Jan 28, 2024 03:15

Тезис: "Российская Империя проиграла Великую войну. Это просто факт."

Его разбор: Факт состоит в том, что императорское правительство привело страну к преддверию победы, и было свергнуто именно потому, что достигло этого успеха, и свергать его "завтра", как открытого триумфатора, было бы уже поздно.

Из этого, достигнутого победоносного состояния, война затем была проиграна. Но проиграна не императорским правительством, а двумя наборами его противников.

В начальный (послефевральский-дооктябрьский) период -- умеренными левыми напополам с б-ками.

А конечный проигрыш войны был осуществлён уже б-ками единолично. И потому, что "на Россию им плевать", и потому, что именно для этого б-ки и были подряжены и отфинансированы: приведение России к поражению в войне и работа в качестве немецкой агентуры было частью цены, которую б-ки заплатили за захват России.

* * *

Поскольку проигрыш войны с Германией был осуществлён б-ками, вопрос о верности тезиса сводится во-первых к тому, являлись ли б-ки Росийской Империей. Ответ на него, очевидно, отрицателен. Российская Империя была уничтожена б-ками. Установленный б-ками режим отрекся от правовой и идентитарной преемственности с русской государственностью.

Вопрос о том, проиграла ли Российская Империя войну Германии, сводится затем, соответственно, к тому, считать ли б-ков независимой силой или платной агентурой и инструментом кайзеровского правительства, действовавшим по его заданию и осуществлявшим германские цели.

Если рассматривать б-ков как независимую от Германии силу, то Российская Империя была убита б-ками, но не проиграла войну Германии (и, напротив, накануне убийства находилась в преддверии уже предрешённой победы над Германией).

Если рассматривать б-ков как немецкую агентуру, работающую от кайзеровского правительства, осуществляющую немецкие цели и выступающую как агентурная рука Германии, то Российская Империя проиграла войну Германии.

Поскольку Российская Империя вела "великую войну" с Германией, а не с большевиками, тезис о том, что "Российская Империя проиграла войну Германии" (или "проиграла Великую войну") верен ТОЛЬКО при условии, что б-ки рассматриваются как немецкая агентура, как рука Германии.

* * *

О том, верно ли рассмотрение б-ков в качестве наёмной агентуры немецкого правительства, продвигающей немецкие государственные цели, сообщают архивные документы немецкого правительства:

Посланник в Копенгагене граф фон Брокдорф-Ранцау - в Министерство иностранных дел
телеграмма
Копенгаген, 2 апреля 1917 г.
Получена: 3 апреля 1917

«Мы теперь обязательно должны попытаться создать в России как можно больший хаос. [...] Мы должны сделать всё возможное, чтобы тайно углубить разногласия между умеренными и крайними партиями, потому что мы больше всего заинтересованы в том, чтобы последние взяли верх, потому что тогда переворот будет неизбежен и примет формы, которые [...] должны поколебать существование Российской Империи. [...] Предпочтение крайнему элементу предпочтительнее в наших интересах, поскольку оно обеспечивает более тщательную работу и приводит к более быстрому завершению. Примерно через три месяца вполне вероятно, что разложение зайдет достаточно далеко, чтобы обеспечить крах русской мощи».

Статс-секретарь министерства иностранных дел Циммерманн - представителю министерства иностранных дел в главном штабе секретарю дипломатической миссии барону фон Лерснеру
телеграмма № 461
Берлин, 23 марта 1917 г.

«Мы заинтересованы в том, чтобы влияние радикального крыла русских революционеров возобладало».

Доклад доверенного лица военного атташе посольства в Берне майора фон Бисмарка
Копия для г-на фон Шуберта под № 4890/17
Цюрих, 27 марта 1917 г.

«Мы полностью заинтересованы в том, чтобы радикальная партия мира взяла верх [в России], в том числе и все сидящие здесь эмигранты».

Представитель министерства иностранных дел в Генеральном штабе барон фон Грюнау - в министерство иностранных дел
телеграмма № 551
Генеральный штаб, 21 апреля 1917 г., 17:35
Получена: 18:35

«Верховное командование армии передает в политический отдел берлинского генерального штаба следующее послание:

"Штайнвахс [резидент немецкой разведки в Стокгольме] телеграфировал из Стокгольма 17 апреля 1917 года: Ленин въехал в Россию успешно. Он работает полностью как мы хотим"».

Посланник в Берне барон фон Ромберг - рейхсканцлеру фон Бетману-Хольвегу
телеграмма № 1273
Берн, 30 апреля 1917 г.
Представлена: 2 мая 1917 г.

«Господин Платтен, который сопровождал русского революционера Ленина и его последователей в их путешествии по Германии, посетил меня сегодня [...] Из комментариев Платтена выяснилось, что эмигрантам очень не хватает ресурсов [...] Я поручаю человеку, которому я доверяю, изучить очень деликатный вопрос о том, можно ли каким-либо образом предоставить им ресурсы».

Карандашная пометка (канцлера) на полях: «Обсуждалось с бароном Ромбергом. Таким образом, последнее предложение отчета решено».

Статс-секретарь иностранных дел [Кюльман] - в ставку кайзера Германии
телеграмма №1610
Берлин, 29 сентября 1917 г.

«К сведению Верховного командования армии:

Военные операции на Восточном фронте, подготовленные в крупном масштабе и выполненные с большим успехом, сопровождались интенсивной подрывной деятельностью внутри России, которую проводил МИД. Нашей главной целью в этой деятельности было дальнейшее усиление националистических и сепаратистских настроений и оказание сильной поддержки революционным элементам. Мы уже некоторое время занимаемся этой деятельностью при полном согласии с Политическим отделом Генерального штаба в Берлине (капитан фон Хюльсен). Наша совместная работа принесла ощутимые результаты. Большевистское движение никогда не могло бы достичь того масштаба и влияния, которое оно имеет сегодня, без нашей постоянной поддержки. [...] По последним полученным донесениям, ситуация в России такова, что страна, экономическая жизнь которой разрушена и которую едва-едва скрепляют английские агенты, потерпит, как можно ожидать, крах в результате любого достаточно сильного потрясения».

Германский посланник в Берне [Ромберг] - в МИД Германии
Телеграмма № 1895
26 ноября 1917 г.
Отправлена: 27 ноября, 14.30
Получена: 27 ноября, 16.10

«Для Бергена: [...] запрошенная финансовая помощь распределяется по надёжным каналам».

Заместитель статс-секретаря иностранных дел [Бусше] - германскому посланнику в Берне
Телеграмма № 1367
На телеграмму № 1895
Берлин, 28 ноября 1917 г.

«По полученным здесь сведениям, правительство в Петрограде терпит огромные финансовые затруднения. Поэтому чрезвычайно желательно, чтобы им выслали деньги. Берген».

Статс-секретарь иностранных дел [Кюльман] - представителю МИД при Ставке
Телеграмма №1925
На телеграмму №1771
Берлин, 3 декабря 1917 г.

«Лишь после того как мы по разным каналам и под разными предлогами обеспечили большевикам постоянный приток фондов, они оказались в состоянии проводить энергичную пропаганду в своем главном органе "Правде" и значительно расширить прежде весьма слабый базис своей партии».

«Теперь большевики пришли к власти [...] в наших интересах использовать этот период, пока они находятся у власти [...] чтобы добиться сначала перемирия, а затем, по возможности, мира. Заключение сепаратного мира означало бы достижение намеченной цели, а именно - разрыва между Россией и ее союзниками. Напряжение, которое непременно будет вызвано таким разрывом, определит степень зависимости России от Германии и её будущие отношения с нами. Как только бывшие союзники бросят её, Россия будет вынуждена искать нашей поддержки. Мы сможем оказать России помощь разными путями: во-первых, восстановив железные дороги (я имею в виду немецко-русскую комиссию, под нашим контролем, которая займется рациональной и координированной эксплуатацией железных дорог, чтобы быстро восстановить движение грузов), затем - выдав ей значительную ссуду, необходимую для сохранения своего государственного механизма. Это может иметь форму аванса под обеспечение зерном, сырьем и т. д. и т. п., которые Россия будет поставлять нам под контролем вышеупомянутой комиссии».

Статс-секретарь иностранных дел [Кюльман] - послу в Москве
Телеграмма № 121
Берлин, 18 мая 1918 г.

«В ответ на телеграмму № 122:
Используйте, пожалуйста, крупные суммы, так как мы заинтересованы в том, чтобы большевики выжили. В вашем распоряжении фонды Рицлера. Если потребуется больше, телеграфируйте, пожалуйста, сколько».

Посол в Москве [Мирбах] - в МИД германии
Телеграмма №233
3 июня 1918, 17:41
Получена: 4 июня 3:20 утра

«3 млн. марок в месяц. В случае необходимости перемены нашей политической линии может возникнуть нужда в более крупной сумме».

Статс-секретарь иностранных дел [Кюльман] - министру финансов
Берлин, 8 июня 1918 г.
Документ № 2562.

«Дорогой Редерн!
Прилагаю к этой записке меморандум для Вашей личной и строго конфиденциальной информации, из которого Вы узнаете все о положении дел на сегодня. Получив Ваше принципиальное согласие, я тут же вышлю официальный запрос. Ввиду огромной важности дела я был бы особенно признателен Вам за скорейший и положительный ответ».

ПРИЛОЖЕНИЕ
Меморандум статс-секретарю иностранных дел для обсуждения с графом Редерном
Берлин, 5 июня 1918 г.

«Граф Мирбах сообщил, что ему отныне нужно будет 3 миллиона марок в месяц на расходы, связанные с этой деятельностью. Однако в случае изменения политики может, понадобиться сумма вдвое большая, если, конечно, это возможно.
Фонды, имевшиеся в нашем распоряжении на расходы в России, исчерпаны. Поэтому очень важно, чтобы министр финансов выдал нам новые фонды. В связи с описанным выше положением этот фонд должен составить как минимум 40 миллионов марок.
Траутман».

Министр финансов германии [Рёдерн] - в МИД германии
Берлин, 11 июня 1918 г.

«Дорогой Кюльман!
В ответ на Ваше письмо от 8 июня, в котором Вы также прислали мне меморандум, приложенный к документу № 2562, сообщаю, что я согласен поддержать заявку на 40 млн. марок, которые будут Вам переданы на обсуждаемые нужды без указания целей».

*********

Согласно росписи немецких правительствпеных расходов, к 30 января 1918 года на поддержку большевиков было израсходовано 14,5 млн. марок, затем ежемесячные расходы до 1 июля 1918 года составляли около 3 миллионов марок. Незадолго до убийства посол граф Мирбах из Москвы вновь запросил сумму в 40 миллионов марок, которая также была утверждена рейсхминистром финансов по представлению статс-секретаря, однако из этих 40 миллионов к концу войны было выделено и использовано 2-3 ежемесячными платежами только 6, самое большее 9 миллионов марок. (Fischer, Fritz, "Griff nach der Weltmacht. Die Kriegszielpolitik des kaiserlichen Deutschland 1914/1918", 3. Auflage. Düsseldorf, 1961, стр. 176; ссылка на материалы архива Auswärtiges Amt, Weltkrieg 11, geheim, Bd. 3).

40 млн. расходованных марок (или 70 миллионов с неизрасходованной частью) на продвижение немецкой политики в России следует также поставить в соответствие с контрибуцией, которую советское правительство обязывалось выплатить Германии по дополнительному договору в Брест-Литовске: 6 миллиардов марок (2,75 миллиарда рублей), в том числе первая часть в 1,5 миллиарда марок золотом (245,5 тонны) и деньгами (545 млн рублей); вторая часть (с 30 сентября по 31 декабря) в 202.7 тонны золота и 455 млн. руб; 2.5 млрд. - кредитными обязательствами; 1 млрд. поставками товаров; и для оставшегося 1 млрд. предусматривалось отдельное будущеее соглашение.

В сентябре 1918 г. советское правительство отправило два «золотых эшелона», в которых находилось 93,5 тонны золота на сумму примерно в 476 млн. марок -- в 12 раз больше, чем немецкое правительство израсходовало на поддержку большевиков.

Таким образом, б-цкая операция немецкого правительства не только позволила Германии достичь её военно-государственных целей по сокрушению России и выведению её из войны, но оказалась также прибыльной и в сугубо фискальном смысле.

Стоит также отметить, что всего Германия по состоянию на 30 января 1918 года на подрывную деятельность ("мирную" пропаганду) или пронемецкую пропаганду в иностранных государствах выделила и частично израсходовала 382 млн. марок из особых фондов на пропаганду и специальные операции. Из них, например на пропаганду в США, Испании и Италии - по 10 млн., в Румынии - 47 и т.д. На пронемецкую пропаганду в Польше по линии Эрцбергера было израсходовано 11 млн. На общую пропаганду было одобрено 38 млн, из них 6,5 млн. потрачены; для кампаний в Марокко 14,8 и 12,4, в Персии 36,2 ии 31,8, в Афганистане 5,2 и 4,8. (Fritz, "Griff nach der Weltmacht...", стр. 176). Из всех этих расходов отдчу принесли только расходы на российских радикалов. Однако одна только первая поставка золота большевиками правительству Германии фискально перекрыла все сделанные Германией затраты на военную пропаганду.
Previous post Next post
Up