Как-то довольно давно уже заметил, что из созданных (или подслушанных) человеком мифических сущностей выделяются два архетипа, покровительствующие путешествующим. Для себя называю их Фея Перекрестков и Демон Путей. В разных культурах и религиях их функции всплывают в разных богах или мифических существах. Но так или иначе сама концепция - существует у самых разных народов. Может быть, когда-нибудь, хватит сил и времени собрать что-то академическое на эту тему, со ссылками и сносками. Пока же хочется просто поделиться. Без претензии на академичность.
Ведь именно их шепот сводит с ума, когда глаза долго не видят дороги, и заставляет отправиться в путь.
Демон Путей (или Демон Дорог) более очевидный.
Он отвечает за то, что происходит с нами непосредственно в дороге. Прямо в процессе перемещения. У греков и римлян все очевидно - Гермес и Меркурий. Ну, почти очевидно.
У нас, в православной культуре, Николай Чудотворец, даже более конкретная его ипостась - Никола Мокрый. Церкви Николе ставились в начале и конце пути - на пристанях и в портах. Иконки с Николой устанавливались на городских воротах, там, где начинались и заканчивались дороги.
Могу ошибаться, но сложилось впечатление, что у католиков все было похожим образом до 11-13 века. В то время функция Демона Путей перешла к Святому Иакову. Сначала он считался просто покровителем паломников, следующих к
Сантьяго де Компостела, а потом как-то оброс историями, характерными для Николы, и потихоньку "забрал" себе эту "функцию".
Интересно, что истории и легенды ходили похожие про всех троих - Гермеса, Николу и Сантьяго. Все трое любили являться путешествующим в образе зрелого и крепкого дядьки, иногда старика в шляпе. Часто испытывали готовность помочь. Награждали тех, кто подвозил их или делил с ними трапезу, и наказывали тех, кто отказывал в помощи нуждающимся путешественникам. Иногда являлись и одаривали пострадавших в пути, возвращали потерянное, поддерживали тех, кто лишился всего из-за разбойников или нечистоплотных хозяев гостиниц и трактиров.
Святой Иаков.
Такие изображения - мужчина в паломнической шляпе с ракушкой и посохом, к которому примотаны тыквы с водой, встречаются вдоль всего
Пути св.Иакова. Утверждается, что это изображения паломников. Но вообще очень похоже на нормальную такую установку статуй почитаемого бога в местах почитания.
Вон у Гермеса - у дорог в античное время сооружались
гермы- столбы с изображением Гермеса. Иногда с алтарем. Чтобы можно было прямо в пути попросить заступничества или отблагодарить за помощь.
Со временем они начали служить межевыми знаками и указателями. Верстовые столбы - в близком родстве с ними.
Английский верстовой столб-указатель
вот чем не герма? Только головы Гермеса не хватает.
Собственно такими же гермами выглядят и статуи "паломника" вдоль Пути Сантьяго.
А вот описание нецке - Футен, бог ветра:
"...Эта нэцке - амулет оберегающий и приносящий удачу путешественникам. Активация амулета проста, при дальней поездке берите его с собой. По преданию в мешке у Футэна находятся попутные ветра, они-то и помогают в дороге..."
заметьте - то же самое - лукавый крепкий дядька с дорожным посохом и мешком
С другой стороны, немудрено - архетип сущности, помогающей в пути, очевиден и неминуемо должен был возникнуть.
Интересно, как он совпадает в деталях в разных культурах в разное время.
Фея Перекрестков "отвечает" за то, что происходит в отдельных, но ключевых точках - на перекрестках. Это встречи, которые происходят в поездке, за дороги, которые мы выбираем на перекрестке.
Если Демон Путей - это всегда мужчина, то тут, на тонкой грани между двух дорог, между дорогой и реальной жизнью - женщина.
У нас это Параскева Пятница. Интересно, что культ Параскевы совмещает в себе два культа. С одной стороны ремесленничества, в частности тех видов женской работы, что требуют кропотливости и старательности, вроде прядения и ткачества, золотого шитья, плетения кружев и т.п. Некоторые исследователи считают, что эти элементы ее культа унаследованы от языческой
Мокоши. Интересный момент - запрещалось делать такую кропотливую работу в святой день Мокоши (а потом и Параскевы) - Пятницу. Ослушников богиня (а потом святая) карала слепотой. Очень интересно - с одной стороны культ требует давать отдых глазам и рукам хотя бы раз в неделю, а то от перенапряжения зрение сядет. С другой стороны - современный культ пятницы среди офисного планктона (тоже заметьте, их работа требуюет кропотливости и напряжения глаз) - имеет какие глубокие корни!
Но это отвлечение. Тут интересна другая "половинка" культа Параскевы Пятницы - она покровительствовала опять де путешествующим, но иначе, нежели Никола. Если ему церкви ставились у пристаней и городских ворот, то ей - на торговых площадях.
Пятницкая церковь в
Чернигове.
Барочная Параскева стоит под Княжьей горой во Львове - поставлена на месте старой деревянной, когда центр и торговый центр города находился не на нынешней площади Рынок, а там, под горой.
Пятница в
Черновцах. Тут это аж кафедральный собор - такое значение для города имел перекресток, из которого он вырос.
В Москве Пятницы было две - одна на стояла на Пятницкой улице (на ее месте теперь стоит павильон метро Новокузнецкая), тут был замосковорецкий рынок, а другая была на главном самом большом торгу у стен Кремля. Теперь тут улица Охотный ряд и здание Госдумы. Если не ставились отдельные церкви, сооружались приделы храмов, посвященные Параскеве. Пятницкую церковь можно найти даже в Старице и именно у городского торга.
Параскева Пятница
Кресты и часовни, посвященные святой, ставились на перекрестках. У таких часовен назначались встречи, и встречи по часовне назывались "пятница". "Семь пятниц на неделе" - означает "такой занятой, такой занятой, сплошные встречи". За удачную встречу на перекрестке-торге и удачную сделку купцы заходили благодарить Пятницу.
Параскева Пятница на Торгу в Великом Новгороде
напротив нее - Никольский собор. между ними - площадь, на котором собиралось т.н. вече "Ста золотых поясов" - элиты Новгорода. Важнейшие вопросы города, зависевшего от дороги и торговли решались между Параскевой и Николой, между Феей Перекрестков и Демоном Дорог.
В католичестве так четко функция Феи Перекрестков не накладывается на святую. У меня сложилось впечатление, что ближе всего культ Девы Марии. Не Богородицы (там несколько другие функции), а именно Деве. Ей ставятся церкви на торгах и кресты у дорог. Ей ставятся свечи с просьбой позаботиться о родственниках и любимых, находящихся в далеком краю.
Вот, например, чуть ли не уникальный образ, Вирхен Перегрина (Дева Паломников) из Понтеведры
не могу отделаться от ощущения, что она невероятно близка к Параскеве
Оба архетипа славятся не убийствами, карами и жестокостью, а справедливостью и поддержкой. Крайне приятные божества. Крайне приятно почтить их в любых ипостасях. Даже вот честно признаюсь - религию не люблю, а их почтить тянет.
Опять же очень интересно - у ипостасей и Феи Перекрестков, и Демона Путей места почитания ставятся в местах, за которые они отвечают - на перекрестках и дорогах.
Учитывая это, сам иной раз как будто в качестве приношения требы капаю несколько капель безалкогольного или алкогольного напитка в благодарность обоим за удачу и сопутствие. О дорожном везении - отдельная песня и здесь не о них. Просто признаюсь, что столько уже раз невероятно везло в поездках, в самых странных местах. Или просто вдруг складывалось все неожиданно удачно. Столько раз, что давно есть за что отблагодарить обоих.
Вот "посидеть на дорожку", или поглядеть в зеркало, если что-то забыл - не тянет. А для Феи и Демона во время поездки нет-нет, да капну газировки на пути или пивка на перекресток. Особенно - перед дорогой "на удачу" и в конце пути в благодарность.
А вас, друзья, есть свои дорожные суеверия? Делаете что-нибудь "на удачу"?
Дополнение: Фея и Демон у греков:
Признаю, в целом заявление о том, что сущности с функциями Феи и Демона встречаются во всех системах верований, довольно смелое. Тем более что порой не так-то просто выделить конкретное божество с означенными выше функциями.
Вот, например, греческий пантеон. До сих пор не могу определиться однозначно.
Вроде бы как Гермес всем хорош. Он и торговле (встречам) покровительствует, и гермы ему на дорогах стоят. Как будто он вбирает в себя обе сущности - и Фею и Демона одновременно.
В то же время есть Афина - покровительница мудрости и хитроумия. Через это - личная покровительница Одиссея, прослывшего скитальцем. Не она ли тогда является ипостасью Феи?
Или вот еще есть Аполлон. Один из его эпитетов "пролагающий/открывающий пути". К нему обращались перед началом крупного предприятия или пути. Не он ли греческая Фея, отвечающая за встречи?
В общем, не ясно.
Гермы все стоят у дорог. Но не уцелели алтари на перекрестках. Да и гермы не сохранили своих лиц.
В свете этого даже не прицеливался к римской религиозной системе. А вот у них, оказывается, все куда четче.
Серьезный исследователь мифологии, А.И. Немировский (у него книги и по греческой, по древневосточной имеются) вот что пишет в книге "Легенды ранней Италии и Рима" о римско-италийских богах, божествах и духах:
"Из пары "Портунус" и "Портуна" возник бог Портун, покровитель порта, а Портуна превратилась в могущественную богиню судьбы Фортуну. Из духов порогов дома "януа" путем долгих превращений сформировался бог Янус, ставший богом всех порогов и всех начал, в том числе начала войны."
Эта фраза прямо вдохновила: вот они, Фея и Демон путей. Двуликий Янус, покровитель порогов и того пути, что за ними, когда-то добродушный, но когда-то и жестокий и непрощающий. Фортуна, ветренная и переменчивая, но именно она отвечает за те встречи, что с нами произойдут, за результаты выборов, что мы сделаем на перекрестках.
В ту же копилку ложится и предположение писателей Г.Л. Олди и А. Валентинова в чудесном совместном цикле "Одиссей" и "Диомед". Они предположили, что когда Одиссей, хитроумный и переменчивый попал в Италию, то местные отождествили его с Янусом. Лишний штрих, но в ту же картину. С кем еще отождествлять Одиссея, как не с Демоном путей?