Про каменные круги в туманных пустошах и танцы в спиральном лабиринте.
С античных времен Корнуолл известен как место добычи олова. Будто бы именно из-за шахт этого края все Британские острова назывались Оловянными. К каким-то из этих берегов, рассказывают, причалил Иосиф Аримафейский со святым Граалем. Этими краями владел король Марк, тиранивший Тристана и Изольду. Здесь родился король Артур. Крайний западный мыс Корнуолла называется Land`s End, т.е. «Край земли». В первый же день собирались посетить некоторые из самых зрелищных каменных кругов в болотистых пустошах. Мистическое место встретило мистическим туманом, через который мы словно через ворота вышли в дальнейшее путешествие как в потусторонний мир.
После нескольких поездок в Уэльс и другие места обычные замки и всякие там парки интересовали мало. Потому от Корнуолла хотелось больше того, что сложно найти в других местах - каменных кругов, пустошей, оловянных шахт и края мира. Хотя Корнуолл пострадал «от великого английского народа» куда больше Уэльса, тут сохранилось не в пример больше доисторических памятников. Каменные круги и прочие стоячие камни попадаются чуть ли не на каждом шагу. В общем, вокруг этого «списка» и был сформирован маршрут. А еще это земля сохранила пропасть сказок. Самые знаменитые - сказки о великанах. Чуть ли не знаменитая «Джек и бобовый стебель» родом отсюда. А еще морской, рыбацкий и оловянный край хранит истории о море, русалках и рудокопах. Во время поездки в руки попалась книжка Майка О`Коннора «Корнские народные истории» (Mike O`Connor «Cornish folk tales»). Он потрясающе замечательно собрал под одной обложкой и разложил по местами и местечкам интересные легенды и истории. Пользуясь этой находкой, буду сопровождать каждый фотоочерк местной легендой или историей. Точный перевод и копирование запрещены, потому буду передавать их в авторском пересказе. Тем более, что мои знания английского столь умозрительны, что это совершенно развязывает руки.
На первый же день поездки запланировали одно из самых мистических или сакральных мест полуострова - пустошь Краддок (Craddock Moor). Оно находится на краю большой пустоши Бодмин. Сама Краддок знаменита как скопление внушительных колец стоячих камней. Они особенно концентрируются близ селения Минионс (Minions, приход St Cleer). Итак, вечером 7 января прилетели в лондонский Гатвик и, ничуть не задерживаясь, c пересадкой в Reading сели на поезд на юго-запад. К полуночи были уже в Плимуте. Этот большой город лежит у моря на левом берегу устья реки Теймар. На правом берегу реки уже Корнуолл. Специально подгадали так, чтобы утром пересечь реку и увидеть Корнуолл при свете прямо от границы. Ожидал, что на граница будет зримой, как в Уэльсе, и на домах сменятся английские флаги на корнские с крестом св. Пирана (белый прямой на черном фоне).
Плимут. Английский флаг с крестом св. Георгия
Была и еще одна мысль - обеспечить вскоре после прилета «переход через ночь», который отлично переключает настроение и позволяет оставить там, в вечере, все что было до поездки. Однако, тут все оказалось круче. Утренним автобусом мы пересекли пограничную реку Теймар и практически сразу за мостом нырнули в густой туман. Этот туман сопровождал весь день, как будто мы находились в какой-то переходной зоне, особенном месте между началом поездки и самой поездкой. Между всей жизнью до Корнуолла и всем, что мы увидим дальше. Этот туман довел до совершенства эффект «перехода через ночь». Все действительно осталось позади. Где-то там, за туманом. Тем более, что и погоды, и состояние природы, все тут было другим и совершенно не зимним. Скорее каким-то вневременным и осенним одновременно. Выбравшись из автобуса на перекрестке в Higher Tremarcoombe, на границе пустоши Краддок уже пешком прошли 2,5 километра до местечка Минионс (Minions). Где-то за километр до Минионс у креста Длинный Том (об этом позже) стиснутые туманом зеленые изгороди вдоль дорог вдруг распахнулись и стало понятно, что кругом уже просторы пустоши. Только все равно видно не было ничего. Другое дело, что очевидно опасно стало сходить с тропы в сторону. Отойдешь на десяток шагов и все… плакал по тебе бодминский зверь. Самые знаменитые каменные круги с названием Хёрлерс настолько близко к деревне, что в ясную погоду их должно быть видно прямо с дороги. Нам же пришлось довериться подкисшей грунтовке, практически наудачу свернуть в молочную мглу и дальше идти от одного, выплывающего из тумана камня к другому.
Тут вплотную друг к другу стоят два каменных кольца. Едва ли не самые знаменитые из всех корнских. Собственное название - Хёрлерс (Hurlers).
Больший из кругов.
Романтическая легенда утверждает, что как-то на пустоши местные играли в хёрлинг ( Cornish hurling или Hurling the Silver Ball. Это такая совершенно корнская игра. Очень странная - нет регламентированных правил, не фиксирована численность противоборствующих команд и даже территория. Все определяется по месту. Согласно некоторым записям иногда игра охватывала территории целого прихода или даже графства. А длиться могла несколько дней. Играют серебряным мячиком с пол-кулака размером. В наши дни, поскольку игра захватывает и городские улицы, хозяева домов закрывают окна сетками и ставнями, чтобы не лишиться стекол. В чем суть - я так и не понял. В общем, священник предупреждал игроков, что в воскресенье играть не надо. Они обещали. Начали в пятницу, заигрались допоздна в субботу и так развеселились, что позвали волынщика и давай праздновать. А тут полночь и канун воскресенья. В общем, утром вместо весельчаков нашли два каменных круга и в отдалении еще пару камней - волынщиков.
Вокруг - чудесная огромная пустошь Краддок, переходящая в Бодмин. Бодмин, среди прочего известна тем, что именно на ее просторах находится холм Браун Вилли (420 м, самая высокая точка Корнуолла), а в одном из ее озер Артур или Мерлин получили Эскалибур. На расстоянии в три-пять километров от Минионс вглубь Краддока можно увидеть остатки как доисторических, так и средневековых селений и земледельческих систем. Вот ссылка на скан топографической карты этого участка, пригодный для самостоятельной поездки. Однако достаточно было взглянуть в ту сторону, чтобы распрощаться с любыми иллюзиями на предмет развития культурной программы в этом направлении.
Если не заблудишься, то мимо достопримечательности промахнешься запросто.
А еще про пустошь Бодмин рассказывают, что там водится особый Бодминский Зверь. Что-то вроде леопарда или пумы. Сбежал из зверинца или от частного хозяина. Видели его уже несчетное количество раз, но не поймали никак. Зверей, зарезанных им находили. Эти рассказы появились с 1983 года, а после расследования в 1995-м не прекратились, но обогатились видеозаписями. В общем, не пошли вглубь пустоши. Подержались за камни, прислушались к ощущениям. Что туман действительно добавил, так это ощущений. Не то что под ярким солнцем на зеленой травке стоят какие-то каменюки. В тумане все выглядит куда живее и ближе. Того и гляди из тумана или от самих камней что-то проявится, чего не бывает под солнцем.
Основательно промочив ноги, вернулись в Минионс. Это небольшой даже не поселок. Скорее такой перекресток, центр притяжения хуторов округи.
Кроме магазинчика, имелись ресторанчик и постоялый двор. Судя по вывеске, ориентированный на приезжих.
Впрочем, до вечера тут не кормили. Зато при почтовом посте держали чайную комнату.
Здесь мы сразу познакомились с одним из местных деликатесов - корнскими топлеными сливками Cornish clotted cream. Не то чтобы они были шибко топленые, так слегка. Вообще говоря, топленые сливки принято подавать чуть ли не по всей Британии с пышной теплой сдобой (scones) и повидлом. Корнские сливки отличаются, как считается, особенным качеством производства и вкусом. А еще варвары-англосаксы обычно намазывают на хлеб сначала сливки, а потом втирают туда повидло. Здесь среди болот гурманы не теряют надежды рассеять светом просвещения мрак невежества.
«Жизненно-важная информация! Это очень, очень важно! Когда вы пьете чай со сливками, необходимо взять вашу сдобу, намазать слой повидла и тогда (и только тогда!) добавить щедрый слой сливок».
А еще тут же взяли сидра и эля местных корнских марок и жизнь пошла на лад.
Вон спины овечек играют красками, и ничего там овечкам в тумане, так и нам было неплохо за первой аутентичной трапезой.
Участники концессии, местный сидр (в бутылке), булочка с повидлом и сливками, а на тарелках - другой деликатес - пастри (Cornish pasty). Очень сытный, из несладкого практически слоеного теста с рубленой начинкой. В качестве начинки идет все что угодно, потому есть выбор и диетических, и вегетарианских и мясных вариантов.
Раз уж туман сделал невозможным прогулку по пустоши, решили не ждать автобуса, а вызвать сюда такси и осмотреть заодно ближайший дольмен Trethevy Quoit. Он находится между местечками Darite и Tremar.
Он велик (на фото лошадки и Настя для масштаба), стар (3500 до н.э.) и брутален.
Верхний камень дольмена весит около 11 тонн.
Чтобы мы не разгуливались на ночь, природа загнала дождем в Лискерд (Liskeard). Это небольшой городок, ведущий начало от рынка, право на проведение которого было получено чуть ли не в 1240 году.
Городок известен тем, что относится к числу немногих, сохранивших традицию проведения еженедельного базара. Тут он проходит по четвергам.
Тут дождались хозяйки гостевого домика, в котором устраивались на ночь. Она не только любезно за копейки заехала за нами, но и завезла к небольшому, но очень уютному каменному кругу с названием Duloe Stone Circle. Это круг очень небольшой, но столь уютный, что даже в почти полной темноте не приобрел ни малейшей зловещести. Очень рекомендую. Находится тут.
К Дуло мы заехали по дороге, поскольку гостевой дом располагался практически на берегу, близ поселка Looe.
Утренний вид от гостевого домика. Остров у горизонта - остров св. Георгия, лежит напротив Looe.
Этот островок является одним из мест, на котором мог в античные времена существовать Ictis, древний центр торговли корнским оловом. Но выбрали мы этот гостевой домик не из-за острова, а из-за каменного лабиринта.
Но сначала - обещанная еще к пустошам местная легенда
Длинный Том из Минионс
Близ сельца Минионс, примерно в километре на юго-запад по шоссе от центра поселка, в нескольких шагах от дороги стоит каменный крест. Из тех, что в кино или книжках стоят суровыми свидетелями клятв и дурных поступков на перекрестках. Это Длинный Том (Long Tom, иногда Longstone или St Cleer Common Cross). Раньше он служил для обозначения дороги из St Neot через St Cleer и Minions на селение North Hill. Вероятно, эта дорога более-менее совпадала с современной, рядом с которой он и стоит.
Пустошь близ креста
Диск с крестом, венчающий стелу имеет тот же диаметр, что и ширина самой стелы. Из этого исследователи делают вывод, что, скорее всего, крест был высечен из более раннего менгира. Может быть, он тут стоял и раньше, задолго до появления христиан и их привычки метить все крестами. Местная легенда о нем, тем не менее, вполне христианская. Рассказывают, что во времена оные в пустоши жил браконьер Том. Поговаривают, что он совмещал свой неблагородный приработок с благородными обязанностями лесничего. Впрочем, его понять можно - нет леса, нет лишних моральных ограничений. Он действительно имел выдающиеся способности охотника, но не меньше того любил похвастать своим умением. По округе со временем он заткнул за пояс всех. Кого словом, кого делом. В итоге, как это часто бывает с хвастунами из подобных историй, молва о смелых заявлениях дошла до самого дьявола. Тот, понятно, редко упускал возможность знатно повеселиться над смертными. Особенно, если те совсем уже не разбирают, на чьей поляне траву топчут. Явился сатана к охотнику и в доступной форме изложил крайнюю степень сомнений в том, что бахвальство Тома имеет под собой необходимые основания и твердую почву. Тот, понятно, возмутился и легко согласился на поединок, который предложил дьявол. Условия простые: кто до утра сможет больше забрать жизней, тот и победил. Том кинулся за работу. Обошел все силки на зайцев и кроликов, задействовал самые тайные ловушки на оленей, свои и даже известные ему чужие. Трудился всю ночь, натащил гору битой дичи. Под утро, увидев явившегося с пустыми руками дьявола, он торжествовал. - Ааа! - сказал Том, - Видно, ничего у тебя не вышло, моя взяла! - Эээ, дружок! - лукаво улыбнулся дьявол. - Прислушайся! Слышишь, округа полна стоном и мольбами. Я принес чуму в Корнуолл. С нею я уже собрал больше жизней, чем ты можешь себе представить. Теперь заберу и тебя, хвастунишка, пойдем. Утром крестьяне не нашли на этом месте никаких следов Длинного Тома. Зато увидели вместо него стоячий камень. Так и считают по сию пору этот крест самим Томом.
Так вот каменные спиральные лабиринты. Поскольку пояснительную записку никто не читает, спрятал телегу про них под спойлер.
[жмем, чтобы читать про лабиринты ] Это очень странная штука и такая же неразгаданная как каменные круги. Впрочем, каменные круги распределяются более-менее понятным для археологов образом. А вот спиральные лабиринты встречаются чуть ли не по всей Европе. Они выложены на пустынных пляжах и островах Белого моря.
Лабиринт на Большом Заяцком острове Соловецкого архипелага. Автор фото - Joostik.
Вживую их полно в северных странах.
Лабиринт Тройеборг близ Висбю, Швеция. Рисунок из книги Nordisk familjebok, 1919.
Их изображения встречаются на петроглифах в Галисии и в Корнуолле близ Тинтагиля, больше того - на критских монетах.
Непременно исторические лабиринты находят в прибрежной зоне. Причем если Британские острова, Скандинавия и Белое море еще как-то археологически можно объединить, то Средиземноморье сюда никак не укладывается. В итоге историки и археологи не могут не только отгадать назначение этих лабиринтов, но и назвать даже, какая культура могла оставить этот символ на столь обширной и разноплановой территории. Ну кроме сторонников существования Атлантиды, понятно. У них-то все складывается. Так или иначе, но кельтские народы называли эти лабиринты «Пляска фей». Считалось, что по этим спиральным дорожкам в особые ночи эльфы танцуют и так раскрывают двери из своего мира в наш и обратно. Вспомните - в сказках и байках всякие рип-ван-винкли наблюдают танцы эльфов и как бы незаметно оказываются у них в гостях, в пустых холмах. Ну а там уже день за год летит. Мне попадалось упоминание, что еще в районе XVI-XVIII веков в Гаскони крестьяне танцевали, повторяя схему лабиринта, выполняя таким образом обряд на плодородие. Возможно, что и бретонские цепочки, некоторые из которых танцуют характерными закручивающимися и раскручивающимися спиралями под довольно медитативную музыку, призваны играть ту же ритуально-сакральную роль. Быть проводником в иной мир, где можно попросить и расплатиться. Например, за урожай и благоденствие.
На территории Великобритании найдено несколько таких лабиринтов. Что удивительно - при огромном количестве кромлехов и менгиров в Корнуолле исторических спиральных лабиринтов нет. Как будто есть на островах Силли, за Краем земли. Но это уже другое дело. Есть пара изображений в потайной расселине близ Тинтагиля, но это петроглиф, а не тропинка по которой можно плясать. Может быть, тайное назначение каменных кругов мешало делать рядом с ними то, для чего предназначены лабиринты. Тут можно найти забавную параллель между кельтским поверьем, что это «пляски фей» и корнскими легендами. Не только Хёрлеры были превращены в камень за пляски. Но есть еще пара кругов близ города Пензанс, про которые рассказывают, что это барышни, решившие потанцевать в неурочный час.
Вот еще до кучи:
Прорисовка этрусской вазы из неустановленного источника. В XIX и тем более XX веке в Англии появляется интерес к теме и сооружается довольно много современных лабиринтов.
Один из таких и сделан хозяйкой гостевого дома близ поселка Looe. Она тяжело заболела (астма с каким-то осложнением). Доктор порекомендовал среди прочего регламентированную активность, и она решила, что среди прочего можно соорудить такую штуку. Почему выбрала именно лабиринт, сказать сложно. На своем лугу над крутым берегом моря разметила и проложила тропинки, поставила камень в центре. Как сама рассказывала: «знаю, что в центре таких сооружений должна быть жертва. Это совсем не по мне, и я не могла решить, что с этим делать. Но когда я начала работу, моя собака нашла и убила мышь. Ее я и положила под камень. Так все сложилось само-собой…».
Вот такая у нее получилась штука. Автор фото - Derek Harper. необходимое аттрибутирование: Mysterious Sevenfold Labyrinth (Derek Harper) / CC BY-SA 2.0
Потом она переделала старый тележный сарай на своем дворе в гостевой домик. Мы оказались чуть ли не первыми гостями.
Долгожданное гастрономическое удовольствие: сидр, сыр, ветчина и эль.
Меня туда, надо понимать, тянуло именно с тем, чтобы сплясать. На берегу моря, в кромешном тумане, на старой земле под старую музыку. Здорово же! Огромное спасибо участницам концессии. Аленка, Яна и Настя совершенно не испугались затеи и приняли в ней необходимое участие, что сделало все еще чудеснее. Интересно, что хозяйка ничуть не удивилась нашим намерениям, хотя и понятия не имела про ассоциации лабиринтов и танцев.
Ночь и танцы выдались что надо. Дождь, мокрая трава и мокрый ветер с моря, кромешная темнота сельской местности, и музыка. И тропинка под ногами, что спиралью заворачивает куда-то в ночь, куда-то в глубину этой старой земли.
Пустые холмы не раскрылись перед нами. Но такой неприветливой погоды больше не было. Более того, погода как будто нарочно была в самый раз к тем местам, в которых мы оказывались. У морского берега было солнце, чтобы налюбоваться зеленой травой и синим морем, а перед заходом в паб мы получали немножко дождя, в самый раз, чтобы оценить горячее пламя живого очага. Как будто ши (сиды) не пустили в свои холмы, но открыли особенный Корнуолл, в самый раз такой, каким его стоит увидеть.