Предлагаю практически готовую схему. Но сначала расскажу собственную историю.
Пришло время оформить мне новый загранпаспорт.
Прогуглила адрес овир, узнала, что есть электронная очередь. Заполнила анкеты, сфотографировалась, скачала квитанцию на уплату госпошлины и уплатила. Приехала по адресу своего московского фмс.
Диалог на ресепшене:
- Хочу сдать доки на новый зангран.
- А вы записаны?
- А разве талончик не вы мне сейчас дадите ? У вас же электронная очередь .
- Нет, вы сначала должны со своего компьютера записаться на прием на портале госуслуг, получить шифр брони своей очереди, а потом приехать ко мне за 15 минут до приема, назвать шифр. Далее я его ввожу в свой компьютер, получаю подтверждение, и выдаю вам талончик на прием.
Прелесть, правда! Вы слышали где-нибудь такое : шифр брони очереди?!
Вот геморрой, подумала я, но, вернувшись домой, открыла портал госуслуг и начала регистрироваться на нем. Выяснилось, что, кроме паспортных данных, необходим еще номер снилса - без него регистрация невозможна.
Потом случилась удивительная вещь - сначала портал не сумел совместить мои паспортные данные и номер моего снилса, потом не открывалась кнопка - "запись он-лайн", потом система стала выбрасывать меня на портал российского фмс и ставить в очередь для граждан России, не имеющих постоянной регистрации в Москве, но имеющих целью ее получение.
Звоню в техподдержку - говорят, смените браузер. Сменила - тот же эффект. А потом день за днем - "сайт работает некорректно, попробуйте через три дня - откорректируем». И в конце-концов, прекрасное : "это у вас что-то не так с вашими документами».
А дни тем временем идут… Техпомощь, справочные, горячая линия, телефон доверия фмс - каждый из них мужественно и терпеливо руководили мною пошагово в попытках пробить кнопку «запись на прием он-лайн». Безрезультатно. Я уже в отчаянии. Задаю вопрос - есть ли альтернативные способы подачи документов, например, лично, без электронной записи. Отвечают - нет.
- А если у меня нет интернета?
- Приезжайте к нам, мы вам поможем зарегистрироваться и получить шифр брони очереди.
. А если я - инвалид?
- Инвалидов к нам приносят на носилках.
Еду к ним. На ресепшене мне выдают талончик на консультацию в окне «портал госуслуг». Там объясняю, что я - плохой юзер, мне зовут на помощь лохматого компьютерщика, который матерясь, что сайт этот дебильный достал до почек, начинает пошагово знакомую мне до боли в сердце процедуру. И вдруг он смущенно так говорит :
- На сайте есть одна хитрость: вам надо кнопку записи на прием искать не в разделе « оформление загранпаспорта», а в разделе « оформление квартиры в собственность».
Вот он, момент истины!!! Представляете? Да тут и самый продвинутый юзер почувствует себя идиотом!
Хорошо, заходим в раздел « оформление квартир в собственность» и… стопоримся опять на совмещении паспортных данных и снилс. Оригиналы документов у меня на руках, более того, я только что из пенсфонда ( кое-какие бумаги подписывала, и снилс мой с паспортными данными через компьтер пенсфонда прогоняли всего 30 минут назад - все было окей). Лохматый чешет репу: « так… опять началось… проклятый сайт…»
- Может быть, - говорю, - мне к начальнику сходить и написать заявление, что сайт некорректен и попросить меня принять без записи?
- Нельзя, - отвечает Лохматый, - не положено. Только через портал - это жесткое указание! Ладно, я запишу вас через нашу внутреннюю систему.
Открыл через свои личные коды запись он-лайн, а там всего два человека записаны. Записали меня на сегодня, на ближайший час. И я стала третьим посетителем овира за день. А помните, какие большие очереди были еще 5 лет назад? Документы у меня приняли, пригласили через 30 дней получить паспорт, но уже без предварительной записи.
На этом заканчивается первая часть этой истории - победа маленького человека над системой.
При чем же здесь стартап?
Мысль о том, что все это - не просто очередной идиотизм, возникла у меня после первого посещения портала госуслуг. Теперь, открывая любые страницы в интернете, я начинаю навязчиво получать в блоках контекстной рекламы предложения от некой конторы оформить загранпаспорт за 5-10 тысяч рублей. Признаюсь, что пару дней назад, в минуту отчаяния, после очередной неудачной попытки получить "шифр бронирования» , пройдя циклически по одним и тем же ссылкам, я позвонила по телефону, указанному в этой контекстной рекламе. Там мне подтвердили, что за десять тысяч рублей оформят за меня все анкеты и оплатят квитанцию. Или за пять с половиной тысяч организуют в удобное для меня время посещение фмс для биометрии и получение паспорта в срок до 30 дней.
Я не воспользовалась этим предложением - давил груз уже затраченных усилий. И сегодня, после всех манипуляций Лохматого, схема стартапа сложилась , как пазл.
Итак, если посадить Лохматого на зарплату (а на процент он не сядет)), то 3-4 "шифра брони очереди» ежедневно обеспечены. Дальше: арендуется комната в центре, рядом с метро. Контекстная реклама. И я получаю посетителей с меньшей силой воли, чем у меня. Три-четыре посетителя в день. Они могут быть из разных районов Москвы - сегодня единая система записи по всем районам. Я бы с каждым подписывала договор об использовании персональных данных, чтобы успокоить клиента. Заполняю клиенту анкету, фотографирую , тут же вклеиваю фото в анкету. Потом оплачивала бы квитанцию через интернет, распечатывала. И все эти бумаги упаковывала бы в красивую папочку. После этого я спрашивала бы у клиента: в какой день и в какое время ему удобно посетить фмс для биометрии и передачи этой красивой папки? Ну, а дальше, сами понимаете - звонок Лохматому, и клиент обслужен по полной программе. На папочке сверху цветным фломастером нарисован «шифр брони очереди» - вишенка на торте. Подведем итог: с одного клиента доход 6000 руб. Четыре клиента в день - 24 000. За 22 рабочих дня 528 000 . Из этих денег я плачу аренду комнатушки и зарплату Лохматому.
Ну, вот и все. Дальше можно богатеть думкой, мультиплицировать, а на портале госуслуг таких предложений - десятки. Я думаю, что по другим услугам, которых на этом портале почти сотня - ситуация похожая.