13 подходов к выбору шрифта

Mar 18, 2009 12:00




Майкл Биерут, редактор Design Observer делится опытом в своей заметке о выборе шрифтов в дизайне.

В начале своей карьеры я проработал десять лет под началом Массимо Виньелли. Этот дизайнер был знаменит крайне ограниченным набором шрифтов в своих работах. Между 1980-м и 1990, большинство моих проектов были исполнены в пяти шрифтах: Helvetica (само-собой), Futura, Garamond №3, Century Expanded, и, конечно, Bodoni.

Для Массимо это было идеологическим выбором, своего рода велением этики. «В эпоху компьютеров», как он написал однажды, «внезапное появление большого количества шрифтов грозит нашей культуре новым уровнем визуального загрязнения. Все что нам нужно из тысяч шрифтов, это несколько самых простых, а оставшиеся спокойно можно выкинуть.» Для меня эта идея стала способом экономить время. Зачем тратить часы, выбирая между Bembo, Sabon и Garamond #3 каждый раз, если тебе нужен класический шрифт с засечками? Для большинства людей - для моей мамы, к примеру - это казалось выбором без какой либо очевидно разницы. Так почему же нельзя придерживаться всегда только Garamond #3 и больше к этому выбору не возвращаться? Мое католическое образование, должно быть, хорошо подготовило меня к такому виду моральной ясности. И я с радостью принял такой подход.

Затем, минуло десять лет, и я ушел со своей первой работы. Внезапно я получил возможность использовать любой шрифт, какой захочу. И я совершенно обезумел. В одном из моих первых проектов, я использовал 37 различных шрифтов на 16 страницах. Жена, так же посещавшая католическую школу, тут же увидела знакомые симптомы. Она вспомнила одноклассниц, перешедших в обычные школы после 8 лет, проведенных под надзором монахинь: освобожденные от тягот униформы, они тут же надели самые короткие юбки какие только смогли найти. «Господи,» сказала она, глядя на мой шрифтовой хаос. «Ну и шлюхой же ты стал».

И это было правдой. Освободившись от моногамии, я внезапно стал типографически неразборчив. С тех пор, думаю, я научился управлять своим поведением - подобно алкоголику, я понял, что такие запои оборачиваются тратой времени, денег, и в итоге оказываются контрпродуктивны - в тоже время я никогда не возвращался больше и к пяти-шрифтовой умеренности. Эти тысячи шрифтов все еще обитают рядом, но мое выздоровление потребовало от меня стать более разборчивым и найти несколько ответов на этот, казалось бы, простой вопрос: зачем выбирать тот или иной шрифт?

1. Потому что он подходит
Некоторые шрифты просто идеальны для определенных целей. Я выделил несколько редких шрифтов для оформления фирменных стилей, они прекрасно работают в заголовках и даже в основном тексте, но рано или поздно вам придется поставить вот тот малюсенький шрифт внизу визитки. И для этого подойдет Franklin Gothic. Будте осторожны: некоторые шрифты подходят слишком хорошо. Frutiger так часто использовался в оформлении помещений больниц и аэропортов, что каждый раз когда я его вижу, мне начинает казаться что сейчас у меня диагностируют опухоль мозга или я пропущу семичасовой вылет в O'hare.

2. Потому что вам нравится его история
Я слышал о нескольких проектах, где дизайнер нашел шрифт, который был создан ровно в тот год, что и компания клиента. Такое совпадение создает такую судьбоносную ауру, что ей тяжело противостоять. Так мне пока еще не везло, но я все равно пытаюсь отыскать такое мощное сходство. Например, я никогда не был поклонником шрифта Eurostyle, но он пришелся мне по душе, когда я работал над монографией Ееро Сааринена: в них двоих есть такая экспрессивность, свойственная послевоенному оптимизму 50-х годов.

3. Потому что вам нравится его название
Видел я однажды проект, в портфолио студента, в котором он попытался бросить вызов фирменному стилю Tiffany. Особенно меня ужаснул шрифт, которым была выполнена работа, и я вежливо поинтересовался - что это был за шрифт. «Ой,» поступил ответ, полный энтузиазма, «это ведь самое интересное! Шрифт называется Tiffany!» Ну, с другой стороны, Брюс Мау в свое время сделал дизайн для книги Spectacle, которую он написал вместе с Дэвидом Рокуеллом, основываясь на шрифте Rockwell. На мой взгляд - довольно забавно.

4. Из-за того, кто его придумал
Однажды я работал над проектом, где среди клиентов было несколько талантливых архитекторов. И я выбрал написание Cheltenham, это довольно идиосинкратический шрифт, который не только подходил к требованиям проекта, но и был спроектирован архитектором, Бертрамом Гудхью. Недавно, я делал стиль для женской школы. Я прибег к шрифту, который был создан одной женщиной, и назван по имени другой, шрифт Сюзаны Лико Mrs. Eaves. В обоих случаях клиенты знали, что публика никогда не узнает о причинах такого выбора шрифта, но им все равно был приятен такой подход, впрочем как и мне.

5. Потому что он уже здесь
Иногда шрифт может уже быть постоянным жильцом, когда вдруг появляетесь вы и намереваетесь его выселить. «Мы используем Baskerville и Univers 65 во всей нашей печати, но вы можете предложить нам альтернативу.» Правда? Зачем же беспокоиться? Ситуация в таких случаях похожа на шоу, где неопытному повару вручают репу, мешок муки, ногу барашка и немного кленового сиропа, затем просят приготовить из этого набора блюдо. Порой шрифт бывает таким, какой ты никогда раньше не использовал, работа становится только интереснее.

6. Потому что вас заставили
А бывает, что раньше не использовал этот шрифт потому что на то были веские причины. «Мы используем ITC Eras во всей печати.» «Могу ли я предложить альтернативный вариант?» «Нет.» Вот тогда на помощь приходит слепое тиснение.

7. Потому что он напоминает вам о чем-то
Всякий раз, когда я хочу чтобы слова в печати выглядели прямолинейными, разговорными, и умными, я частенько прибегаю к Futura, заглавному или строчному. Почему? Не потому что Пол Реннер (создатель шрифта Futura) был прямолинейным, разговорчивым и умным человеком (хотя может и был). Нет, это происходит потому что 45 лет назад Гельмут Кроне решил использовать Futura в рекламе Дойла Дэна Бернбаха для Фольксвагена, и они до сих пор используют только его. Должен предупредить: то что напоминает вам одно, другому может напоминать совсем другое.

8. Потому что он прекрасен
Шрифт Novia Сайруса Хайсмита теперь можно купить. Изначально он проектировал его для заголовков в Martha Stewart Weddings. Сопротивление беcполезно, по крайней мере в моем случае.

9. Потому что он уродлив
Около десяти лет назад, меня попросили сделать редизайн для логотипа одного Нью-Йоркского журнала. Милтон Глэйсер построил логотип на базе Bookman Swash Italic, шрифте, который я нахожу невероятно старомодным и уродливым. Но логотип Глэйсера заменил еще более ранний вариант Питера Палаццо, основанный на Caslon Italic. И я предложил вернуться к Caslon. Отчетливо помню, как сказал, «Bookman Swash Italic только делает все еще страшней.» Потом, однажды я увидел кое-что в офисе, что зацепило глаз. Фраза была написана Bookman Swash Italic, и выглядела круто. Уродливо, но круто.

10. Потому что он скучный
Тибор Калман всегда восхищался скучными шрифтами. «Нет, этот слишком умный, этот слишком интересный,» говорил он всегда, когда я показывал ему шрифты, подобранные для его монографии. Все, кроме скучных шрифтов, казалось ему, перебивало значимость мыслей, изложенных в его книге. И остановились мы в итоге на Trade Gothic.

11. Потому что он особенный
В дизайне, как и в моде, ничто не ценится так как работа индивидуального портного. Я заказывал разработку шрифтов у Джонатана Хефлера и Тобиаса Фрере-Джонса и у Джо Финочиарро, а сейчас мы работаем с Мэтью Картером и Честером. Это предельная роскошь, но она стоит затраченных усилий.

12. Потому что вы в него верите
Иногда я думаю, что Массимо Виньелли, использовал чересчур много шрифтов. Настоящий фундаменталист должен придерживаться монотеистических взглядов: один мир, один шрифт. Дизайнеры в Experimental Jetset сделали такой выбор в пользу Helvetica. Мой партнер Эббот Миллер прошел через период в жизни, который он зовет «Годами Scala». Тогда использовал этот шрифт практически везде без исключения. Возможно и я когда-нибудь возьму на себя такое обязательство.

13. Потому что вы не можете удержаться
Princeton Architectural Press намеревается напечатать подборку моих эссе, множество из которых уже появлялись в Design Observer. Я хотел бы увидеть их в виде настоящей книги для читателей - картинок в ней нет - так что я попросил чтобы Эббот сделал для нее дизайн. Он предложил каждое из 79 эссе написать разным шрифтом. Идея мне понравилась, но я не был уверен в том насколько далеко он готов пойти в этом намерении. «А что если, заметку под названием «Я ненавижу ITC Garamond»» спросил я его «Мы напечатаем в ITC Garamond?» Он посмотрел на меня как на сумасшедшего и сказал «Разумеется».

Прекрасная вышла книга, кстати говоря, хотя и выглядит немного шлюховато.

переводы, статьи

Previous post Next post
Up