У меня макьюэновский запой. Обычно я так не делаю - раньше я читала не больше одного его романа в год, от силы - двух. Ну потому что после "Искупления" и "Амстердама" мне долго - по полгода - приходилось переводить дух.
"Сластена" - не такой. Легкая, изящная вещица, и я понимаю, почему не однажды встречала у людей, что "Сластена" - их любимый у этого автора роман.
Три своих четверти книга притворяется сначала романом воспитания, а потом шпионским романом - таким медленным, тягучим, и печально-безнадежным, как у Ле Карре.
Но - но! - там снова прячется писатель. И самое лучшее для меня в нем было - книги в книге. То, как они обсуждают настоящее образование и настоящие книжки (и да, приятно было встретить "приветы" тому, что я читала и загнуть уголки на том, что - не). И то, как истории, сочиненные писателем и прочитанные - внутри книги - читателем - играют на образы их обоих. И - я не знаю, как сказать, чтоб не проспойлить, так что лучше под кат - [Spoiler (click to open)] это такое "Искупление"-лайт. Оно тоже про цену и ценность писательского дара и про взаимоотношения романа и реальности. С легким, умиротворяющим, счастливым концом, изящный перевертыш, вновь заставивший меня восхититься тонко и точно выбранным тоном рассказчика - то, что раздражало меня всю книгу, вот эта легкая недостоверность - или недоступность? - "первого лица", то, что я никак не могла поймать характер расказчицы, то, как она немножко, слегка - ускользала от меня-читателя - оказалось совсем неслучайно и очень верно выбранным мотивом. Браво.
И снова густой, жирными мазками социальный фон. Интересно, как он накладывает - подкладывает - его, как дополнительный слой, - и как он всегда, помимо своей отдельной "публицистической" роли - еще углубляет, добавляет объема истории, разворачивающейся на переднем плане, и ее героям.
В общем, любовь-любовь. И первая книга Макьюэна, которую смело можно порекомендовать маме (читай: от которой не тянет немедленно пойти и утопиться, - хотя я их всех люблю :)).