Jun 12, 2011 12:56
О ЛЮБВИ И НЕ ТОЛЬКО О НЕЙ.
Я хочу рассказать об особой любви, о которой сейчас не принято говорить. О любви к Родине. Да, да! О любви к тому маленькому уголку на карте Земли, где началась моя жизнь, где проходила жизнь моих пращуров, где мы были вместе, пока время не разлучило нас. Таким местом для меня был Кавказ, Северная Осетия и маленькая точка, обозначавшая на глобусе мой родной город Владикавказ.
Вокруг меня за долгие годы моего существования в этом мире было множество людей. Мой замечательный мозг ещё хранит в себе многочисленные сведения о тех, кого уже никогда не будет с нами. Беспощадное время стирает эти знания. И прошлое без фиксации такой памяти предстаёт перед новыми поколениями безводной пустыней.
Как - то я написала список тех, кого знала. Тех, с кем разговаривала, решала какие - то проблемы, с кем дружила, с кем училась, с кем работала, кого знала, как друзей моих родных, кем восхищалась, кого любила… Список включил более 500 человек! И, конечно это были далеко не все. Я не включила в список этих связей сотни и сотни, а, может, и тысячи, моих пациентов, сотни моих студентов. Весь мой мир привязан ко мне тысячами нитей, которые мы не замечаем и никогда не подсчитываем, как это сделала я. Однако, все эти знания постепенно стираются, и жившие на этом свете навсегда исчезают. В памяти потомков остаются лишь близкие и знаменитые. Мои усилия ничтожно малы, да и не нужны они вовсе будущим поколениям, за исключение лишь немногих.
Я не знаю, зачем я это делаю. Но мне важно, чтобы те, кто будет после нас, понимали наши мысли и мечты, нашу любовь к «отеческим гробам».
И копятся, и копятся у меня очерки, рассказы, повести и романы о прошлом. Так, совершенно неожиданно получился сборник эссе о родном Владикавказе и людях, населявших его в 19 веке. Таким образом, моё существование в последнем периоде жизни, имело смысл. Возрастные коллизии, океан боли в связи с болезнью суставов, неожиданно навалившейся на меня, были не так ощутимы, когда я уходила в тот мир, в котором когда - то была счастлива этим общением. Мне требовалось утверждение и в том мире, в котором я не существовала, но знала о нём со слов моих близких. И я начала его рисовать. Объектом служили старые почти неразличимые столетние и более давности, собранные моими родителями: фотографии, рисунки из старых журналов и газет, иллюстрации прошлого, которые рассыпались от прикосновений рук. И я, решив сохранить их, начала делать копии или собственные дополнения того, о чём я слышала. Все я выполнила в одном формате пером и тушью. Чертёжное пёрышко, не выдержав нагрузки 140 рисунков, сломалось, что заставило меня остановиться.
Мой багаж прошлого был представлен видами гор, окружавшими родной город, Терека, Казбека, видами города и людьми, населявшими его, и всем колейдоскопом народов издавна проживающих здесь.
В середине мая этого года в прекрасном переполненном людьми Белом зале Академии художеств России состоялся вечер - выставка моих рисунков. Я хотела показать Владикавказ прошлого на юбилее 225 - летии города. Не удалось… В Москве знакомых галеристов у меня нет. Да и кому нужны не очень профессиональные изображения прошлого?
У меня была надежда лишь на «земляка», который, как и я родился на Кавказе. Он почти мой сверстник. Нас разделял Кавказский хребет, а объединяла Военно-грузинская дорога. Он жил в Тифлисе (так в прошлом мои предки называли современный Тбилиси). Между Владикавказом и Тбилиси всего 90 километров. И он был единственно знакомый мне человек в Москве, имевший отношение к выставочным залам. И я написала ему письмо, не мало не сомневаясь, что он откликнется. Я сделала это потому, что знала грузин. Я была уверена, что этот человек, с которым я не была знакома, обязательно ответит мне.
Я писала ему, что мне очень важно показать как можно большему количеству людей наш Кавказ в его культуре, которая объединяет людей. Я понимала, что люди не останутся равнодушными - они поймут меня. И в тот торжественный вечер они пришли в Академию с букетами цветов и чувством благодарности за прикосновение к забытому прошлому. А Волшебником, организовавшим мою первую и последнюю в жизни выставку, был Зураб Церетели - Президент Российской академии художеств.
( Продолжение следует)
Сой Владикавказ