НичЕГЭ себе!
Футбол, дороги и ЕГЭ - любимый предмет критики. Едва ли не каждый считает себя морально пострадавшим от этих трёх напастей. Насколько справедливы упрёки, по крайней мере, к последнему компоненту, попробуем разобраться.
Единый государственный экзамен был призван минимизировать коррупциогенный фактор и обеспечить объективность при вынесении итоговой оценки в школе. Обе задачи, с некоторыми оговорками, действительно были решены. Кроме того, главное достоинство системы ЕГЭ - это существенное увеличение шансов выпускника из провинции быть зачисленным в ведущие вузы страны.
Недостатки единого стандарта проверки знаний постепенно изживались. Так, в этом году были введены беспрецедентные меры безопасности, когда одиннадцатиклассников перед экзаменом обыскивали, как перед посадкой в самолёт. А в Интернете намеренно делали столько ложных вбросов информации с якобы текущими экзаменационными заданиями, что применение их на практике теряло смысл. Воспользоваться гаджетами на ЕГЭ детям в этом году не удалось. И результат не заставил себя ждать. Специалисты утверждают, что ребята справились с заданиями настолько хуже прошлогоднего, что пришлось снижать порог оценки «неудовлетворительно» с 36 до 24 баллов. Но и это не помогло. Двоек всё равно много.
И вот тут в самую пору вспомнить главную претензию к ЕГЭ со стороны учёных и педагогов: западная модель проверки знаний, к сожалению, не учит размышлять. Она, скорее, похожа на опыты академика Павлова с отработкой известных рефлексов у его питомцев. Ребёнок с нелинейным мышлением на экзамене может отвечать лучше и ярче, чем это заложено в программе проверяющей машины, которая любой нестандартный ответ расценит как ошибочный.
Выяснилось, что по гамбургскому счёту уровень подготовки школьников остаётся довольно низким. Это может быть связано с целым комплексом общегуманитарных проблем, в частности, с падением интереса к чтению, с сокращением количества учебных часов в школе, с низкой мотивацией детей к саморазвитию, к тому же методическому «натаскиванию» школьников на конкретные задания ЕГЭ вместо совершенствования их, скажем, риторического мастерства, речевого творческого начала.
Этим вопросом уже озаботился президент, и со следующего года в систему итоговой аттестации выпускников будут внесены значительные поправки. Идеальная модель вряд ли возможна в принципе, однако делать что-то надо. Вслед за введением физического ГТО, быть может, стоит подумать и над ГТО интеллектуальным?
Сергей Журавлев
Некоторые ляпы, допущенные на ЕГЭ по русскому языку в Марий Эл в 2014 году:
"На поле Аустерлиц, пока все стояли в раздумьях, Болконский, взяв знамя, побежал вперёд".
"В качестве примера можно привести произведение Н.Некрасова "Незнайка".
"И я не позволю себе не согласиться с автором".
"Лев Толстой променял столичную жизнь на жизнь в своём поместье, где он писал и работал на поле вместе с крестьянами".
"На мой взгляд, человек, который богат как личность, - это существо, в которого заложены хорошие качества".
"В романе А.Гончарова "Обломов" главный герой Илья Ильич - бездельник с большой буквы".
"Янсен с головы до ног отдаёт себя своему делу".
"Пьер Безухов вытворяет нелепые поступки вместе с Курагиным. Они являются "золотой молодёжью" и совершенно не думают о том, как сделать полезное обществу".
«Ведь солдатам нужно вооружение, одежда, еда для ведения войны, которую производил тыл».
"Тургенев показывает в своём рассказе «Обломов», что духовно развитые люди отличаются от других».
"В романе-эпопее Л.Н.Толстого проскакивает линия жизни Пьера Безухова. Герой проходит через такие испытания судьбы, как свадьба, война, масонство".
"Обломов всё время лежал на диване и не желал находить себя".
"Ломоносов, будучи обычным смоленским мужиком, пошёл грызть гранит науки".
"Пьер Безухов имел неправильные жизненные приоритеты: восхищался НапАлеоном и связался с шайкой бандитов".
"Автор, достая из одного мешочка письмо, оно было написано неизвестной женщиной».
"Примером из жизни могу стать я".