Хорошо там, где МЫ есть
(О ЖУРНАЛИСТИКЕ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ И СТОЛИЧНОЙ)
Так уж случилось, что мне довелось поработать два года в Санкт - Петербурге сначала на государственной радиостанции, а затем на интернет-радио.
Но начать хотелось бы с того, что любую журналистику, конечно же, делают люди и для людей, соответственно, передачи, поведение ведущих, канва их разговоров должны формироваться в соответствии с запросами аудитории. При этом необходимо соблюдать корпоративный формат, учитывая мнение руководства. Важное отличие провинциального радио от столичного, как мне кажется, заключается в том, что в провинции на первое место ставят запросы публики, то, на что она сто процентов откликнется. В столичной медиасфере - все наоборот. В провинции ты должен угодить, прежде всего, рекламодателям, руководству и главному редактору. Все это через какое-то время приводит к тому, что журналист, ди-джей (в моем случае) не может претендовать на творческую свободу, не сможет стать личностью, он будет той необходимой руководству «говорилкой», которая хорошо знает, что можно, а что нельзя.
Но все совсем не так уж плохо, особенно, когда дело касается радиожурналистики. Во-первых, «слово не воробей», во-вторых, ди-джеи давно уже не работают с дисками, а в больших городах - за пультом вообще не сидят. В-третьих, если вы - профессионал своего дела, то никакие директора холдингов и главные редакторы не смогут вам ничего серьезного предъявить.
Я работала на трех радиостанциях, на одной из них вещаю до сих пор и все они абсолютно разные. Мне несказанно повезло, что всегда находились для меня наставники, а это большая редкость и для становления журналиста - профессионала это очень важное условие.
Понимание термина «профессионал» приходит не сразу… Когда я училась в Марийском государственном университете на отделении журналистики один из наших преподавателей очень часто употреблял это понятие, подчеркивая, что в любом деле нужно быть профессионалом. Но, если честно, только поработав, я до конца поняла, что он имел ввиду.
Если вы столкнетесь на практике с тем, что вас никто не будет учить, то подходите, сами спрашивайте мнение о себе, о своем сюжете, голосе, поведении и при этом помните, что ваш профессионализм зависит на 20% от критики и на 80% - от вас. Если вы часами будете просиживать в редакциях, в студиях, работать над собой и самое главное ЧИТАТЬ И ЕЩЕ РАЗ ЧИТАТЬ, то поверьте, обязательно получите начальный, правильный опыт в провинциальной журналистике и в дальнейшем сделайте себе имя в большом городе. Удачи!
Марина Лисанова,
ди-джей линейного эфира радиостанции «БЛИЦ ФМ»