Олеся Новикова - Прима Мариинского театра! "Раймонда" 20.06.2021 (Париш, Сергеев)

Jun 21, 2021 22:03


Даже не будь финального сообщения Фатеева - спектакль был бы великолепный и запоминающийся. Но новость дня - Олеся Новикова Прима Мариинского театра - вообще затмила все. И плакать хотелось, и визжать от радости, и на люстре покачаться от восторга)) Ну наконец-то! Долгожданная новость, тем не мене неожиданная!)) разом выбивающая из колеи, в хорошем смысле слова. Вот есть на свете справедливость! Есть!

Итак, «Раймонда» с Олесей. Любимый балет, любимая музыка, любимая артистка. Чистейшей прелести чистейший образец - это можно сказать и о балете, и о музыке, и о балерине. Я почти потеряла надежду увидеть Новикову в этой роли. Последний раз это был 2017 год, не смогла тогда сходить. Жалела очень, ждала. И дождалась нерядового изумительного спектакля.

В этот раз сюжет воспринимался более аллегорически, чем обычно. Куртуазный двор графини Сибиллы очень утончен. Тут в любви изъясняются изысканными стихами и возвышенными мадригалами. На предмет обожания не смеют дышать, позволяя только легчайшие касания кончиками пальцев, мимолетный поцелуй шлейфа платья - уже на грани дерзости. Все возведено в высокое искусство - отношения, сама жизнь. Тут нет места естественному и земному. Все идеальное. Живая и естественная только юная Раймонда, в ней нет позы, а есть задор, искренность и чистота, ее благородство не манерно и делано, это свойство души. И тут на этот мир этикета и условностей как пылающая лава выплескивается знойная, откровенная мужская страсть сарацина.



Гумилевские строки тут как нельзя более кстати:

Я люблю - как араб в пустыне
Припадает к воде и пьет,
А не рыцарем на картине,
Что на звезды смотрит и ждет.

Аберахман инороден, что подчеркнуто стилем танца, в диссонансе с классическими балетными движениями. В первом акте он почти смешон. Тем более Сергеев не отличается величественной мужской статью, как герои Корсунцева или Белякова (во втором акте Сергеев выглядит выигрышней). Небольшого роста, закутанный в свои странные одежды. Чуждый. Пылающий. Готовый дарить не просто изящные пьески или стихи, а сложить весь мир и самого себя к ногам возлюбленной. Избыточный. А ведь танец Раймонды в первом действии провокационен - с удивлением поняла я. Невинный, но однозначно флирт. Нет тех гримасок досады от навязчивости поклонника, как у других наших Раймонд. Странный и неожиданный гость интересен девушке. Но для Абдерахмана это как плеснуть в огонь маслом, неистовость страсти зашкаливает. Сергеев чертовски убедителен. У него не условно изображенные  балетные чувства, а по максимуму, на разрыв. Сон действительно пугает Раймонду,  разбуженная женская суть осознает что чувства не игра. Аберахман ломает представления юной девы о любви между мужчиной и женщиной. Оказывается можно и так: не ведая берегов, не видя запретов, страстно, безрассудно, необузданно, обнаженно, не прячась за поэтический флер и романтическую дымку.  После сна совсем другими  глазами смотрит героиня на сарацина. Он ее и страшит, и манит. Тревожит чистую ясность ее сердца. В силу воспитания и неискушенности, она не может принять его любовь. Это значит выйти из зоны комфортного, привычного. Но и забыть не может, не оставил равнодушной. Обожгло душу. Это был спектакль о невозможном чувстве, не состоявшейся взаимности. Слишком разный язык чувств, как с разных берегов, не понять, не докричаться. Каждый следует по своей орбите и сойти с нее - катастрофа. Не может графская дочка быть своей среди толпы сарацин. Как и не может Абдерахман встать в классическую позицию как  Беранже или Бернар. Гибель героя предопределена. И отвернулась со страданием в глазах Раймонда, не в силах принять последний взгляд умирающего из-за любви к ней мужчины. Схватка честная, а Раймонда ценный приз в ней. Она достается победителю. И ей наверно стало легче - от нее уже ничего не зависит. Судьба не сделает неожиданный поворот, все пойдет по накатанному пути.

А другим - жестокая любовь,
Горькие ответы и вопросы,
С желчью смешана, кричит их кровь,
Слух их жалят злобным звоном осы.

А иные любят, как поют,
Как поют, и дивно торжествуют,
В сказочный скрываются приют;
А иные любят, как танцуют.

Как ты любишь, девушка, ответь,
По каким тоскуешь ты истомам?
Неужель ты можешь не гореть
Тайным пламенем, тебе знакомым?

Если ты могла явиться мне
Молнией слепительной Господней,
И отныне я горю в огне,
Вставшем до небес из преисподней.

Мне раньше казалось надуманной версия Вайонена, где Раймонда выбирала благородного сарацина вместо жестокого крестоносца, но сегодня впервые показалось что в этом что-то есть. Вот за что я обожаю классический балет - одни и те же ноты, одни и те же движения, одна хореография, один сюжет, но артисты наполняют создаваемые на сцене образы своей индивидуальностью - и знакомая история поворачивается совсем другой, неведомой гранью, все преображая.

Париш красивый и до неправдоподобия идеальный. Неживой совсем, картинка в дамском романе. Функция: рыцарь на белом коне для юных романтических дев. Человека за этой функцией не разглядеть. Но сражался хорошо.  Лучшие подруги Раймонды из всех возможных: Батоева и Чебыкина порадовали танцами. Это было очень красиво и элегантно. Примерилась к девушкам - а у них, пожалуй, вполне могли бы получиться занятные Раймонды! Селина в вариации как всегда изумительно точна и технична. Беранже-Коновалов радовал истинно петербургским стилем мужского танца и породистостью движений. Бернар- Кайшета шикарно прыгал, высоко и невесомо. Я, пожалуй, впервые им довольна). Характерные танцы хороши и даже мужская вариация на удивление синхронна. Все мальчики хороши, но Баркиджиджа особо радовал глаз.

А Олеся вызывала благоговейное преклонение -  легкий, безусильный танец, нежный, радостный, удивительная музыкальность и гармония в каждом движении. Поистине душой исполнено, тело лишь верный и безотказный инструмент. Краса наша ненаглядная! И наконец-то заняла давно заслуженное ею место на балетном олимпе официально.

Какое счастье! Олеся - Прима, любимый балет, белые ночи, обожаемый Питер. Господи, слава Тебе за все!

Для памяти:

Дирижер - Гавриэль Гейне

Раймонда - Олеся Новикова

Графиня Сибилла - Елена Баженова

Рене де Бриен - Сослан Кулаев

Жан де Бриен, его сын -Ксандер Париш

Абдерахман, сарацинский шейх - Александр Сергеев

Али, приближенный шейха - Ислом Баймурадов

Клеманс - Екатерина Чебыкина

Генриетта - Надежда Батоева

Беранже - Евгений Коновалов

Бернар -Виктор Кайшета

Сенешаль - Андрей Яковлев

Сон (вариации, 1 акт): Камилла Мацци, Влада Бородулина

Сарацинский танец - Александра Дементьева, Денис Зайнетдинов

Панадерос - Ольга Белик, Александр Белобородов

Мазурка - Елизавета Куликова, Алексей Кузьмин

Венгерский танец: Ксения Дубровина, Кирилл Леонтьев

Вариация (3 акт) - Яна Селина

Дарья Ионова, Тамара Гимадиева, Камилла Мацци, Анастасия Михейкина, Алексей Недвига,  Раманбек Бейшаналиев, Вячеслав Гнедчик, Марко Юусела, Ксения Фатеева, Диана Смирнова, Юлиана Черешкевич Анастасия Никитина, Руслан Стенюшкин, Андрей Соловьев, Руфат Мамедов, Ярослав Пушков

Мужская вариация -Руфат Мамедов, Павел Михеев, Ярослав Пушков, Михаил Баркиджиджа

Батоева, Новикова Олеся, Париш, Раймонда, Сергеев, Балет, Коновалов, Кайшета, Чебыкина, Мариинский театр

Previous post Next post
Up