Еще один долгожданный спектакль. На фестиваль «Звезды белых ночей» желанный подарок, с лучшим из всех возможных составом.Я и выбрала его 14 месяцев назад именно из-за состава. Виденный ранее спектакль с Тимофеевым, Батоевой и Матвиенко был очень неплох, но сильно не увлек, смотрела с любопытством, но эмоционально не захватывалась происходящим. Захотелось дать шанс на реабилитацию балету, тем более Терешкина в роли Хозяйки - вполне себе существенный повод к посещению театра. Намедни обьявлен творческой вечер в июле в ее честь. Двадцать лет на сцене - это славный путь, полный успехов и свершений, и повод к моей грусти: не хочу расставаться с любимой артисткой. Она в замечательнейшей форме и ближайшие годы уверена порадует нас своим талантом, своим мастерством, но... все-таки меня эти цифры сильно напрягает. Я абсолютно не готова к мысли, что балетная пенсия не за горами и наша мариинская сцена осиротеет. Скорее всего Виктория и дальше будет служить балету педагогом, репетитором, но я страстно желаю как можно дольше иметь счастье видеть ее танец. Еще и еще.
И Хозяйка Медной горы вышла у Виктории незабываемой. Как почти все, что она исполняет. Сложнейшая, на грани акробатики партия, неоднозначная музыка, сложнейший счет, но до чего легко, естественно и музыкально скользит героиня Виктории на сцене, маня и завораживая. Даже не ящерка, скорее зеленая змейка. Ведь Хозяйка у Баженова Дочь Великого Полоза, Змеевна, ящерка лишь один из принимаемых обликов, иллюзорных по своей сути. А уж ежели и ящерка, то малый дракон, особенно в сцене завлечения Северьяна, такая силища, непреклонность и вызов во взгляде и движениях. Ни грана слабости. Сила и воля. И только с в дуэте с Данилой выходит на поверхность женская сущность Хозяйки. Страстно желающая любить, быть любимой, страдающая от невозможности это получить. Женское горе и отчаяние. Чувственность. Но ни грана вульгарности.Помнится, Матвиенко мне показалась иномирным существом, чуждым земному, там скорее любопытство чужеродной сущности к человеку. А вот героиня Виктории плоть от плоти уральских гор. Связь с землей несомненна. Дивный танец, все на одном дыхании. Полная непринужденность, даже возникает ощущение не подготовленной партии, а импровизации, здесь и сейчас творимой на наших глазах. И красота в каждом движении.
Ермаков красавец, ему очень идут подобные партии. Был в настроении и в ударе, понравился. Все поддержки на ура. До идеала не хватало большей одержимостью творчеством, получился Данила с небольшой русской ленцой исподволь. Ну и пришлось повоевать с упрямым реквизитом - чаша так и норовила досрочно рассыпаться в его руках на обломки))
Осмолкина, еще одна моя радость, создала прелестный и гармоничный образ девушки из народа. Именно русской девушки, женщины. Причем не бой-бабы, что и в горящую избу, и под скачущих коней кинется геройствовать. Ее Катерина сама нежность и чистота. Ее сила неочевидна, но ее присутствие ощущается в твердом нежелании принимать скверну, в силе любить, заявлять о своей любви, не отрекаться от нее. Танец изящный, воздушно-легкий, звонкий. Пожалуй, только в «Каменном цветке» антитеза «любовь небесная» и «любовь земная» решается в пользу земной. Все ж таки советский балет) Негоже в облаках витать!
Северьян Смекалова был персонажем рогозинского толка, потерявшего берега от власти и безнаказанности. Совсем другой Северьян у Александра Сергеева. Абсолютно неузнаваем в гриме. Воистину страшный. Явление инферно в первом акте. Единственная функция - губитель. Во втором - марионетка зла в котором не осталось ничего человеческого. Зловещий паучина, что высасывает соки, силы, саму жизнь и все равно не сыт, демоническая бездна в его душе алчет все больше и больше. И когда Северьян крестится, это ужасает. Привычный и бездушный обряд, ничего не затрагивающей в душе (а есть ли она еще?), и как следствие, не спасающий. Сильнейший образ, из созданных Сергеевым. Незабываемый. Его игра реально потрясает. Копилка драгоценных воспоминаний пополнилась: к Шурале, Ивану-дураку добавился Северьян. Мелькнула мысль - а вот какое бы фееричное Зло нарисовалось в партии Ротбарта!
Кордебалет тоже радовал. Прекрасные Самоцветы, прекрасные Аметисты. Очень славные и забавные Скоморохи. В спектакле 2018 года, мне скоморохи очень не понравились, Ярмарка исполнена всей труппой неистово, лихо, все как на одном дыхании, с полной самоотдачей. Гуляй душа! Цыганский дуэт Белик и Еникеева выступил стабильно хорошо: и трепетно, и страстно, и зажигательно. Отметила Янгирова - малюсенькая роль цыгана с гитарой, а колоритно, артист заметен, сам красивый и движения красивые.
В честь спектакля издали очень занятный буклет, с фотографиями ушедших и нынешних исполнителей партий «Каменного цветка», со статьями Ольги Макаровой, Инны Скляревской, Богдана Королька.
Колдовски прекрасно было ехать по центру в автобусе в белые ночи. Мимо скользили дома, таинственно мерцала вода в каналах. Город неземной, полный волшебства и обещания счастья.
Для памяти:
Дирижер -Владислав Карклин
Данила - Андрей Ермаков
Катерина - Екатерина Осмолкина
Хозяйка Медной горы - Виктория Терешкина
Северьян, приказчик - Александр Сергеев
Обережники Северьяна - Раманбек Бейшеналиев, Алексей Атаманов, Андрей Ушаков
Дружки Данилы - Григорий Попов, Денис Зайнетдинов
Купчиха - Александра Дементьева\Купцы - Сергей Кононенко, Алексей Бажитов
Торговки - Елизавета Каукина, Ильмира Багаутдинова
Скоморохи - Евгений Дерябин, Максим Изместьев, Даниил Сазонов
Гармонист - Андрей Арсеньев
Молодая цыганка - Ольга Белик
Молодой цыган - Наилдь Еникеев
Старый цыган - Сослан Кулаев
Горбун - Василий Щербаков
Цыгане-гитаристы - Трофим Маланов, Эльдар Янгиров
Самоцыеты - Александра Лампика, Светлана Русских, Тамара Гимадиева, Анастасия Михейкина, Лизи Авсаджанишвили (дебт), Александр Белобородов, Александр Романчиков Никита Вронских, Артемий Ибрянов, Алексей Кузьмин
Аметисты: Виктория Брилёва, Анастасия Яроменко, Диана Смирнова, Шамала Гусейнова, Руфат Мамедов, Ярослав Пушков, Артем Келлерман, Никита Корнеев, Андрей Соловьев, Кирилл Маевский (дебют)