Личность Поэта. Сергей Чудаков ( фрагмент 24) 16

Jan 28, 2018 21:09

-



-

16. Принадлежу народу

Поэт Тао Юань-Мин иногда
лепестки хризантем
Бросал в бокал, пил вино
при свете луны.
В очереди у пивной цистерны
слушаю мат.
Этих усталых людей
ненавидеть я не могу.
________

В четверостишии проведена параллель между китайским поэтом-отшельником, ушедшим в медитацию, и Сергеем Чудаковым, ушедшим в народ.

Китаец, путем медитации проникает в трансцендентное; Сергей Чудаков, пройдя, так сказать, народной тропой, слившись с народными массами, оказывается в том же самом месте.

Тао Юань-Мин стоит под ночным светилом, под Луной. В стране мёртвых.

Ночь, Тьма во всех мифологиях прочно ассоциирована со смертью. Китайское коллективное бессознательное является частью общемирового. Его символы имеют те же самые значения, что и символы других древних культур.

Древнегреческая богиня лунного света, Геката, была также богиней преисподней, магии, колдовства, заведовала ядовитыми растениями.

Будучи богиней тьмы, Геката состояла в родстве с Гелиосом, богом солнца, то есть богом света и жизни.

Поэтому культ Гекаты связан с перекрёстками. С пересечениями жизни и смерти, вечного и бренного, духовного и телесного.

Это означает, что посвящённым в культ смерти открывается тайна бессмертия; ход во тьму ведёт к свету, Луна - к Солнцу.

Хризантемы в китайской мифологии символизируют вечную жизнь. Этот осенний цветок олицетворяет яркое солнце, продолжающее греть и светить, несмотря на смерть лета.

Китайская интуиция здесь снова совпадает с греческой.

Название цветка “хризантема” образовано от греческого слова “златоцветный”, говорящего о присутствии солнца в хризантеме.

Китайский поэт-отшельник, войдя в медитативное состоянии, попадает в трансцендентное, и опускает в бокал с вином лепесток солнечного цветка. В стране смерти он приготовляет настой бессмертия. В ночи готовит солнечный экстракт. На перекрестке жизни и смерти ему открывается вечность.

“Поэтический образ” для наглядности можно представить в виде монеты. На одной стороне отпечатывается символ коллективного бессознательного, на другой - личность поэта. Монета, с оттиском вечности на аверсе и личности поэта на реверсе, служит пропуском в вечность.

Источником коллективного бессознательного является народ.

Народное сознание - это колодец, наполненный мёртвой водой, то есть образами коллективного бессознательного.

Для того, чтобы мёртвая вода стала живой, народные образы должны быть освоены художником.

За ними он входит в мёртвую воду, в коллективное бессознательное, в смерь, но только не внутренним, медитативным путём, как Тао Юань-Мин, а внешним.

В очереди, у пивной цистерны, в толпе усталых, нетрезвых, утративших сознание людей поэт приобщается к коллективному бессознательному своего народа.

Поскольку народное сознание - это эксклюзивный источник вечной образности, то поэзия, искусство всегда по своей сути народны.

Поэтому поэт неизбежно растворяется в народе - отдает себя в обмен на вечный образ.

Принадлежит народу.

Следующим этапом поэту предстоит создать художественный образ.

Это возможно только в процессе творческого акта, незаменимым участником которого является полноценная личность. Для восстановления личности поэту необходимо восстать из мёртвых, воскресить своё умершее в народном бессознательном Я.

Или, как совершенно справедливо писали авторы советских школьных учебников, - поэт должен выйти из народа.

Поэтому поэт никогда не принадлежит народу до конца.

Поэт служит Вечной Красоте, и принадлежит только самому себе.

Если операция восстановления Я пройдёт успешно, поэт создаст “бессмертный” поэтический образ.

Отчеканит полновесный золотой соверен. Пропуск в личное бессмертие.

На одной стороне его будет - вечный символ, на другой - личный профиль.

Если операция восстановления провалится, то, выбиваясь из последних сознательных сил, ещё можно вытянуть короткую объяснительную:

“слопала таки поганая, гугнивая, родимая матушка Россия, как чушка своего поросенка”.

_

Сергей Чудаков

Previous post Next post
Up