-
-
16. Принадлежу народу
Поэт Тао Юань-Мин иногда
лепестки хризантем
Бросал в бокал, пил вино
при свете луны.
В очереди у пивной цистерны
слушаю мат.
Этих усталых людей
ненавидеть я не могу.
________
В четверостишии проведена параллель между китайским поэтом-отшельником, ушедшим в медитацию, и Сергеем Чудаковым, ушедшим в народ.
Китаец, путем медитации проникает в трансцендентное; Сергей Чудаков, пройдя, так сказать, народной тропой, слившись с народными массами, оказывается в том же самом месте.
Тао Юань-Мин стоит под ночным светилом, под Луной. В стране мёртвых.
Ночь, Тьма во всех мифологиях прочно ассоциирована со смертью. Китайское коллективное бессознательное является частью общемирового. Его символы имеют те же самые значения, что и символы других древних культур.
Древнегреческая богиня лунного света, Геката, была также богиней преисподней, магии, колдовства, заведовала ядовитыми растениями.
Будучи богиней тьмы, Геката состояла в родстве с Гелиосом, богом солнца, то есть богом света и жизни.
Поэтому культ Гекаты связан с перекрёстками. С пересечениями жизни и смерти, вечного и бренного, духовного и телесного.
Это означает, что посвящённым в культ смерти открывается тайна бессмертия; ход во тьму ведёт к свету, Луна - к Солнцу.
Хризантемы в китайской мифологии символизируют вечную жизнь. Этот осенний цветок олицетворяет яркое солнце, продолжающее греть и светить, несмотря на смерть лета.
Китайская интуиция здесь снова совпадает с греческой.
Название цветка “хризантема” образовано от греческого слова “златоцветный”, говорящего о присутствии солнца в хризантеме.
Китайский поэт-отшельник, войдя в медитативное состоянии, попадает в трансцендентное, и опускает в бокал с вином лепесток солнечного цветка. В стране смерти он приготовляет настой бессмертия. В ночи готовит солнечный экстракт. На перекрестке жизни и смерти ему открывается вечность.
“Поэтический образ” для наглядности можно представить в виде монеты. На одной стороне отпечатывается символ коллективного бессознательного, на другой - личность поэта. Монета, с оттиском вечности на аверсе и личности поэта на реверсе, служит пропуском в вечность.
Источником коллективного бессознательного является народ.
Народное сознание - это колодец, наполненный мёртвой водой, то есть образами коллективного бессознательного.
Для того, чтобы мёртвая вода стала живой, народные образы должны быть освоены художником.
За ними он входит в мёртвую воду, в коллективное бессознательное, в смерь, но только не внутренним, медитативным путём, как Тао Юань-Мин, а внешним.
В очереди, у пивной цистерны, в толпе усталых, нетрезвых, утративших сознание людей поэт приобщается к коллективному бессознательному своего народа.
Поскольку народное сознание - это эксклюзивный источник вечной образности, то поэзия, искусство всегда по своей сути народны.
Поэтому поэт неизбежно растворяется в народе - отдает себя в обмен на вечный образ.
Принадлежит народу.
Следующим этапом поэту предстоит создать художественный образ.
Это возможно только в процессе творческого акта, незаменимым участником которого является полноценная личность. Для восстановления личности поэту необходимо восстать из мёртвых, воскресить своё умершее в народном бессознательном Я.
Или, как совершенно справедливо писали авторы советских школьных учебников, - поэт должен выйти из народа.
Поэтому поэт никогда не принадлежит народу до конца.
Поэт служит Вечной Красоте, и принадлежит только самому себе.
Если операция восстановления Я пройдёт успешно, поэт создаст “бессмертный” поэтический образ.
Отчеканит полновесный золотой соверен. Пропуск в личное бессмертие.
На одной стороне его будет - вечный символ, на другой - личный профиль.
Если операция восстановления провалится, то, выбиваясь из последних сознательных сил, ещё можно вытянуть короткую объяснительную:
“слопала таки поганая, гугнивая, родимая матушка Россия, как чушка своего поросенка”.
_