Личность Поэта. Cергей Чудаков ( фрагмент 23) окончание 15

Jan 15, 2018 22:15

___



___

Всё случившееся принадлежит прошлому. Из прошлого оно даётся истории и становится предметом истории. Поэтому история всегда рассказывается о прошлом.

О настоящем историю рассказать невозможно, поскольку настоящее ещё только случается, происходит, и пока не совершилось. То, что не свершилось, истории не даётся. Поэтому настоящее не является предметом истории.

О будущем в принципе нечего сказать, потому что его самого ещё нет.

Не являясь ничем - вообще ничем не являясь, никак не являясь, и ничего из себя не представляя - будущее не принадлежит истории.

Исходя из интересов истории, будущее - бессодержательно. О нём нечего сказать, и с него нечего взять. С точки зрения истории, будущее - это пустота.

Настоящее не является пустотой, оно наступает и присутствует, но в самом настоящем зияет пустота. В нём пока ещё ничего не образовалось.

Поэтому хотя настоящее отлично от будущего, о нём, так же, как о будущем, нечего сказать, и с него, так же как и с будущего, нечего взять в историческом смысле.

Все свершившееся, оформленное, реализовавшееся, сделанное, то есть всё ценное - как материальное, так и нематериальное - находится в прошлом.

Прошлое является единственным реальным достоянием человека. Кроме него, человек ничем не обладает.

Поэтому человек тянется к прошлому. Которое доступно для него исключительно в форме истории.

Поскольку человек существует для себя только в своей памяти, и даётся сам себе только в форме истории, история является для человека единственной возможностью получить доступ ко всем своим ценностям, включая самого себя.

Начиная с того момента, когда человек осознал ценность вещей, включая свою собственную ценность, он был вынужден беспрерывно заниматься историей.

Чтобы ценное не забылось, не утратилось, не потерялось, чтобы к нему сохранился доступ, оно должно постоянно озвучиваться. О нём необходимо всё время рассказывать истории. Посвящать ему историю.

Человек совершается в истории. Другого способа, другого времени, другого пространства для того, чтобы совершиться, для него не существует. Поэтому, главное содержание истории - это человек, исполняющий своё предназначение. Человек создаёт историю о себе и для себя. Никакой другой истории быть не может.

Как только история превращается во что-то иное, чем она сама, история погибает. Погибает историческая личность - перестаёт существовать человек, исполняющий своё историческое предназначение. Заканчивается история.

Вместо исторической личности возникли - политик, бизнесмен, исследователь, домохозяйка, и прочее. Они предались службе, деньгам, карьере, домохозяйству. Их жизнь отражается в пропаганде, рекламе, в материалах исследований за подотчётный период, в телесериалах. Эти продукты жизнедеятельности - вне истории.

История - не академический проект, не пропаганда, не бизнес, не обывательское потребление.

Чтобы уяснить о чём идёт речь, следует своими глазами увидеть момент разрыва личности и выделение из неё социальной функции.

Утрата незначительной личности, как правило, незаметна.

Она - востребованный профессионал и прекрасная мать!

Отряд не заметил потери бойца.

Чтобы увидеть слом личности, нужна масштабная личность.

Известны слова, сказанные Сталиным сыну Василию: “Cталин - это не я, Сталин - это СССР”.

Здесь отчетливо видно, что такое личность в конце истории, какова её роль, откуда она возникает, и во что превращается.

Для контраста положим известное высказывание Людовика XIV - “Государство - это я.”

Людовик, в отличие от Сталина, не жертвует Я ради государства. Он отождествляет государство с Я.

Cергей Чудаков был радикальнее короля-солнца, он хотел быть Я, с которым отождествляется Космос.

Сталин, самообложившись партийным долгом, безоглядно жертвовал Я на нужды общества и государства.

***

История не бывает историей вообще. История всегда конкретна - она о ком-то или о чём-то. Она не может быть обо всём. Всё не вмещается в историю. Поэтому история избирательна. Сосредоточившись на одном, она выпускает из вида другое.

История Сергея Чудакова рассказывает о том, как он отстаивал свой уникальный поэтический талант.

История нужна и важна ему, когда она его поддерживает. Работает вместе с ним и на него.

История не важна, не нужна, не существенна, не понятна, враждебна, если она замещает интимно-личное на объективное безличное, безразличное, государственно-бюрократическое, общенародное, научное-анонимное, массовое-потребительское, коммунальное, национально-общинное.

Кто там с открытым ртом бежит в атаку? - Советский народ-герой. Кто марширует на Красной Площади? - Парад Победы.

Боль солдата превращена кинохроникой в бинты на экране. Слава солдата перечеканена в ордена на маршальских мундирах.

Живой солдат, его боль, подвиг и победа исчезли в символике пропаганды вообще. Обезличивающая символика патриотического агитпропа прикончила живого героя.

Кинохроника не представляет “правду’’.

Заявления о том, что ‘’факты говорят сами за себя’’, и “против них не попрёшь” совершенно беспочвенны.

Податливость и сговорчивость фактов точнее всего передаёт анекдот в марсель-прустовском духе.

Джентльмен застал возлюбленную с другим.

- Вы предали мою любовь и обманули моё доверие! - А что мешает вам доверять мне дальше? - Я своими глазами убедился в вашей неверности. - Вы так говорите потому, что меня не любите. Если бы вы любили меня по-настоящему, то верили бы мне, а не вашим глазам.

Отсюда следует: всё, что требуется для изменения смысловой настройки фактического содержания - это “любить по настоящему’’.

Научная история была важна и нужна до тех пор, пока сохранялась любовь к разуму. Исходя из этой любви, поддерживалась вера в безупречность научного знания, порождённого разумом, в его способность преображать мир. Учение Маркса всесильно, потому что оно верно.

Как можно принимать марксизм, либеральные идеалы, научную историю, факты, если они обманывают?

Далее по анекдоту:

- А что мешает вам доверять мне дальше? - Я своими глазами видел вас с другим. - Вы так говорите, потому что меня не любите. Если бы вы любили меня по-настоящему, то верили бы мне, а не вашим глазам.

Сколько продолжается эта любовь?

Пока не надоест.

Когда надоест, свергнуть тиранию факта не составит ни малейшего труда.

Факты не ‘’гнут cвоё” по очевидной причине - ничего своего у них нет. У них вообще ничего нет. Им нечего гнуть, и нечем. Самих фактов в природе не существует. Они измышление человека.

Человек придумал, 1)что существуют факты - особый род событий, верифицированный научным познанием, и на этом основании возведённый в статус безупречной достоверности, 2) что они (факты) упрямо гнут своё, 3) что на них можно полагаться больше, чем на человека.

***

Произведен машинный поиск
посредством псевдоопераций
в музее пограничных войск
и пограничных ситуаций

произведен машинный тест
опубликована анкета
музеем самых общих мест
несуществующего света

не затеряться ли в пыли
отдела древних поступлений
музейчика криминали-
стики и полупреступлений?

привычки дикарей их быт
благословил смог исказиться
и прочитал: музей закрыт
для полной смены экспозиций

Машина в стихотворении - это античная Deux ex Machina. Cудьба, владычествующая над людьми и богами.

В рабовладельческой Греции раб существовал в полной зависимости от хозяина. Рабовладелец жил в зависимости от раба. Общий принцип тотальной зависимости воплотился в образе Deux ex Machine.

Это божество олицетворяло слепую судьбу - было рабовладельцем над рабовладельцами, хозяином над хозяевами.

Греки относились к Судьбе настолько серёзно, что в Древних Афинах жребием распределяли государственные посты.

Случай является ( операционным ) инструментом судьбы. В результате игры случая ( псевдооперации ) лирическому герою суждено появиться на свет.

Следовательно, герой стихотворения - не свободная личность, а раб, подчинённый слепой воле античной Судьбы.

На том свете кинули жребий, и выпало отправить на этот свет человека:

произведен машинный тест
опубликована анкета
музеем самых общих мест
несуществующего света

‘’Музей самых общих мест’’ - это всёсодержащее, неподдающееся описанию, апофатическое нечто. Отдел кадров без кадровика. Совершенная в своей буквальной бесчеловечности бюрократическая контора.Судьба человека и сам человек печатаются с нуминозных матриц, под управлением случая, - процесс, аналогичный транскрипции РНК с матрицы ДНК.

Рождение на свет Сергей Чудаков уподобляет переброске из ‘’музея общих мест несуществующего света’’ в “музейчик кримина-листики и полупреступлений”. Идеальное преобразуется в материальное. Матричный код - в плоть и кровь. Новорожденному предстоит существовать среди аборигенов, мельчать и вырождаться. Мыкаться среди онтологически, химически, биологически, молекулярно чуждых. Вплоть до полного изнеможения, переходящего в малодушие ‘’а не затеряться ли уж там навсегда?’’.

Силы потратил, крылья спалил - исказился - изуродовался в кипучей гуще аборигенской жизни. Влип в разоблачение культа, встрял в застойный социализм с человеческим лицом, попал под статью уголовного кодекса - одну, другую, третью …

Остались от ангела рожки да ножки.

И вдруг - занавес.

The rest is silence.

С последующей полной сменой декорацией. Машина поднимает героя из пыли и праха музея криминалистики и возносит в горние выси музея общих мест.

Даже при самом поверхностном чтении видно и слышно как этот механический гротеск приседает, гнётся, скрипит, ходит ходуном, осыпается трухлявым, абсолютно недостоверным содержанием. И в конечном счёте, сам себя разваливает.

Это происходит по одной единственной причине - из действия исключён подлинный поэт, то есть сам Сергей Чудаков.

В его отсутствии Бог оказался бездушным генератором случайных чисел; трансцендентное - стерильной лабораторной пробиркой; имманентное - грязным стаканом в трясущихся руках алкоголика.

Когда поэт наличествует, и находится в хорошей форме, он преображает бога в человека, прошлое в историю, ледяную бесконечность космоса в бессмертие.

Но великих духовных свершений поэту совершенно недостаточно. Главную работу он совершает в самой поэзии. Поэту важно говорить красиво. Если с этим делом у него обстоит скверно, то всё остальное не стоит выеденного яйца.

Проблема состоит в том, что высшие достижения Искусства относятся именно к временам античности. К далёкому рабскому прошлому.

Но я ещё найду единственный размер
прямой как шпага и такой счастливый
что почернеет мраморный Гомер
от зависти простой и справедливой

Достичь прошлого, чтобы взять из него необходимое в настоящем, возможно только историческим путём. Другой дороги туда нет. Поэтому кроме подвигов духа и социальных сражений, художник ведёт походы против музеев и кинохроники, за освобождение истории.

___



__

Сергей Чудаков

Previous post Next post
Up