Я никогда не устану писать о том как красиво в горах. Кажется, Бог создал горы, чтобы радовать наш глаз и испытывать дух, и в Альпах он мастерски в этом преуспел. На улицах небольшого городка на дне ущелья, где красота тонкая, тихая и уютная, чувствуешь себя окруженным заботой мальчишкой, который уже научился ходить, но смотрит на все снизу вверх. Чтобы увидеть блестящие голубые ледники вершин, ему приходится запрокидывать голову назад, так что рот открывается самопроизвольно. Ничего другого он видеть не желает, и хочет поскорее вырасти, стать больше и сильней, чтобы быть ближе к красоте другого рода, красоте сильной и беспощадной. Однажды поднявшись наверх своим ходом, испытав всю прелесть изнурительного подъема, в захватывающем пейзаже, который откроется с вершины, он разглядит красоту и силу собственного духа. И после этого сойти с пути будет просто немыслимо.
Этой весной я проехал через все Альпы за 43 дня, общая дистанция 3800 км, собрал все самые высокие дорожные перевалы, которые только были открыты в апреле-мае. Стартовал в Вене 17 апреля, доехали до Ниццы, затем двинулся вдоль средиземноморского побережья на восток и финишировал в Генуе 28 мая. Маршрут пролегал по территории Австрии, Италии, Швейцарии и Франции. Примерно так выглядел трек, когда планировал маршрут, он несколько отличается от фактического.
Это был мой первый поход на велосипеде. По правде говоря, я и не думал что когда-нибудь стану путешественником и никогда не мечтал об этом, но судьба забросила меня в горы. Точно так же я никогда не мечтал прокатиться по горам на велике до тех пор, пока не увидел эти головокружительные серпантины и велодорожки среди грандиозной красоты.
Я бродяжничал и спал где придется: под тентом и под открытым небом, во всяческих сараях, укрытиях, хижинах и приютах, в хостеле, кемпинге, в охотничьей будке, заброшенном и действующем отеле, в шалаше, в парке, на пляже, у швейцарских студентов и в квартире путешественницы в Ницце.
Везде в Альпах запрещен дикий кемпинг, это значит, что нельзя ночевать в палатке где хочешь, а только в специальных местах и кемпингах. Поэтому каждый из 43-х вечеров для меня был приключением по поиску места для панк-ночевки. Первое время было трудно, особенно в цивилизованных Австрии и Швейцарии, где самые дорогие кемпинги, но потом я продвинулся и с азартом находил сразу несколько мест на выбор.
Обычно, с приходом темноты я забирался в одиноко стоящий сарай, или ставил тент в укромном месте, и с рассветом покидал место ночевки. Раз в 3-4 дня я заезжал в кемпинг или отель, чтобы помыться, постираться и зарядить аккумуяторы телефона и фотоаппарата.
Недалеко от Итальянского Брунека, возле деревни Элле, я нашел лучшую хижину, которую только встречал. Она называется Блонделяйне. В Альпах, в отличии от Пиреней, не все хижины открыты в зимний период, но с этой повезло. Я будто попал в гости к невидимому хозяину. Интерьер тут совершенно домашний. Кроме того, тут меня ждал целый бар с двумя ящиками пива, ящиком колы и ящиком лимонада, это не считая нескольких бутылок более крепкого алкоголя. Когда стемнело, облачность над долиной ненадолго рассеялась и открылся вид на город, на фотографии его огни видны в окне. В тот день я так устал, что на следующее утро не смог проснуться к рассвету. Как только я проснулся и увидел, желто-оранжевые лучи солнца, я мгновенно вскочил с кровати, схватил камеру и выбежал на улицу.
Правда, с хижинами так везло не всегда. Однажды я нашел в тайнике ключи от закрытого приюта, но заночевать там так и не получилось, спалили соседи. В другой раз я 2 часа тащил велосипед вверх по снегу до высокогорной хижины, которая тоже оказалась закрытой, и никаких ключей найти не удалось, спускался в кромешной темноте. Такие поражения я уже научился принимать с иронией.
Первое что спрашивают люди, когда узнают что ты путешествуешь в одиночку - не страшно ли тебе? На этот вопрос лучше всего ответил в одном интервью Джим Моррисон:
- Почему люди боятся свободы?
- Я думаю, люди сопротивляются свободе, потому что боятся неизвестного. Но это же смешно... Все неизвестное когда-то было очень хорошо известно и это знание находится там же где и наша душа. Единственный способ справиться с этим - противопоставить себя величайшему страху, который только можно представить, подвергнуть себя этому страху, и после этого он утратит силу, сожмется и испарится. Вы свободны!
Во время моих первых поездок я допускал две ошибки. Во-первых, я путешествовал чтобы путешествовать, и наблюдал как поездки превращались в тоскливую профанацию. У путешествия должна быть определенная формальная цель. Формальная, но не фиктивная. Например, в Альпах была цель доехать своим ходом из Вены в Ниццу. Во-вторых, мне хотелось увидеть как можно больше мест и достопримечательностей. Мне казалось, что чем больше я посмотрю, тем больше впечатлений получу, а на самом деле это только вносило в процесс суету, на деле важнее в чем-то себе отказать и сосредоточиться на своей формальной цели. Это тот стержень, на котором держатся все мои труды и впечатления. Мне теперь обязательно нужно забраться на гору, выложиться, хорошенько напрячься, только тогда я чувствую, что живу и путешествую по-настоящему.
В многодневном походе рано или поздно тебя настигает чувство потерянности. Ты не понимаешь, зачем тебе эти скитания, хочется сесть, заплакать, все бросить и уехать к чертям домой. Этот день я сейчас вспоминаю с особым придыханием.
Погода в Альпах была скверной. С места событий передает наш специальный корреспондент Дмитрий: «Каждый день я засыпаю и просыпаюсь летом, в низинах, большую часть дня провожу в межсезонье, другую часть - зимой, на высотах около 2000 метров. Если на таком перевале ясно, то сухой холод воздуха сполна уравновешивается солнечным теплом, но если идет дождь, то дикий дубачелло берет тебя за яйца. Может идти сильный ливень при температуре всего 2 градуса, я такого никогда не видел и не испытывал. А сколько тут снега выпадает зимой я даже не могу представить. На некоторых перевалах пятиметровые переметы до сих пор, в мае. Нет ничего приятней, чем лететь вниз из такой зимы по серпантину в теплый летний вечер, где воздух наполнен миллионом разных запахов и мне все время кажется, что вот-вот и я увижу море, но до него еще далеко»
(Источник:
http://vk.com/oaktime?w=wall4750488_2414%2Fall)
На одном из перевалов вовсе начиналась метель, тогда я даже несколько растерялся. Порывы ветра не позволяли дышать и сбивали с ног. За 15 минут все вокруг покрылось снегом, а асфальт начал покрываться ледяной коркой. Спрятавшись за зданием неработающей кафешки, я наблюдал как водители останавливаются на перевале просто чтобы поглазеть на этот кошмар. Наблюдать пургу из салона автомобиля несколько приятней. А впрочем, нет ничего приятней в самых тяжелых условиях чувствовать в себе непреодолимый оптимизм, который согревал меня до кончиков волос, в то время как тело мое дрожало от холода.
Я гнал вниз. Спуски в Альпах совершенно головокружительные. Типичный спуск - сброс полуторокилометровой высоты и 20 км чистейшего полета на скорости до 80 км в час. Бедные тормоза. На некоторых спусках больше 30 поворотов на 180 градусов, перед каждом нужно оттормаживаться с 60 до 10 км в час. Такие вот цифры.
Еще я был поражен итальянскими велодорожками. Они построены на месте старой железнодорожной сети с туннелями и заброшенными станциями. Я не сразу понял, что это бывшая железная дорога и думал, что попал в велосипедный рай, что, по большому счету, не далеко от истины. Италия - самая дружелюбная страна для велосипедиста. Кататься тут одно удовольствие. Только посмотрите на эти вело туннели.
А это интерьер заброшенной ж/д станции.
Впрочем, Альпы богаты не только велодорожками.
Горную часть маршрута я закончил в Ницце. Аэропорт Ниццы находится прямо на берегу, отдыхающие приходят на пляж поглазеть на заходящие на посадку самолеты. Видел набережную здорового человека. Сфотографировался.
Вообще на юге, там где тепло и море, жизнью управляют какие-то другие стихии, это чувствуется особенно ясно на контрасте, когда ты только-только приезжаешь с гор. Не имеет значения, богатый город или бедный, здесь все подчинено разного рода наслаждениям и мирским радостям. Кажется, что вся дневная суета крупных городов происходит лишь для того, чтобы вечером расслабиться, и в очередной раз испытать удовольствие от земных благ, которые на лазурном берегу доступны в полной мере.
В Монте Карло я случайно попал на квалификацию Гран-При Монако, и решил посмотреть на шоу. Народ толпился и занял все холмы, с которых был виден хотя бы маленький отрезок трассы, где-то далеко внизу с диким гулом проносились болиды. Их было видно всего на доли секунды. Зрелище показалось мне довольно скучным, я не протерпел и 10 минут. Путешествовать интересней, подумал я, и отправился на поиски места для очередной панк-ночевки. Это был заброшенный пляж, с которого открывался вид на огни переполненных отелей перед гонкой в Монте-Карло.
А это кладбище возле Генуи. Удивительно, правда? Кто-то каждую ночь зажигает все-все свечи в этих бетонных ячейках и склепах.
И напоследок, снова передаю слово нашему спецкору в Риге: «У меня тут небольшое приключение с перевозкой велосипеда. Согласно моему плану, чтобы не возить лишние 700 грамм, я должен был отправить чехол для велосипеда почтой из Вены в Милан до востребования. Проблема в том, что Почта Италии хранит такие посылки один месяц, затем отправляет назад, а мое путешествие занимало 6 недель. Я попросил чувака, у которого ночевал в Вене посредством warmshowers.org (Каучсерфинг для велотуристов), отправить чехол и ключ для педалей через пару недель после моего старта. Чувак пообещал, но не отправил, пидарас! Хотя, почему пидарас, может он заболел или умер вообще, да мало ли причин может быть, и потом, мне самому можно было решить проблему другим способом. Почитал я внимательно правила перевозки велосипеда своей авиакомпании (Эйрбалтик), в них про сумку для велосипеда ни слова не сказано, написал в поддержку, и, удивительно, но получил утвердительный ответ - чехол или другая упаковка не нужна. Из Генуи я выехал утром в Милан, оказалось, что далеко не все поезда поддерживают перевозку велосипедов без сумки, потерял на этом несколько часов. Из Милана в аэропорт Мальпенса ходит автобус Мальпенса Шаттл, в который без проблем приняли велик без сумки и бесплатно, правда пришлось немного попыхтеть, чтобы запихать его в багажник автобуса. В итоге, в аэропорт я прибыл не слишком заранее, но вовремя. На стойке регистрации операторша была удивлена, что я пытаюсь провезти велик в таком виде, но позвонив начальнику (или кому там они звонят), попросила спустить шины, снять педали и свернуть руль, после чего приклеила регистрационную наклейку. Потом оказалось, что в Мальпенсе нет сканера для негабаритного багажа, его функцию выполняет секьюрити с огромным животом, который что-то долго обсуждал с приемщиком и грузчиками по поводу велосипеда. Я, конечно, ничего не понял по итальянски, но думаю, что они проклинали авиакомпанию. После беглого досмотра моего велорюкзака, велик приняли. Во время посадки я наблюдал, как грузчик аккуратно закатывает велик в багажник, теперь уже, Боинга. Хотя, может это была показуха, и в Шереметьево я получу разрозненные куски металла вместо своего велосипеда, кто знает. Пока что я снова в аэропорту Риги, наслаждаюсь русской речью прохожих и пишу этот пост, потому что до 5 утра мне нечего делать»
(Источник:
http://vk.com/oaktime?w=wall4750488_2477)
На вопросы в комментариях отвечу с удовольствием. Велкам!
Рассказы про другие мои походы:
Альпы пешком.
http://oaktime.livejournal.com/201670.htmlДругая Турция. Ликийская тропа.
http://oaktime.livejournal.com/208621.htmlПиренеи HRP
http://oaktime.livejournal.com/212333.html