Часть 2. (см.
часть 1 )
09.08.2017. Среда. Утром я увлеклась своими путевыми заметками и не заметила, что все уже собрали и погрузили сумки и чемоданы. Пришлось спешно как попало запихивать вещи в сумку и самой заталкивать её в машину.
На самом деле, никакой необходимости торопиться не было, так как до седловки оставался ещё почти час, пришлось сидеть без дела и ждать. Вчера удобства в доме нас очень порадовали, но сегодня мы бы предпочли, чтобы они были на улице, так как для того, чтобы войти в дом, надо обязательно разуться, а мы уже все в сапогах, крагах, робах. На нас надето много всякой тёплой одежды, и двигаться во всём этом, а тем более седлать лошадь и залезать на неё очень трудно. Только оказавшись в седле, можно, наконец, слегка отдохнуть.
Сегодня мне достался тёмно-бурый мерин по имени Оттвери. Я хотела, как и в прошлые дни, встать в начало смены поближе к головному, но мой конь, увидев убегающий вперёд табун, стал нервничать и рваться за ним. Пришлось срочно перебираться в самый конец смены. Оказавшись сзади и увидев перед собой длинную вереницу спокойно идущих лошадей, конь сразу успокоился, и дальше уже у нас не было никаких проблем. На тёльт он вставал, но неохотно, приходилось прикладывать определённые усилия. При быстром движении на подъёме в горку обычно переходил на галоп, очень мягкий и удобный.
Сегодня мы продолжаем пробираться через лавовые поля. Грунт весьма тяжёлый для коней, поэтому едем не очень быстро и не очень долго (весь путь занял 22 км). Примерно в 8 км от места старта мы увидели нагромождение камней и костей животных. Здесь когда-то замёрзли во время снежного бурана несколько человек, множество овец и почти все кони. Но останки, конечно, не их - здесь недавно снимали фильм и притащили какие-то кости с местной бойни. Кстати, в Исландии едят не только баранину или говядину, но и конину тоже, поэтому некоторые фермеры разводят коней на мясо.
Ещё через пару километров мы остановились для отдыха и перекуса возле небольшой пещеры, где, по преданию, много лет скрывалась пара преступников. Сомневаюсь, впрочем, что они в ней жили - она такая низкая, что только для овец годится. Думаю, преступники успешно прятались в доме своих родственников, но старательно поддерживали слухи о своём проживании в пещерах на бесплодных лавовых полях. Вокруг совсем мало растительности, иногда попадаются одна-две-три овцы, уж не знаю, что они здесь едят.
После перекуса вновь садимся на коней и двигаемся дальше. Пытаюсь представить, как здесь всё выглядело 8000 лет назад, когда вулканы извергали всю эту лаву, и она текла, закручиваясь и застывая в живописных узорах.
Перевалив через очередной холм, мы увидели долину с множеством дымов. Это горячие источники, в некоторых вода сильно бурлит, из других тихо сочится кипяток. От конюшни до нашего ночлежного домика "Хверавеллир" около полутора километров, домик очень тесный, но зато прямо рядом с ним - купальня с горячей водой. В ней очень много людей, это всё заезжие туристы, причём переодеваются они прямо перед нашим окном, так что у нас в комнате как будто телевизор с эротикой. До ужина много времени, надеваем купальники и дружно погружаемся в горячую воду. В бассейн проведены две трубы прямо из природных источников - одна с кипятком, другая с холодной водой. При перемешивании они создают разную температуру в разных местах бассейна, поэтому можно выбрать наиболее комфортные для себя условия. Вода мутноватая и скользкая на ощупь - в ней много кремниевой кислоты. Добавить немного натрия, и получится конторский клей. После купания идём на ужин. Места за столом мало, но все уже настолько притёрлись друг к другу, что не испытывают особых проблем с размещением своих тарелок и стаканов.
Вечером пошёл дождь, но многие всё равно пошли купаться в горячем бассейне. Ночью я долго не могла уснуть, наверное, потому, что моя койка оказалась очень неудобной: в ногах горячая труба, в голову дует из окна холодным воздухом, на стене сбоку зачем-то прибит деревянный ящик с острыми углами - как ни повернёшься, обязательно больно стукнешься ногой, рукой или боком. В довершение неудобств - нет лестницы и совершенно не за что уцепиться, чтобы влезть наверх. Приходилось то и дело наступать на Ларри, они с Бриджит спали на нижней койке. Ларри мужественно всё переносил и вовремя подавал мне руку, не давая упасть. В общем, не лучшая из моих ночёвок, хотя и не худшая. Во всяком случае, вторую половину ночи я всё-таки поспала, и даже видела сны, и даже, кажется, выспалась.
10.08.2017. Четверг. Утром мы хотели искупаться в термальном бассейне, но вода в нём оказалась невозможно горячей. Вероятно, из-за того, что ночью никто не купался и не перемешивал воду, холодная скопилась на дне, а горячая - на поверхности. Самые отважные всё-таки погружались в бассейн, но долго не выдерживали. Грузим сумки в машину и идём на конюшню прямо через поляну с горячими ключами. Земля изрезана узкими канавками, по которым течёт тёплая вода, в ней много водорослей. Путь наш лежит мимо домика метеостанции, а, учитывая, что кроме нашего ночлежного домика здесь есть ещё один, то это место можно считать крупным населённым пунктом.
Вчера, пока ехала позади всех, хорошо рассмотела походку разных лошадей, и среди них заметила одного иноходца. Мне очень хотелось попробовать на нём поездить, и Йона как будто прочитала мои мысли - дала именно его. Какая удача! Это светло-серый мерин по имени Фрухтуш. Сегодня наша группа разделилась - часть едет впереди табуна, часть - сзади. Нас с Фрухтушем распредели в арьергард, и там я встала последней, чтобы поэкспериментировать с аллюрами и никому не мешать. Вообще-то я люблю ездить впереди, сразу за головным, потому что в смене часто кто-нибудь тормозит, и задним приходится заниматься известной всем конникам забавой “отстань-догони”. Но сейчас я как раз этого и хотела. Для начала я дала коню возможность самому выбирать аллюр и скорость. Оказалось, что он при ускорении плавно переключается с шага на медленный тёльт, затем на иноходь (средняя скорость), затем на быструю рысь и, наконец, на галоп. Чтобы оставаться на иноходи или на тёльте, надо придерживаться определённой скорости. В общем, это было очень интересно.
Путь наш сегодня проходит по долине реки, здесь много растений - злаки, пушица, всякие цветочки, мох, лишайники, стланик, кустарнички и даже довольно высокий кустарник (почти по колено). После двух дней на пустынных лавовых полях эта зелень весьма радует глаз. Очень много мелких ягод водяники (шикши), она уже совсем спелая, есть и черника (а может, голубика), но на ней ягоды только-только завязываются.
Вчера мы за весь день встретили всего штук 5-6 овец, а сегодня уже несколько сотен. Наконец-то я увидела коричневых овец, но большинство всё-таки белых. И ещё здесь очень много птиц. Мы видели взрослых и молодых, ещё не умеющих летать, ржанок, гусей, каких-то куликов. У овец поведение очень разное: одни при виде коней вскакивают и бегут впереди, другие спокойно отходят в сторону, стоят и смотрят. Одна троица овечек очень всех удивила и позабавила - они примчались откуда-то издалека, протаранили середину нашей колонны, чуть не попав под копыта лошадей, и убежали в горы.
Время от времени мы останавливаемся, спешиваемся и пасём лошадей на этих лугах. При этом передние всадники выстраиваются цепью поперёк движения табуна, чтобы затормозить коней и дать им возможность тоже попастись, а задние всадники пасут своих коней в некотором отдалении. В это время есть возможность справить нужду и немного размяться. Коней здесь пасут с застёгнутым капсюлем и полностью затянутыми подпругами.
Снова садимся на коней и едем дальше. Переходим вброд несколько рек. Около одной из них берег оказался очень топким, мой конь стал вязнуть в болоте, испугался, запрыгал на месте, но довольно быстро выбрался на твёрдую землю и успокоился.
Примерно через 15 км у нас привал. Загоняем табун в загон, выпускаем своих коней туда же и идём в конюшню на ланч. Условия спартанские - еда (бутерброды, печенье) и термосы с кипятком лежат прямо в лошадиных кормушках, под ногами - высохший навоз, присесть не на что, но зато нет ветра и дождя.
После перекуса получаем новых лошадей. Теперь у меня кобыла Моуса. Масть описать затрудняюсь: общий фон светло-коричневый в едва заметных яблоках, грива тёмная, по хребту чёрный ремень. Лошадь молодая и не очень опытная (часто спотыкалась о камни), но совершенно замечательная по характеру и с хорошим, плавным тёльтом. Теперь я в передней группе, встаю сразу за головным и получаю от езды большое удовольствие. Сегодня самый длинный переход - почти 38 км. И, хотя грунт был несравненно лучше вчерашнего, мы все основательно притомились и очень обрадовались, увидев вдали какие-то постройки. Мы уже поняли, что если где-то впереди показался домик - то скоро наш ночлег. Других строений мы не видели за всю дорогу.
Гостевой домик "Афанги" одноэтажный, длинный, очень удобный. В нём посторная гостиная и множество отдельных комнаток на 4 койки (как купе в поезде). На двери каждой комнаты уже приклеена бумажка с именами тех, кто в ней ночует. Мне нравится этот стиль ведения похода - всё решают наши гиды, не допуская никакой самодеятельности. Кому на какой лошади и с какой амуницией ехать, кому встать в авангард, кому в арьергард, кому на какой койке спать - всё решают за нас наши хозяева. Это - верный залог бесконфликтной обстановки. У меня сегодня нижняя койка в одной комнате с Ларри и Бриджит.
В гостиной нас всех ожидает горячий чай-кофе и очень вкусный торт. Это, чтобы не страдать от голода в ожидании нескорого ужина. В Исландии меня почему-то всё время тянет пить чай с молоком, может, он просто сытнее. Здесь есть две душевых кабинки, поэтому все идут мыться в порядке живой очереди и без особой спешки. Ужин отличный - много разных овощей, картошка, невероятно нежный и вкусный ягнёнок на гриле. После ужина долго ещё сидим за столом, обсуждаем сегодняшний переход, лошадей, природу и т.п. Завтра последний день нашего конного похода. Увы, всё хорошее когда-нибудь кончается.
11.08.2017. Пятница. Утро хмурое, мелкий дождик, ветер. У меня вороная кобыла по имени Люси. Путь лежит по зелёным лугам среди озёр. На озёрах много лебедей, в одном месте я начитала около двухсот птиц только на воде, а наверняка ещё много их на суше. Иногда у нас под ногами камни, иногда ровная земля, иногда топкое болото. Движемся быстро, походка у кобылы хорошая, но есть некоторые проблемы взаимопонимания. У нас расходятся взгляды на правильную дистанцию между лошадьми в смене. Я хочу видеть перед собой дорогу, а Люси хочет прижать свой нос к хвосту впереди идущей лошади. Целый час воюем, в принципе почти договорились, но уже пришло время менять лошадей. На финальный этап пути получаю некрупного мерина Колькримера мышастой масти с тёмным ремнём на спине и слегка зеброидными ногами. Конь горячий, приёмистый. Очень резко реагирует на цоканье языком, сразу рывком прибавляет ход. Я проверяла, говорила "ц-ц" очень тихо, шёпотом, но у коня оказался отличный слух. Походка приятная, мягкая, уверенная, никаких спотыканий о камни, так что ехать одно удовольствие.
Нас поставили в авангард, впереди едет Густав, я пристроилась сразу за ним, держим хорошую скорость. Периодически останавливаемся, пасём лошадей, поджидаем табун и едем дальше. Ближе к концу пути мы все перестроились в одну колонну и пропустили вперёд табун, который очень шустро ускакал, почуяв близость фермы, где кони отдыхают и отъедаются сочной травой перед обратной дорогой.
На тридцатом километре нашего пути вдруг глазам открылась долина реки с глубоким ущельем и прекрасными водопадами. Здесь уже совсем другая природа, больше похожая на нашу - пышно растёт злаковое разнотравье, клевер, одуванчики, тысячелистник. Кругом небольшие группы овечек и лошадей. Но всё это в пойме реки, а до неё ещё надо дойти. Нам пришлось спешиться и спускаться по крутому серпантину, ведя коней в поводу. Это была, пожалуй, самая трудная часть сегодняшнего перехода - идти было неудобно из-за многослойных одёжек, да ещё выглянуло солнце, и стало жарко, да ещё тонкая подошва резиновых ботинок плохо защищала ноги от камней. Но я смогла выдержать общий быстрый темп и даже ловко протиснулась поближе к головному. Наконец, снова садимся в седло.
До фермы "Форсаелудалур" остаётся всего пара километров вполне приличной дороги, идущей слегка под горку. Йона разрешила всем, кто хочет, ехать вперёд побыстрее. Самые борзые туристы помчались наперегонки. Мой конь отлично держал тёльт даже на большой скорости, так что мы вместе с ещё одной всадницей (той самой, что решила купить коня) далеко оторвались от общей группы. Только перед самыми воротами, когда мы уже сбавили ход, нас догнала ещё пара всадников, но они скакали банальным галопом.
Ну вот и всё, закончился наш поход. Сегодня мы проехали 33 км, а за шесть дней пути преодолели больше 170 км по очень сложныму грунту. Лошадкам большой респект и нашим проводникам, конечно, тоже. Сдаём амуницию, грузимся в два микроавтобуса и едем отдыхать в гостевой дом "Хваммур" - до него около 20 км по грунтовой дороге. В нём есть такая неожиданная роскошь, как большая ванна-джакузи на открытом воздухе. В гостиной обнаружился вай-фай, проверяю почту после недельного отсутствия в сети. За ужином нам вручили сертификаты от турфирмы о том, что мы ездили верхом по Исландии. Мы все обменялись емейлами, долго не расходились, разговаривали.
12.08.2017. Суббота. Утро солнечное, ни единой тучки на небе. Погода совершенно замечательная, жаль, что уже после похода. Последний завтрак вместе, и вот пора грузится в автобус, который отвезёт нас в Рейкьявик. Тепло прощаемся с нашими замечательными Йоной, Густавом и их помощниками и отправляемся в дорогу. Едем через живописные зелёные долины и через лавовые поля, покрытые словно ватой светлыми лишайниками. Много лошадей, но сравнительно мало овец. И один раз мы видели стадо коров с интересной тигрово-пегой расцветкой.
Путь наш лежит на юго-запад по знаменитой дороге номер 1, которая опоясывает весь остров. Солнце то поджаривает нас через окна, то скрывается за неожиданными тучами. В одном месте автобус подъехал к берегу залива, там было небольшое скопление машин, и мы даже решили, что это очередь на паром. Но это оказался платный въезд в глубокий тоннель длиной 6 километров, проходящий под дном залива. Как только мы из него выехали, так сразу увидели вдали Рейкьявик. Вот и мой отель. Прощаюсь со своими друзьями и вновь остаюсь одна.
В отеле моя новая комната - на верхнем этаже, светлая, чуть более просторная, чем в прошлый раз, и в ней даже есть персональный умывальник. Для меня заботливо приготовлена кружка, ложка, пакетик кофе и чая. Я быстренько сбегала на кухню и раздобыла ещё несколько пакетиков чая (в хостелах на общей кухне всегда можно чем-нибудь поживиться), должно хватить на ближайшее время.
После чая первым делом подключаюсь к Интернету и пытаюсь найти на завтра какой-нибудь конный прокат, где можно устроить фотосессию. А то ведь впечатлений от Кьёлура много, а фотографий-то толком и нет, не говоря уже о видео. Попыталась связаться с фирмой Исхестар, но у них по выходным никого не найдёшь. Позвонила в Элдхестар, там мне довольно резко ответили, что индивидуальными турами в летний период не занимаются - все гиды заняты на групповых маршрутах. Воообще эта фирма начала вызывать некоторую неприязнь - что-то есть в ней высокомерное и неуважительное к потенциальным клиентам.
Роуминг стремительно поглощал средства на моём мобильнике, а проблема ещё не была решена. Тогда я позвонила в Исленски Хестуринн и там, наконец, пообещали поснимать меня на камеру, если я куплю тур на полдня в небольшой группе. Отлично, теперь можно и отдохнуть. Но нет! Я же собиралась на рынок, а он работает только по выходным, через час закрывается, и завтра я на него уже не попаду. Всё бросаю и бодрым шагом иду на рынок, заодно наслаждаясь солнечной погодой. Перещупав и перемерив множество вязаных вещей, выбираю симпатичную серую шапку с узором из лошадок и забавную рукавицу, специально предназначенную для держания в руке на морозе холодной бутылки или банки с каким-нибудь напитком. На обратном пути встречаю немецких друзей-походников, хвастаемся покупками и идём дальше по своим делам. Покупаю в супермаркете еду на ближайшие дни и несколько местных шоколадок - они очень хороши на вкус и очень хороши, как сувениры (если довезу и не съем по дороге). Теперь самое время прилечь и заняться путевыми заметками.
13.08.2017. Воскресенье. Утром сплю до упора, неспешно завтракаю и собираюсь. Ботинки и краги я отмыла от грязи ещё в Хваммуре, но вид у них уже не новый, что вызывает подозрение у водителя микроавтобуса, который собирал нашу группу по отелям. Объясняю, что всё было новое до приезда в Исландию, но уже побывало в Кьёлуре. Разговорились. Водитель рассказал, что у него есть шесть своих лошадей, и он с несколькими друзьями, такими же коневладельцами, регулярно устраивает себе конные походы. Чаще всего круговые в районе Геклы (там у него летний домик), а иногда - по прямой куда-нибудь, и лошадей потом обратно везут на машине. В походе на каждого всадника - по две-три лошади. Пару недель назад они с друзьями как раз тоже проехали верхом по дороге Кьёлур, только с севера на юг. За разговорами поездка пролетела быстро, да и от Рейкьявика недалеко - минут 10 на машине.
В нашей группе - 9 человек, ездить верхом умеют двое, остальные - новички. Наш гид - высокий худощавый исландец по имени Орси (на самом деле у него длинное непроизносимое имя, но он предложил называть себя так). У него очень интересный стиль преподавания с богатой мимикой и жестами. Он быстро и доступно объясняет, как сидеть в седле, как держать повод и как управлять лошадью. Затем подбирает каждому шлем, кому-то - обувь, и мы идём к лошадям. Они уже посёдланы и ждут нас в загоне, засыпанном гравием. Мне достаётся гнедой мерин Гиммер.
Немного топчемся по загону, чтобы новички приспособились к своим лошадям и средствам управления, и выходим на прогулочную дорожку. Она очень удобная, ровная, вьётся среди лесопосадок. Кругом интересный пейзаж из развороченных пластов застывшей красной лавы, местами покрытой лишайниками. Мы постепенно с шага переходим на медленный тёльт. С нами кроме Орси (он впереди) едут две девушки-помощницы, они по мере необходимости то подгоняют, то тормозят лошадей с неопытными седоками. Погода была чудесная, и я получила большое удовольствие от прогулки, которая длилась примерно полтора часа.
В одном особо живописном месте Орси остановил группу и устроил фотосессию (вот это правильно!). Девушки-помощницы по очереди подводили каждого всадника на самое подходящее для съёмки место, а Орси фотографировал на свой мобильник. Возможно, когда-нибудь пришлёт нам фотки. На обратном пути я дала ему свою камеру, и он заснял на видео, как я еду тёльтом. Наконец-то у меня есть такая важная видеозапись! Не зря я сюда приехала! День прошёл отлично. Могу порекомендовать этот тур всем путешественникам с любым уровнем подготовки и с любым кругом интересов, которые, заехав ненадолго в Рейкьявик, хотят быстренько познакомиться с исландскими лошадками и продолжить путешествие по острову.
14.08.2017. Понедельник. Подходит к концу моё пребывание в Исландии, завтра - уезжать. А сегодня надо заняться чем-нибудь интересным, и, как вы думаете, чем? Правильно! Я снова еду кататься верхом! Этот тур я купила ещё в субботу, когда прогуливалась по центру после рынка. Зашла в туристическое агентство и попросила найти какой-нибудь тур на целый день, но чтобы он как-то отличался от тех, на которых я уже побывала. Вариантов было много: комбинированные туры кони плюс киты (киты уже были, не надо), кони плюс пешеходная прогулка (не для меня), кони плюс купание в горячих источниках (тоже было), кони плюс пиво (тоже не для меня). В конце концов нашли тур - катание верхом по берегу моря. Такого здесь у меня ещё не было, надо попробовать. Сначала обратились в неприветливый Элдхестар, но без успеха, типа одного туриста они не примут, а надо только вчетвером (хорошо, что теперь телефонные переговоры веду не я, а турагент). А вот из фирмы Солхестар нам ответили, что с удовольствием примут сколько угодно туристов (в результате я была одна, и тур из группового превратился в индивидуальный). Основная конюшня Солхестар расположена на юге острова, недалеко от океанского побережья, ехать на машине туда от Рейкьявика примерно полчаса.
В этом туре я решила использовать, наконец, свои новенькие резиновые сапоги, а то вторую неделю таскаю их с собой и ни разу не надела. С утра пораньше позавтракав, одеваюсь потеплее и иду на остановку рядом с отелем. А там уже стоит машина, меня ждёт. Разговорилась с девушкой-водителем, она из Голландии, у неё есть свой конь для пробегов, но с убойным характером, и никто другой на нём не ездит. Поэтому всё лето, пока хозяйка подрабатывает в Исландии, лошадь дома стоит без тренинга. Да, это проблема.
Дорога на юг оказалась очень живописной - на склонах холмов причудливой формы там и сям видны были клубы пара (точнее, тумана) над горячими источниками. Чуть повыше в горах расположена электростанция, работающая на термальных водах, от неё отработанная вода по толстой трубе идёт в Рейкьявик, и там её ещё приходится охлаждать, прежде чем отправлять в городской водопровод. У дороги мы видели ярко освещённые теплицы, в них выращивают что-то жёлтенькое, может, бананы. Хотя нет, бананы Исландия уже давно не производит, осталась лишь одна теплица в местном университете, там студенты выращивают уникальные исландские сорта бананов и сами их съедают.
Когда мы приехали на конюшню, то увидели настоящее столпотворение: множество туристов натягивают на себя оранжевые робы, шлемы, кому-то нужна обувь для верховой езды, кому-то перчатки, всё здесь есть с избытком. Я тоже подбираю себе необходимую экипировку, дело это уже привычное. Порадовало, что мои новые сапоги свободно пролезли в штанины робы, не пришлось разуваться.
Теперь мы все столпились у входа в загончик - манеж. По очереди нас запускают внутрь и выдают лошадь. Мне досталась светло-коричнево-мышастая кобыла Моуса. У меня уже была лошадь с таким именем, оказывается, это название масти. В Исландии часто дают имена лошадям по их расцветке - как наши Сивки-Бурки-Каурки. Девушка-гид по имени Линья помогает мне подогнать стремена, подтянуть подпруги и залезть в седло. Шагаю по манежу, приспособливаюсь к коню. В это время всех остальных всадников распределяют по разным группам и отправляют в разные стороны - кого на часовую прогулку, кого на двухчасовую, кого в поля, кого в горы. Всё очень быстро, оперативно. Не прошло и нескольких минут, как в манеже остались только я и мой гид Линья. Мы снова спешились.
И вот тут произошло нечто неожиданное: наших лошадей вдруг завели в подъехавший прицеп-коневоз, мы сами сели в машину и все вместе поехали к морю. Первый раз мой конный поход начинается так необычно (хотя в Исландии это, как раз, дело обычное). Выгрузились на берегу, сели на лошадей, поехали. Сразу почувствовали свежий морской запах! На волнах качаются огромные морские чайки и какие-то тёмные уточки с выводками. Первые километра три мы ехали по пляжу вдоль самой воды. Под ногами чёрный песок, чёрные гладкие окатанные ноздреватые камни, редкие ракушки и выброшенные из моря водоросли. Пейзаж чрезвычайно напоминает океанский берег в Петропавловске-Камчатском, вот только океан другой. Ветер не очень сильный, море тихое, волны плавно набегают на песок. Красота! На пляже совершенно нет никакого мусора, только иногда валяются как будто жёлтые дыньки - это оторвавшеся поплавки от сетей. Проехавшись шагом, тёльтом и рысью, устраиваем скачки галопом. На песке кони вскоре устают, снова переходим на шаг, затем на тёльт. Моуса хорошо ходит тёльтом, но как всякий прокатный конь, пытается смухлевать и периодически переходит на рысь. Ну уж нет, давай тёльт! Постепенно ход наладился.
Вскоре мы съехали с пляжа, перевалили через чёрные дюны, заросшие высокой однообразной травой с гигантскими колосьями (думаю, это песчаный колосняк), и поехали параллельно морю, то удаляясь от него, то вновь приближаясь к каким-то бухтам и заливчикам. Вскоре перед нами раскинулся огромный залив, сплошная вода, другого берега не видать. Неужели!? - мелькнула мысль в голове. И точно, мы пошли вброд через эту бескрайнюю водную гладь. Местами было довольно глубоко, коням по грудь - правильно я сапоги надела. Вокруг плавало много птиц - лебеди, гуси, разные чайки. Когда мы приблизились к берегу, я думала, что мы выйдем на сушу, но мы продолжили идти по воде по протоке между зарослями травы. На этих лугах много куликов, и мелких, и крупных. В одном месте встретили совсем близко стайку кроншнепов с длиннющими клювами, не представляю, как они с ними управляются.
Наконец, выбираемся из воды на сушу и делаем остановку на отдых и перекус. В сёдельных сумках обнаруживается бутылочка с водой и контейнер с бутербродом и вафлей. Бутерброд очень хороший - с ветчиной, сыром, помидорами, салатом, но, увы, с майонезом, а я его не ем. Придётся обойтись вафлей. Разговорились с Линьей - она из Швеции, своей лошади нет, но дома активно занимается верховой ездой - в основном, конкуром. Сюда приезжает на лето работать, как многие другие европейцы. Очевидно, исландцам в высокий туристический сезон остро не хватает рабочих рук, и я здесь встречала работников из самых разных стран, даже с Фарерских островов.
Дальше едем среди пастбищ, сенокосных лугов и каких-то огородов. Картофель здесь выращивают, накрывая грядки полиэтиленом. Довольно много деревьев, зато совсем нет овец. В принципе, это взаимосвязано. Когда-то Исландия сплошь была покрыта лесами, но люди и овцы совместными усилиями превратили её в пустыню. Сейчас предпринимаются огромные усилия по выращиванию деревьев, но овцы съедают любые проростки на корню. Поэтому лесопосадки приходится огораживать забором.
Наш путь проходит через поле, на котором пасётся большой табун лошадей. Это частные кони из Рейкьявика. Зимой они живут в конюшнях рядом с городом, а летом пасутся здесь. Завидев нас, кони торопятся подойти, поздороваться, некоторые пристраиваются и некоторое время идут сзади. Выехав с пастбища, мы увидели отдыхающую и жующую группу конных туристов от фирмы Элдхестар. Конкуренты. Но всё равно приветствую их и громко желаю "Гутен аппетит!". По радостным ответным возгласам поняла, что не ошиблась с выбором языка. Всё-таки чаще всего мне здесь попадаются туристы из Германии.
Вязкий грунт пойменных лугов сменился плотным песком и гравием, на таких дорожках бодро разгоняемся. Вручаю свою камеру гиду и получаю ещё одну порцию видеозаписи меня на тёльте. Отлично!
Ещё одна остановка на отдых - спешиваемся и несколько минут пасём лошадей. Временами сквозь тучи проглядывает солнце, становятся видны горы, прежде скрывавшиеся за туманом и моросью. Едем дальше. Ещё пара бродов, ещё несколько скоростных дорожек, и вот уже конюшня. Мы проехали верхом ровно 25 км. Сдаю коня и амуницию, иду в комнату отдыха. Здесь меня сразу напоили горячим чаем и предложили тарелку национального исландского супа, от которого я вынуждена отказаться, ведь в нём есть лук. Жую припасённую шоколадку. Вскоре меня сажают в машину и везут в отель. Мне очень понравилась дружественная и деловая атмосфера фирмы Солхестар, у них много разных туров на выбор, всё время придумывают что-то новое, интересное. Мне мой поход по берегу моря и через залив очень понравился, но рекомендовать его я могу только продвинутым конникам, способным хорошо и долго ехать по пересечённой местности любым аллюром. И особенно интересен он будет для любителей птиц, потому что здесь можно увидеть сразу много разных видов.
В машине в тепле и сухости меня стало клонить в сон, видимо, всё-таки, я утомилась, да и встать утром пришлось рано. Так что, оказавшись в своей комнате, скидываю верхнюю одежду и замечательные сапоги (обязательно теперь буду их использовать в особо грязные и мокрые сезоны), падаю в кровать и мгновенно отключаюсь. Проснулась часа через три, уже под вечер, как раз пора ужинать. Сооружаю бутерброд из хлеба-сыра-ветчины, а на десерт - банан. На конюшне я прихватизировала пакетик чая, с удовольствием его завариваю и выпиваю. Жизнь удалась! За полторы недели в Исландии я провела 8 дней в седле, проехала верхом по самым разным ландшафтам больше 200 км, сменила 12 лошадей. Это отличный опыт! Также здесь я встретила много хороших людей, завела несколько интересных знакомств, подсмотрела несколько ценных идей.
Теперь надо начинать думать о возвращении на Родину. Компания ФиннРоуд уже прислала мне смску с номером машины и телефоном водителя, который будет встречать меня в аэропорту в Хельсинки. От Финских авиалиний пришло письмо с предложением зарегистрироваться на рейс. Распечатать посадочный мне негде, ничего, распечатаю в аэропорту. Укладывать вещи нет ни сил, ни желания, сделаю это утром.
15.08.2017. Вторник. Итак, пришло время собираться. Вчера перед самым засыпанием мне пришла в голову гениальная идея - распаковать спальный мешок и просто положить его на дно сумки, а то в упакованном виде он очень неудобно занимает место. Воплощаю идею в жизнь и убеждаюсь, что это действительно здорово. Спальник мягко окутал все неровности сапог и ботинок, а затем плавно утрамбовался положенными сверху одёжками. И почему мне раньше не пришла эта идея в голову? Ладно, пригодится на будущее. В большой сумке так укладываю вещи, чтобы посередине можно было на неё садиться. Это тоже оказалось полезной идеей. Чекаут из отеля в 11 часов, примерно в это время освобождаю комнату, сдаю ключи и перетаскиваю вещи в камеру хранения возле ресепшена (своеобразная такая камера, весь день открыта и почти без присмотра - заходи, кто хочешь, бери, что хочешь, но в Исландии практически нет преступности). До автобуса ещё три часа, можно неспешно прогуляться напоследок по городу и прикупить какой-нибудь свежей выпечки для перекуса.
Наш хостел расположен на одной из центральных улиц - Сноррабраут, она длинная, широкая с небольшим уклоном. Если пройтись по ней вверх, окажешься на вершине холма с видом на местный аэропорт. А если пойти вниз, то упрёшься прямо в море. Я решила прогуляться вниз до набережной, там в одном месте нашлось несколько гладко отполированных каменных глыб, на которых можно сидеть или лежать и смотреть на воду. Первое, что бросилось в глаза на улице - нашествие ос. Их много! Неужели ни разу никого не ужалили? Удивительная страна. Погода одновременно и жаркая, и холодная. Температура воздуха около 15 градусов, но когда выглядывает солнце, начинаешь поспешно расстёгивать на себе тёплую одежду, а как только набежит тучка и налетит ветер - так же поспешно застёгиваешься обратно.
После набережной заглядываю в сувенирные лавки и не перестаю удивляться запредельным ценам даже на мелкие безделушки. Наверное, поэтому в сувенирных магазинах не видно толп и ажиотажа покупателей, как во многих других городах мира. Купив какие-то коржики, иду в свой хостел и там, удобно устроившись в столовой, пью чай, подзаряжаю планшет, проверяю почту и жду автобус. Без пяти два я уже на остановке, сажусь на свою сумку, жду, и минут через пятнадцать меня забирает микроавтобус. Подобрав ещё пару пассажиров на другой остановке, едем на междугороднюю автобусную станцию. Там нас уже ждёт большой автобус, и с разных сторон подъезжают ещё несколько микроавтобусов, которые тоже собирали пассажиров из разных районов города. До аэропорта едем мимо лавовых полей, лишайников, морских бухточек, как это всё уже знакомо и привычно.
В аэропорту Кефлавик нет разделения на залы прилёта и отлёта - здесь всё вместе и одновременно. И, как везде, есть места, битком набитые людьми, а есть совершенно пустые. В дютике покупаю пару сувенирчиков и сажусь отдыхать напротив табло вылетов. Обратила внимание, что больше половины всех рейсов - в США и Канаду, причём в самые разные города. Почти все остальные рейсы - в Европу. Этакий перевалочный пункт. В самолёте внезапно увидела знакомое лицо - стюардесса, с которой я летела из Хельсинки, она тоже меня узнала - говорит: "Вы же летели с нами две недели назад". Приятно. И в довершение приятностей - оба кресла рядом со мной оказались пустыми. Редкая удача! По такому поводу можно попробовать заказать какую-нибудь еду, а то неудобно есть, когда голодные соседи завистливо смотрят тебе в тарелку. За 15 евро получаю на руки бутылочку красного вина объёмом 187 мл и небольшой набор деликатесов - несколько кусочков сыра и хамона, какие-то крекеры и ещё нечто липко-красное, возможно, вяленые помидоры в масле (не решилась попробовать на вкус, а запаха вообще никакого нет). Неспешно ужинаю и буквально ощущаю себя пассажиром бизнес-класса.
Под крылом виднеются какие-то ледники, вулканы, а потом океан. Мы летим навстречу солнцу, поэтому быстро темнеет, и только у горизонта остаётся светлая полоса на небе, а над ней - огромный оранжевый месяц. Вот появились огни городов, вот уже и наш аэропорт. Быстро выгружаемся, быстро получаем багаж, быстро нахожу свою маршрутку на парковке, в ней уже дремлют несколько пассажиров. Ждём ещё одного пассажира, едем и через 5 часов мы уже в Питере. Это была не самая комфортабельная, зато самая дешёвая часть моего путешествия - 400 км по территории двух стран с доставкой прямо к дому обошлись примерно в 30 евро.
Вот и завершилось моё замечательное приключение под названием "Исландия". И, конечно, я уже начинаю думать о следующих путешествиях.
Читать
часть 1