Ровно 24 года назад, 4 августа 1988 года, на пересечении минских улиц Республиканской и Володарского машинист экскаватора прокладывал теплотрассу и заметил, как ковш зацепил какой-то блестящий предмет. Экскаваторщик принял его за боевой снаряд и действовал по инструкции, вызвав саперов. Когда территорию оцепили, бомба таки рванула, но историческая - выкопанный предмет оказался серебряным подсвечником известного минского ювелира Топаза, а в ковше и рядом с ним было обнаружено еще 547 старинных раритетов.
Это были 461 монета разных стран мира, 30 российских и иностранных орденов разных эпох, 26 серебряных бытовых предметов, изделия московских, петербургских, одесских, западноевропейских ювелиров, а также именные вещи: шкатулка грузинской княжны Катерины и декоративная сервировка российской фабрики Губкина - официального брэнда императорского двора. В этом кладе соседями оказались предметы XVII - XIX веков. При этом они были разными не только по датировке, но и по месту изготовления: рядом лежали куфель конца XVII века из Швеции и николаевские золотые червонцы начала ХХ века.
Кому мог принадлежать клад? Как он очутился в этом месте Минска? Эти и многие другие вопросы остались без ответа, открывая огромное поле для фантазии.
Клад тогда оценили в 32 057 рублей, из которых экскаваторщик получил положенные ему 25% ( 8 014 рублей), но уже сейчас, по прошествии двух десятилетий, музейщики признаются что этот клад был оценен в сумму в сотни раз меньше его истинной стоимости. На него тогда пытался наложить лапу питерский Эрмитаж, но на дворе стояли перестроечные годы, белорусы отбились, и сейчас этот клад можно увидеть в минском Национальном музеи истории и культуры.
Это был последний из крупных кладов, добровольно сданных государству в СССР. Сдавали ли в Украине или России клады после этого случая? Подобной ценности - нет, единичные случаи - да. Но не я...
Да и находил я такую мелочь, что чиновничий люд даже беспокоить стыдно. Свои первые находки я нашел банально - российские Георгиевский крест 4-й степени и медаль «За храбрость» времен Первой мировой войны, в детстве на чердаке у деда. Это были считавшиеся в семье утерянными награды прадеда. И тем же летом я нашел в лесу немецкий нагрудный знак «За ранение» 3-й степени времен Второй мировой войны, и мне понравилось что-то находить... Потом был кошелек с 25 советскими рублями, которые я прокутил в 12-летнем возрасте, не отдав родителям, красивый в своей грубости медный казацкий нательный крест XVII - XVIII века, монетки разных эпох, и еще кое-что. Самое, наверное, ценное что мне попалось - это искореженный золотой медальон с изображением на отколупанной эмали красивой женщины из волос которой когда-то выпали мелкие осколки бриллиантов (осталось только два). Его бы отреставрировать, да дорогое это удовольствие.
У Рериха есть поучение: «Про всякого человека клад захоронен, только надо уметь брать клад. Неверному человеку клад не дастся. Пьяному клад не взять. Со скоромными мыслями к кладу не приступай, ибо клад себе цену знает.»
Ну, а я выработал для себя еще два правила при нахождении чего-либо:
а) не продавать, и сразу не обменивать;
б) сразу не хвастать.
Потом - можно, поэтому рассказывайте: а вы что находили?