Мои пять копеек к
обсуждению в фб у
ivannasm вечной темы какой должна быть женщина. А точнее - обсуждение утверждающих что-то на тему "какой она должна быть".
С одной стороны, мне любопытен этот спор, мне любопытно что про это думают мои друзья, что их волнует - но стали совершенно безразличны мнения всех этих людей, которые пишут про Путь Женщины и Путь Мужчины, соответственно, а главное, про то, какими должны быть "настоящие" М/Ж.
(Мнение жж-юзера
stelazin на тему
различий М и Ж мне куда любопытнее, но и его бы я не стала абсолютизировать, потому что как где-то в комментах хорошо заметили, между хардом (нейрология) и софтом (психика) там есть некоторая зияющая пропасть. В которую так и норовят пролезть все понимающие про Настоящий Путь. И ладно бы говорили за себя.)
Но я помню этот момент, когда меня отпустила и эта тема и обсуждающие ее. Это было прошлой весной на "нарративном самопознании" - вообще в обучении психотерапии "самопознание" это довольно распространенный формат, и не знаю как в других направлениях, а у нас это выглядело так, что преподаватель последовательно расспрашивал одного человека про свой запрос, в это время другие в группе просто слушали и думали как это отвечает на их вопросы. Это было про то, чтобы увидеть реальную работу терапевта, и из личного опыта и из свидетельской позиции.
Ну да дело не в формате, главное, что мне тогда удалось деконструировать (не в смысле устранить/уничтожить, а в смысле разобраться откуда ноги растут и как на меня влияют) некоторые идеи. В результате я пришла к неожиданному открытию - что часть моего misery происходит из компульсивного желания изменить мир. Невыносимости от того, что мир все еще не так хорош, как мне хотелось бы, чтобы он был. Это было тогда очень контр-интуитивно, в том смысле, что можно было бы подумать, что нарративная практика с ее большим вниманием социальной ответственности (Майкл Уайт даже
говорил, что "заниматься нарративной практикой - значит заниматься политикой с маленькой буквы "п") сподвигнет к еще большему желанию транслировать свои идеи - но нет, это меня больше поддержало в моей идентичности "как есть", без необходимости что-то кому-то доказывать. Конечно, мне по-прежнему хочется делиться идеями, но я знаю, что мне важно "выбирать битвы" ("you need to choose your battles", как говорил мой давний босс).
Тем не менее - влияют ли на меня эти мнения? Конечно, влияют. Ниже накопившиеся за последнее время мысли-ссылки на тему. Все никак не доходили руки написать, и вот cпасибо Иванке за повод.
***
Некоторое время назад
coachblog написала очень сильный в своей искренности
пост-coming-out про то, что она ощущает себя (несмотря на 13 лет брака и двоих прекрасных детей) в большей степени андрогином. И ей важно, в том числе профессионально, быть способной об этом говорить. Я не хочу обсуждать собственно содержание поста, мне важнее, в смысле - мне хотелось бы - жить в обществе, в котором люди могут это свободно обсуждать.
В комментариях там
nasse написала: "мне хорошо в моем женском теле, но плохо в гендерной роли".
Подпишусь. Очень похоже себя ощущаю. И добавлю: особенно в том виде, в котором эта роль реализуется на нашем пост-советском пространстве.
Что я конкретно имею в виду под умным словом "гендерная роль"? Вот пара иллюстраций из жизни.
Диалог первый.
Встреча одноклассников (первая и последняя, на которой я была, потом удалила эккаунт из "одноклассников"), разговор с одноклассницей:
- А сколько вы женаты?
- Девять лет
- И до сих пор нет детей? Ну, ты халявщица! :)
Это с долей шутки, конечно, но только с долей. Через год появился ИК, так что общественные ожидания (одноклассников, как минимум) я выполнила. Но вот осадочек оставался от разговора... И это даже не про то, что ей не пришло в голову, что вдруг есть какие-то объективные медицинские причины не иметь детей (хотя это тоже про тактичность и/или ее отсутствие), а вообще это было как-то... who the f*** are you to tell me how to live? нарушением границ, предписанием - почему я вообще это выслушиваю? Зачем мне это?
Диалог второй.
Разговор с коллегой. Я только вернулась в офис после двух лет в декрете.
- Как у тебя дела? (и не дожидаясь пока я скажу "да хорошо в общем")... ну все понятно - ребенок есть, работа тоже, что еще надо!
И тоже это было с хорошей интенцией, в общем человек был рад за меня, но это оставило такое ощущение, как же это сказать... ну как если бы ты выполнил свою социальную и репродуктивную функцию, галочки поставлены - вот только вряд ли стоит ждать чего-то вдохновляющего впереди. По крайней мере, для меня тогда была непростая тема про что дальше. Наверное, о таком вряд ли разговаривают в офисных small talk. Но все-таки интересно почему если ты женщина, тебе Х лет, у тебя есть ребенок (вариант: нет ребенка), то про тебя "все понятно".
Пример третий разворачивается в комментариях к
этому посту, тема жизненная, врач-гинеколог объясняет нерадивым женщинам почему плохо поздно рожать, проблема я вижу в другом - что хамский тон обращения к читателю никого не удивляет, это же, говорят люди, обычный врачебный подход.
Вот он, один из самых больших врагов человечества (здравого смысла, развития, жизни как непрерывности движения): "обычное дело". Считать что-то само-собой-разумеющимся, имманентно существующим, откуда-есть-пошла-русская-земля. Если так было раньше, правильно это продолжать.
Возвращаясь к гендерной роли: если представить ее наглядно, то это такой листок (или несколько) с длинным-длинным списком всего, что "женщина должна" (и мужчина, разумеется, тоже). Я думаю, что каждый читатель этого жж без труда вспомнит несколько буллет-пойнтов из этого списка, которые его особенно достают - и в том, "каким быть", и в том "что делать". А также что делать "не полагается".
В качестве камин-аута могу сказать, что из всего, что полагается "настоящей женщине" мне особенно сложно дается требование к маникюру и эпиляции. Да, я знаю про маникюр, для многих моих близких подруг это настоящий символ женственности, ухоженности, заботы о себе. А у меня это вызывало вопросы еще в 20 лет, как-то никогда не хотелось тратить на это время. Тем более личный опыт показал отсутствие какой-либо корреляции между качеством личной жизни и маникюром. Тогда еще я играла на гитаре и поэтому имела хорошую отмазку по поводу коротких ногтей. Гитару я с тех пор забросила, так что приходится выкручиваться; договорилась с собой про масло для кутикулы. С эпиляцией хуже, когда регулярно занимаешься чем-то двигательным - но как же я завидовала в Швеции волосатым женщинам! Нет, не тому, что они не бреют ноги. Честно говоря, для меня это выглядело отвратительнокак-то не очень (но мы же помним, что "красота" - это во многом социальный конструкт?). Завидовала я тому, что не брея ноги, они не теряют своей женственности и привлекательности (ах, видели бы вы Аврору...). Или вот еще: юбки. Полагается их любить. Нет, после +15 я могу это понять (купила в Тае два платья), но не раньше. Хотя по большому счету, мне нравится больше мальчиковая одежда типа
такой, но это конкретно конечно слишком дорого, поэтому остаются джинсы и разные майки-рубашки. И это только про внешнее, продолжать можно долго. Еще вот я люблю поумничать (как можно заметить по этому посту), что согласно многим спискам для женщины тоже моветон.
Проблема с этими списками предписаний - что большая часть из них оказывается невидимой. Пункты из этого списка вытаскиваются обычно по одному: "как, ты не делаешь Х?!" В этот момент про 200 оставшихся пунктов (не считая немытой посуды) обычно забывают. Зато если их вытащить на свет (просто выписать подряд все требования, которые общество/родители/босс/дорогая/ты сам к тебе предъявляют), получается очень смешной документ. Истерически смешной в своей невыполнимости. В группе это делать веселее - мы проделывали такой экзерсис прошлой весной на родительскую тему на встречах "Кто такая хорошая мама?",
здесь есть подробные вопросы, которые можно себе/группе задавать. Думаю, "хорошей женщине" эти вопросы тоже могут пригодиться.
***
untonych давал ссылку на статью про буддистскую психологию:
"Александр Берзин. Проблематика буддийской сексуальной этики". Хорошая статья. И та фраза, которую Тоныч цитирует, хороша.
"Другими словами, если мы собираемся заняться сексом с кем-то, то это должен быть такой человек, с которым, если понадобится, мы готовы провести остаток своей жизни, например, в случае беременности и так далее. И мы должны быть счастливы, поступая так, а не делать это из чувства долга. Это не означает, что нам придется провести остаток жизни с этим человеком. Пример с беременностью - это просто пример, потому что, очевидно, есть пожилые люди, которые уже не могут иметь детей, но вступают в сексуальные отношения с партнерами. Это же правило применимо и для них."
Но вот читаешь статью дальше, и становится понятно, что то, что нравится, исходит от частного мнения отдельных мудрых людей (которые к тому же буддисты, вот как Тик Нат Хан), а все остальное - обычные предписания, религия в ее типичном форматирующем виде.
И это снова про "отсутствие невинных мест". Про то, что хочешь сделать хорошо - сделай сам. Думай сам. Слушай других, будь открыт, да - но выбирай сам. Имей смелость выбирать сам.