Еще немного продолжения про финский фестиваль. Теперь, как было
обещано про шведов. Шведская делегация была довольно многочисленная, и в ней было несколько людей с которыми было очень хорошо. Хорошо из разряда когда ты чувствуешь себя с человеком как дома и не возникает вопросов по поводу себя. Есть ли это "принятие себя", я не знаю. Благодаря кому/чему это происходит тоже не очень понятно. Дело одновременно и не в тебе и не в другом, а в каком-то счастливо случившемся мосте между вами, как будто два очень свободных пространства, похожие на цветную широкую реку на время пересеклись, и в результате создалось что-то третье, переливающееся, перетекающее - и при этом там, где они не пересекаются, очень много простора и они продолжают течь в своем направлении. Но речь сейчас не об этом - хотела рассказать историю про раздевалку. Захожу я вечером в комнату для переодевания, чтобы снять два слоя одежды (это давнее ноу-хау финского фестиваля, танцевать в двух штанах, очень удобно - и тепло, и коленки не так оббиваются. А в этом году я дошла до трех слоев, это когда под двумя танцевальными штанами еще леггинсы. Так вообще можно по лесу гулять.) Снимаю, значит, штаны - а вокруг какая-то движуха. Раздевалка - маленькая комната метров десяти без окон, с лавочками по двум сторонам. И по этим сторонам активно (насколько это можно в таком маленьком пространстве) мечутся люди: передвигаются по странным траекториям в странном стиле, с сосредоточенным видом, как будто происходит что-то серьезное и осмысленное, время от времени неожиданно собираются в кучу и застывают в неподвижности, потом продолжают. Иногда кто-то один что-то начинает, и остальные подхватывают, как единый организм. Короче, перфоманс. Вспоминаю, что шведский участник рассказывал мне про КИ-community в Стокгольме, и что у них есть там люди, которые занимаются перфомансом, прямо в городе - в парках, в трамваях, на улицах. "Да, и даже зимой". Понимаю, что это те самые девушки, одна постарше, другая помоложе, они так похожи между собой в своей со-настроенности, что я даже принимаю их за родственников. "Мы обсуждали, как мы можем привнести энергии в пространство джема, и вот мы придумали такую структуру - сейчас опробуем здесь и потом войдем с этим состоянием в джем". Не могу сразу же не присоединиться и стать частью этого действа; тоже начинаю двигаться в этой тесноте от лавочки к лавочке; fun! что-то важное!" Ничего не подозревающие люди продолжают заходить раздевалку и спрашивают - что у вас тут такое происходит? Вскоре выходим в пространство джема - он огромный, фокус и единство группы там сложнее поддерживать, все получается по-другому, не так, как в комнате. Но все равно интересно. Меняет ли это пространство джема? И да и нет, не было ведь цели всех отвлечь на себя. Кто-то присоединяется, кто-то становится активным зрителем и следит что же они дальше вытворят, кто-то продолжает танцевать и даже не замечает.
Интересно, что я в какой-то момент (раньше общего окончания) выхожу из процесса, чтобы потанцевать "просто", с человеком, с которым давно хотела. Это что-то говорит о моем отношении к перфомансу (думаю я в тот момент): мне нравится перфоманс, но мне это не надо, я могу остановиться и дальше не продолжать. (А вот не танцевать - не могу.) Но было удивительно насколько этот опыт перфоманса все еще живет во мне, насколько моментально он включается, как будто не было всех этих лет. (Хотя последний раз я в чем-то таком участвовала лет пять назад, не считая перфомансы с мамами и младенцами - с ними хорошо, но совсем другое, больше такие образы мадонн с младенцами предстают). Я даже вспомнила как мы c
girshon и ко. снимали танцевальное видео в Юрмале холодным летом 2005го, закачала его вот даже:
You can watch this video on www.livejournal.com
Думаю, все дело в этих шведских перформершах, которые меня моментально увлекли, они совершенно крейзи по этому поводу, в самом хорошем смысле. Что я имею в виду? Что они живут этим. Не "у нас запланировано занятие перфомансом, там что-то поделаем". Это не часть их жизни, это жизнь и есть, такой способ ее проживания. Думаю, у них круто поучиться. Зовут их Jenny Simm и Ulrika Berge, и у них есть
сайт на английском, где они подробно рассказывают про свои проекты. (Может, кому-то было бы интересно их пригласить, или устроить какой-то совместный проект?)
На последнем джеме тоже устроили действо. (Я понимаю почему: утренний воскресный джем - немного грустное место, с таким прощальным оттенком, и это с одной стороны хорошо, потанцевать напоследок, а с другой, долгие-проводы-лишние-слезы, так что желание эту грусть в атмосфере развеять вполне понятно.) Jenny мне потом рассказывала, что они думали, что бы такое сделать - и спросили организаторов, можно ли взять уже ненужное расписание, висевшее на стене. Это было похоже на похищение Венеры, этот свернутый рулон расписания. Потом они начали это расписание физически "деконструировать", и в этом был сплошной символизм, прощальное сжигание Масленицы. Я смотрю на это, думаю эти самые мысли про то как вот люди живут тем, чем занимаются - и вот что-то меня вдруг цепляет в том, как Jenny играет с обрывком расписания, что-то кликает во мне - и я уже внутри, не могу остановиться, присоединяюсь, и это круто, драйв, поток, не знаешь что будет дальше, понимаешь происходящее с полуслова, полувзгляда, спиной, всем собой.
Результат деконструкции
Вот можно почитать в
их посте взгляд на происходящее там.