Николай Васильевич Балкашин род. В конце XVIII в., Умер в 1831 г. от холеры. Неизвестный художник первой половины XIX века
Зная ,что по четвергам теперь Русский музей открыт до 9-ти часов вечера , отправились мы вчера на выставку «Неизвестный художник». Это ж какой подарок от дирекции ! Время - 17 часов. Навстречу нам потоком идут люди , которые очевидно еще просто не в курсе того, что музей не закрывается сегодня так рано . И как следствие - пусто в залах , нет духоты и толпы , тишина - лепота…
Выставка «Неизвестный художник» - в основном портреты людей разных сословий и характеров 17-19 веков. Оказывается неизвестный художник может быть интереснее , чем известный , да .
Много работ , рожденных как бы на стыке жанров и тем особенно интересных.
Например , ранние портреты - парсуны(от слова персона ,личность) - портреты петровского времени . Портрет Марфы Апраксиной , вначале невесты , а потом жены царя Федора Алексеевича , брата Петра Первого:
Из этого же времени гротесковые пародийные портреты сподвижников Петра Первого, Серия «Школа Оружейной палаты»,в которой мастера Оружейной палаты изобразили сподвижников Петра в необычной, слегка пародийной манере. Например , Андрея Апраксина ,который носил сан члена коллегии кардиналов «Всепьянейшего собора всешутейшего князь-папы» и прозвище Бесящий.
Или вот портрет князя Андрея Ивановича Меньшого Репнина - младшего сына дворецкого царя Алексея Михайловича. Посмотрите , какой костюм ! По указу Алексея Михайловича 1681 года все бояре должны были носить кафтаны и ферези(ферязи) по польской моде ,что мы и видим на портрете . А как элегантна шляпа на меху , гармонирующая с поясом и сапогами . Однако , водились щеголи на Руси в 17 веке !
Необычны также картины аллегории, имеющие сакральный смысл ,з амешанный как на христианских ,так и на языческих верованиях. Мне кажется , эти сюжеты заслуживают отдельной выставки.
Дальше мои фото впечатления прерываются , потому что на временных выставках в Русском музее оказывается фотографировать нельзя .
Устроители выставки не поленились и снабдили практически каждую картину краткой историей её идентификации по предполагаемому мастеру, дате и личности изображенного на портрете с доказательством того или иного факта , привязывающего к определенному времени. По уровню мастерства картины различаются . Есть исполненные блестяще технически , такие как монуметальный «Архитектор», поначалу считавшийся работой Тропинина, но потом было доказано, что подпись Тропинина фальшивая. Есть и примитивно наивные работы самоучек, провинциальных, усадебных и крепостных художников. Именно такие картины подкупающе теплы и привлекательны своей открытостью и наивной простотой.
Всего представлено 213 живописных работ и 10 скульптурных. Кроме упомянутых , есть еще темы : портреты императорские , мундирные , детские , купеческие ,портреты духовных лиц,жудожников , Жанровые полотна и пейзажи и тд.и тп.
Вот несколько фотографий , найденных в иетернете :
А после выставки , устав от впечатлений , можно восстановить утраченные силы в совершенно пустом музейном кафе , выпив чашечку вполне приличного «капучино» под звуки Panis Angelicus в исполнении Паваротти.