.Режиссер Ким Ки-Дук
В ролях: O Янг-су,Ким Чон-хо,Сео Че-кун,Ким Янг-мин
Продолжительность: 103 мин.
Год выпуска: 2003
.
Click to view
.
Фильм «Весна, лето, осень, зима... и снова весна» собран по принципу гирлянды,
из автономных короткометражек.
Фазы человеческой жизни уподоблены временам года.
Детство, отрочество, мужской зенит, мудрая зрелость.
Предыдущее - корень грядущего.
Один сюжет - предпосылка другого.
Возникает не просто цикл (замкнутость круга), а живая спираль, множащая витки.
Далеко-далеко от людей, в плавающей по горному озеру пагоде живут двое: старик и мальчик. Сначала мальчику не более 6 лет, он играет, помогает монаху собирать лечебные травы, а когда не может исправить своих ошибок, громко плачет навзрыд - ВЕСНА.
Потом, юношей лет 16-ти, он познает девушку, любовь, безысходность разлуки и уходит от наставника - ЛЕТО.
Элегический настрой двух первых новелл сменяется трагедийным накалом третьего эпизода - ОСЕНЬ.
Тридцатилетний герой возвращается в скит. Из ревности он убил неверную подругу и теперь ищет убежища подальше от людских глаз.
Учитель принуждает воспитанника вырезать для осознания на половицах текст одной из священных сутр.
В диалоге упомянут вполне конкретный буддийский текст. «Праджня-парамита сутра» - своеобразный гид в движении к нирване. Термин «прэджня» обозначает «премудрость, переводящую на другой берег существования». Предполагает обретение верного видения (адекватного восприятия реальности) и решимости следовать по пути.
Инструментом становится орудие убийства (заточка со следами запекшейся крови).
Полицейские, нагрянувшие внезапно, позволяют мужчине завершить этот труд.
Помогают даже выкрасить минеральными красками. Герой наконец избавляется от аффектов, душевной растравы и смут. Без ропота идет за стражами закона.
Возвращается в опустевшую пагоду уже лет 45-ти, чтобы начать новую жизнь монаха и самому принять принесённого "женщиной без лица" младенца-сироту - ЗИМА.
И когда наступит следующая весна, другой мальчик будет бегать по горам вдоль озера и помогать монаху - будет снова весна и круг замкнется.
Неожиданно спокойным, неспешным, немногословным (в каждой новелле герои произносят действительно с десяток фраз) и совсем не похожим на прежние получился этот фильм Ким Ки-дука. И неожиданно красивым: пагода дрейфует от берега к берегу, деревья отражаются в глади озера, монах вырезает ножом иероглифы на полу пагоды, ворота на дороге к озеру стоят прямо в воде и открываются, впуская нас в каждую из новелл. И неожиданно символичным: летом с героями в пагоде живет петух, осенью - кот, зимой опустевшую пагоду обживает змея.
Хотя режиссер и придумал несколько неожиданных ходов в середине (у него даже в фильме о монахах найдется место для насилия и любви), он хочет, чтобы мы знали, чем все закончится. И, зная, смотрели. Смотрели не на события, а между них, сквозь внешнее. Потому что знанием жизненного сюжета ничего не заканчивается - с него все только начинается.
Оказалось, что с разными актерами Ким Ки-дук умеет работать невероятно внимательно и чутко: маленький мальчик и в кадре остается непосредственным, а сменяющие его мужчины не просто похожи внешне, но и сохраняют его наивный и требовательный взгляд. Кстати, «героя в старости» Ким Ки-дук сыграл сам.
Этот фильм из тех, какими великие режиссеры-бунтари отмечают вступление в творческую зрелость: тонкий, грациозный, размеренный, глубоко прочувствованный, классически совершенный.
.