Символическая аксиология

May 31, 2011 01:09


 Празднуя День славянской письменности и культуры, память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, и день тезоименитства Ангела нашей Церкви, мы с глубоким благодарением сознаем, что именно Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ выступил инициатором принятия базовой системы ценностей российского общества. Инициатива Святейшего была подхвачена многими и, подчас, очень разными людьми, едиными в осознании важности обретения прочного ценностного основания нашего бытия.

Дискуссия вокруг Патриаршей инициативы показала, что сегодня, как никогда прежде, российское общество нуждается в принятии единой и непротиворечивой системы базовых ценностей, отражающей как исторический опыт народа, так и его основополагающие устремления. Эта потребность является ответом на тотальный релятивизм последних десятилетий, приведший к ценностному нигилизму и анархии ценностей. Одной из сторон этого явления стало сознательное разрушение общенациональных идеалов и символов, расторжение символических уз истории, ее демифологизация и дегероизация. В сознании общества образовался аксиологический вакуум, проникающий в человеческие души и опустошающий их. Ниспровержение иерархии традиционных ценностей сопровождалось агрессивным навязыванием убеждения в том, что единственной ценностью для современного общества являются деньги, как универсальный ценностный эквивалент. Однако уже сейчас многие понимают ложь этого убеждения. Многое можно отдать за деньги, но не все можно получить. Сегодня все большее количество людей осознает «неразменность» фундаментальных ценностей, которые на самом деле являются бесценными и вечными.

Любая система ценностей основана на определенном понимании идеала. Именно он является наивысшей и абсолютной ценностью. Макс Шелер считал высшей ценностью святость, а наш соотечественник Н.О. Лосский полагал основанием ценностей Бога и Царство Божие. Возможно, что система базовых ценностей российского общества не будет включать религиозные ценности, но именно они должны рассматриваться в качестве ее абсолютной основы. В противном случае мы вновь столкнемся с проблемой релятивизма.

Есть одна особенность восточнохристианской цивилизации во многом предопределившая исторический выбор и путь России. В отличие от Запада, выражавшего духовные истины преимущественно в виде письменных текстов, Византия и, особенно Русь, предпочитали их символическое выражение. Там, где на Западе мы встречаемся с доктриной, на Руси присутствует икона. Западному логоцентризму противостоит иконоцентризм Востока. Именно эта особенность порождает уникальную способность нашего народа к символизации идеала, который воспринимается не как абстрактное понятие, а как живая реальность. Поэтому Святую Русь называют иконой Царства Небесного.

Это наименование позволяет нам лучше понять особенности ценностного сознания русского человека. Идеал Царства Божия символически воплощается в реальности исторического бытия Святой Руси. Осуществление и воплощение идеала является аксиологическим аналогом догмата о Боговоплощении. Но поскольку наша история протекает в несовершенном мире, это воплощение является еще неполным, то есть символическим. Полнота же обретается в Царстве Небесном.

Христианский идеал по своей природе личностен, поэтому его символическое воплощение осуществляется в личностях на путях святости и героизма. Святая Русь являет нам многие образцы таких личностей, соединивших в своем подвиге обе стороны национального идеала. Их жизнь стала символическим воплощением именно тех ценностей, которые сегодня Церковь предлагает обществу в качестве всеобщих и основополагающих.

Готовность нашего народа к принятию идеалов Святой Руси показали результаты проекта «Имя России». Избрав предложенное Святейшим Патриархом Кириллом имя святого благоверного князя Александра Невского, народ выбрал святость в качестве национального идеала. Результаты голосования показали, что народ воспринимает национальный идеал в образе иконы. Голосуя за Александра Невского, люди фактически признали непреходящее значение для современности воплощенных в его подвиге тех ценностей, которые сегодня Церковь предлагает обществу.

Подвиг святого благоверного князя Александра Невского органично вписан в образ древнерусской княжеской святости, являясь ее наиболее полным выражением. Различные черты идеала святости, воплощенные в образе Александра Невского проявились в подвиге многих благоверных князей. Главной чертой, определяющей святость их жизни, явилось осознание включенности исторических событий в иной, небесный порядок вещей. Исторический выбор Руси понимается как продолжение ее религиозного выбора, поэтому события человеческой истории рассматриваются как часть истории спасения.

Для современного человека это означает, что политика, экономика, культура и частная жизнь не могут существовать независимо от моральных и религиозных ценностных императивов. Каждый человек должен соотносить свои поступки с абсолютной шкалой ценностей, помня о том выборе, который наш народ уже совершил, приняв Православие и избрав жизнь в соответствии с евангельскими ценностями.

Образ святого благоверного князя Андрея Боголюбского является примером христиански ответственного отношения к своему призванию. Андрей Боголюбский рассматривал политику как сакральное служение. Давая оценку личности Андрея Боголюбского, современные историки часто упускают из вида то, что значение имеют не только действия, но и их мотивы. Политический выбор Андрея Боголюбского был всегда религиозно мотивированным. Именно этот принцип христианской политики находит свое совершенное выражение в служении его потомка - святого благоверного князя Александра Невского.

Мы живем в очень большой стране, каждый регион которой имеет свои исторические и культурные особенности. Поэтому и общенациональный идеал может иметь свои региональные проявления, не противоречащие единству, но раскрывающие его. Возможно, настанет время, когда в различных регионах будут реализованы проекты, подобные «Имени России» и люди будут выбирать наиболее значимого исторического деятеля своей малой Родины. Святой благоверный князь Андрей Боголюбский вполне может стать символом Владимирской земли, которая благодаря нему стала центром становления современного Российского государства.

Некоторые критики церковной инициативы принятия общенациональной системы базовых ценностей не выступают против ценностей как таковых. Их позиция заключается в том, что ценности, принадлежащие к сфере должного, не могут быть адекватно воплощены в реалиях постсовременного общества, отвергающего долженствование, как таковое. При этом они ссылаются на опыт Запада, где ситуация постмодерна привела к отказу от самой идеи общезначимых ценностей. Это действительно так, но анархия ценностей в западном мире является следствием кризиса логоцентрической модели аксиологии, противопоставляющей должное и сущее. «Буква убивает, а дух животворит» (2 Кор.3.6) Для нашего сознания более характерна иконоцентрическая или символическая аксиология, имеющая христологическую основу. Противоположность должного и сущего снимается в Боговоплощении и осуществляется в христианской жизни личности и государства. Должное становится сущим в Личности Воплотившегося Сына Божьего и проявляется в осуществленном идеале святости как иконе мира ценностей.
Поэтому, предлагаемая ныне Церковью в лице Святейшего Патриарха КИРИЛЛА система базовых общенациональных ценностей содержит в себе проверенный веками способ их воплощения в реальной жизни современного российского общества.
Previous post Next post
Up