"Под звуки вальса плавные я вспомнил годы славные..."

Sep 29, 2017 22:27



Любите ли вы путешествовать по времени? Я - люблю.
Да, я помню про деревья, которые были большими, и осознаю свой глубокий, неисправимый субьективизм.
И догадываюсь, что грусть по годам, которые не застала - это ещё одна возможность прикоснуться к памяти о тех дорогих мне людях, кого в этой жизни я уже не увижу, и поговорить о них с сыном...
Но куда отправиться на поиски всего этого - памяти, традиций, преданного служения долгу? Где тот занавес, за которым скрывается юность наших дедов - тщательно оберегаемая от пыли забытья и грязи кривотолков?
Я нашла его в Московском Художественном академическом театре имени А. М. Горького.

"От Сокольников до Парка на метро..."


Путешествие началось даже не в стенах театра, а по дороге к нему. Пока мы с сыном ехали в ретро-поезде, стилизованном под первый состав Московского метрополитена, впервые отправившийся по Сокольнической ветке метро 15 мая 1935 года, у меня в голове похрипывал голос Леонида Утёсова:
"Наши годы длинные,
мы друзья старинные,
ты верна, как прежде, мне..."
Самая лучшая обстановка для погружения в тему... Тем более что спектакль, на который мы едем -

"Её друзья"
Замечательный драматург Виктор Сергеевич Розов написал эту пьесу в 1949 году, в самом начале своего творческого пути, прочитав газетный очерк о школьнице, потерявшей зрение - но не друзей... Очень простая, бесхитростная история - ни патетики, ни драмы особенной (финал-то счастливый!) - пожалуй что обычная для того времени. Потому и не была уготована этой пьесе долгая жизнь на сцене. На полвека она была забыта, и вспомнили о ней только в конце девяностых, когда Татьяна Васильевна Доронина задумала поставить спектакль для подростков. Розов посоветовал ей обратить внимание на его полузабытое детище - кинорежиссёр Валерий Усков взялся поставить спектакль - главный художник МХАТ Владимир Серебровский подготовил декорации - и в 1997 году состоялась премьера...


Мы увидели спектакль спустя двадцать лет... Очень простая история - не сходит со сцены. Почему?

"Но если ты скажешь мне снова, - я снова всё это пройду!"

А секрет прост. Время идёт, грязь и ужас девяностых давно, казалось бы, схлынули - а новых нравственных ориентиров, способствующих духовному росту новых поколений, так и не показалось. Нет новых ростков. Уж очень много нанесло мусора... Так почему бы не вспомнить послевоенное время, когда рождались и вырастали светлые, надёжные, серьёзные люди?


В тексте пьесы, который бережно сохранён в постановке, много отсылок к военному времени. Собственно, и сама трагедия Люси Шаровой - эхо войны: девочка получила контузию в 1941 году... И вот это общее прошлое, пережитое, переосмысленное, поднятое на щит - объединяет всех героев пьесы, и не только их, а всех: даже тех, кого мы не видим на сцене, - живущих на соседних улицах, в соседних районах, во всей огромной стране. Это абсолютная, всеобщая "всегдаготовность" быть рядом, поддерживать, помогать. Преодолевать. В каком-то смысле инерция, наверное, да...


Рядом с этой "всегдаготовностью" нынешняя "корпускулярность" смотрится жалковато. Поколение, которое, как в рекламе, "этого достойно", отчаянно шуршит в зрительном зале макдаковскими пакетами и обёртками конфет. Каждый по отдельности. Не думая о ближнем.
Да, деревья были большими, и Победа была великая, - но что мешает стать большими нам, её наследникам? Воспитанным "к свободе" и, иногда кажется, свободным от всего - включая совесть...
И очень важно - впитать хотя бы капельку той, настоящей свободы. Хотя бы осознать, что она была - и какой была. Именно поэтому такие спектакли, как "Её друзья", необходимы. Как воздух.

"Друга я никогда не забуду..."
Автор декораций к нашему спектаклю Владимир Глебович Серебровский год назад ушёл из жизни, и памяти этого известного театрального художника посвящена выставка его эскизов, экспонирующаяся в театре.


К сожалению, посетить эту выставку нам с сыном не удалось - она открыта только в часы, когда идут вечерние спектакли. По-моему, было бы правильно, если бы побывать здесь могли не только взрослые, но и ребята. Чтобы представляли, как создаются спектакли. Вдруг из этой встречи с работами маститого, опытного мастера родится новый художник? Кто знает...

За приглашение в театр спасибо сообществу Люблю Москву и лично Кето ketosha!

МХАТ имени Горького, театр

Previous post Next post
Up