Зимняя сказка о горячем сердце

Mar 22, 2016 19:28



Что я, неожиданно для себя, увидела в "Снежной королеве", поставленной театром "Вернадского, 13". Казалось бы, это спектакль по пьесе Евгения Шварца, что там можно "прочитать" помимо гениального текста?
Ан нет, примерив к живой жизни, сегодняшней, просебяшней, - я поняла, что это спектакль про семейные ценности, про преданность и любовь. Про "сам погибай, а товарища выручай", и больше того...

Думы мои навеяли много, казалось бы, стороннего в давний, привычный сюжет. Я увидела его по-другому, не так, как всегда. И помогала в этом игра актёров любимого театра...
Я увидела сказку про мягкую, домашнюю бабушку (Галина Цыганкова), растящую родную внучку и приёмыша Кая. Про то, что ребёнок похож не на того, кто родил, а на того, кто воспитал. Можно додумать, как эта бабушка сидела зимними ночами за шитьём - вот почему она и внуки в одинаковой одёжке. Бабушка-трудяга, бабушка-кормилица, обнимательница и жалельница.
Я увидела сказку про силу привязанности, не позволяющей трусихе Герде (Дина Запорникова) остаться дома, когда названый брат, поддавшись влиянию чужого взрослого, оказывается в беде. Именно эта сила делает её сильной и толкает на поиски, мешает остаться в тепле, с новыми друзьями, напоминая о долге...
Я увидела сказку про воспитание в детях независимости суждений: если бы Кай (Данила Алексеев) не поддался на "слабо", сказки бы не было вовсе. У Кая, в принципе, внешне самый простой функционал - в гордыне замахнулся на невыполнимое, посадили "под стекло" - выпустили из-под стекла. Всё. Но и тут можно додумать - что самое страшное осталось внутри, что сказка-то ещё и о депривации, о переживании ребёнком потери значимых взрослых. Можно же представить, если есть такая потребность - как Снежная королева (органы опеки, например) - увозила Кая в свой замок (детский дом), убеждая, что бабушка-таки отказалась от него, как мальчик страдал от этого и как - смирился. Оледенел сердцем. Можно додумать, как его, страдальца-отказника, придётся отогревать дома...
Я увидела сказку про расширение "деревни привязанностей" за счёт друзей семьи: бабушка не в силах защитить детей, но Сказочник (Александр Юшин) - надёжная, вездесущая "спина", прикрывающая их в опасности, и крепкое плечо, на которое они могут опереться, как только приключение станет не под силу. То есть тут ещё и про воспитание методом естественных последствий. :)
Чудесная Маленькая разбойница (Александра Шевченко) рассказывает свою отдельную сказку - про то, как живётся единственному ребёнку в семье, про голод на общение и "торговлю" за внимание. Ведь её мама - Атаманша (Надежда Карпухина) - руководит мужским коллективом, эмоционально вовлечена в свою разбойничью работу, в добывание средств к жизни - и поэтому дочке можно всё, только бы не отвлекала... делов-то, что ей не нужны золотые кареты.
Сама Снежная королева (Евгения Войцеховская) - отдельная сказка. Этот персонаж безупречен, совершенен, настолько великолепен, что имеет потребность своим великолепием делиться - но не умеет это делать. Абсолютно прекрасный, но холодный персонаж, его сказка - про нарциссическую травму, про неумение обращаться со своими эмоциями, сопереживать, сотрудничать.
Скульптурная группа Король (Ринат Мифтяхов) и Принцесса (Анна Филипцева) - понятное и привычное страдание на тему отцов и детей, особенно фактурное по причине папиной (возрастной ли? не факт!) межрёберной невралгии, заставляющей его постоянно нарушать границы повзрослевшего чада. :) У Принца-то (Данила Алексеев) характер слабоват: другой бы помог "отцу в законе" увидеть рамки, и всё бы наладилось. Посмотрите, как папой Коммерции советник рулит - вот такого бы Принца, и никаких проблем в семье. :)))
Советник (Виктор Кузин) - понятно, про карьеру, понты и деньги. И про "по трупам". "Королевство маловато, разгуляться негде". Это внешний план, а внутренний - опять нарцисс и самоутверждение за счёт всего, что блестит и ценится. Его антипод, чисто по-моему, Олень (Ринат Мифтяхов) - персонаж с абсолютно адекватной самооценкой и с бубном. Ему больше ничего не нужно - только родина и бубен. У него всё хорошо и сам он замечательно прекрасен, потому что это идёт изнутри. Советник и танцует - "из себя", напоказ, людям; когда танцует Олень - он вбирает пространство, проживает его - и разворачивает, как гармонь (бубен не развернёшь просто).
Очень странный отчёт получился, вы не находите? Я нахожу. :)))
Но такова наша жизнь: она такова, каковы наши мысли о ней. Этот маленький театр уже почти что стал моим домом - и, оказывается, помогает мне решать совершенно не относящиеся к нему проблемы. Это удивительно и прекрасно.
За приглашение на спектакль спасибо Майе maya_sugakova.

И фоторепортаж с бонусом: картинками из фильмов, диафильма, мультика о Снежной королеве. Приятного просмотра!























































япсихолух, Вернадского 13, театр

Previous post Next post
Up