Не по каждой дряни нужно писать рецензии, согласна. Но я была невнимательна к близким, и теперь себя за это наказываю, ибо нет греха страшнее. Близкие и очень молодые посоветовали мне сериал "Чики", сравнив его с эталонной "Бригадой" и умолчав, что сами его не смотрели. А я должна была спросить - и не спросила. И в результате не только посмотрела и даже досмотрела, но еще и пишу, плюясь через комп вишневыми косточками, ибо сие есть кара и самовоспитание.
Я очень серьезно отношусь к несерьезному, к тому, на что морщат носы заточенные на Джойсе товарищи. Серьезно к Донцовой отношусь, и собиралась писать анализ эволюции ее творчества. И к Алене Апиной серьезно. И, конечно, к сериалам, которые сужу, следуя классику, по законам, ими самими над собой признанными. Какие-такие законы у сериалов? Понятная логика развития событий и характеров, правдивый или кажущийся таким антураж, концы, связанные с концами, отсутствие сюжетных провалов. Эстетика? Да, слышали. Случается и такое. И тогда сериал вмиг становится шедевром, ибо даже малая художественность может вытянуть даже самую большую дрянь. А вот изобилие антихудожественности, визуально оскорбительной пошлятины топит даже приличный сериал - правда, приличный это не про "Чики", тяп-ляпистую сентиментальщину про исправившихся проституток.
Но начну именно с нее - с эстетики. Жанр псевдопростонародной зарисовки, вдохновленный, видимо, шедевром "Горько!", конечно, предполагает некую дозу красивости - для контраста. "Горько!" тем и поразил, что красивость там настолько минимальна, что ее не замечаешь. В "Чиках" это восполнено по полной, и мне часто приходилось отходить в угол потошниться. Ромашковые, подсолнуховые и прочие луга контражур, по которым постоянно бегут контражурные же девушки или дети. Замедленная съемка и наплыв при этом обязательна, иначе не так вдохновительно и лучезарно. Аналогичная история с водой, в которой постоянно плещутся чистые душой дети и такие же проститутки. Контражур обязателен. Блики. Брызги (замедленно). Лучи и поля контражур. Ширь и свет (замедленно). Вот что осталось бы в изнасилованной памяти моей, если бы не проститутки - главные героини, ради которых и затеяна вся эта красотища с бликами, брызгами и полями.[но как же без проституток в фильме про проституток] Провинциальные поселковые проститутки, обслуживающие дальнобойщиков (это показано как незначительная часть их жизни, к тому же моментально закончившаяся) встают на путь истинный практически сразу. Раз - и они решают завести честный бизнес. Два - и, обломившись, они не возвращаются на кривую дорожку, а идут работать на кухню в рабочую столовую и в за прилавок в сельский ларек. Tри - в них влюбляются хорошие парни: чуть наивный милиционер, нестеровский юноша из церкви, идеальный отец-комбайнер, добрый и сильный таксист, наконец, священник (не путать с красавчиком из церкви). Думаете, многовато на четверых? Ничуть, в одну, самую толстую и глупую, влюбляются сразу двое. Все хотят жениться, плющит немного только священника - у него уже есть жена. Все дарят цветы и кольца, неловко бьют плохих парней, плохие парни признают свою неправоту по честным поселковым и казацким законам. Подружки-проститутки пылко дружат, их отцы - добрые и смелые мужики, их соседки и родственницы часто стервы, но всегда помогут в трудную минуту (пардон, отошла в угол).
Что там поисходит по сюжету - неважно вообще. Мы, как идиоты, смотрели очень внимательно (ну, из-за рекомендации). Все пытались найти объяснение то одному сюжетному выверту, то другому. Почему? - спашивали мы. Ответ - да нипочему. Никто из сценаристов вообще не заморачивается объяснениями. Это, перефразируя героя другого русского сериала, не такого позорного, "очень плохое кино".
Для краткости, а то и так расписалась, выложу топ ужасов, встреченных в сериале. 1. Мальчик-подросток в постоянных белых бельевых трусиках (ну как тут не вспомнить Уолтера Уайта), колеблющийся в своей пробуждающейся ориентации и, наконец, триумфально объявляющий своей маме "Я его чувствую!". Показывая при этом на девочку-красавицу. "Его" - поняли, про что сообщает мальчик? Мама орет от радости прямо на детском утреннике. Tакое не забудешь, хотя очень хочется. 2. Очень хороший, прямо золотой парень с тремя ходками. За что - история умалчивает, а спросить героиням как-то не до сук. Tолько со слов его мамы известно, что все три раза сидел за свою доброту, и обещал маме, что в четвертый раз не сядет. Естественно, немедленно влюбляется в одну из проституток, дерется за нее, хочет жениться и все такоэ. 3. Мама рецидивиста - настоящая прям питерская интеллигенция. Ниточка жемчуга, пять книжек на этажерке, варенье в вазочке. Просит проститутку заменить мать ее сыну. И немедленно умирает. Проститутки в красивых длинных черных платьях организуют поминки. 4. Идеальный папа сына главной проститутки (сына, который в белых трусиках и, ура, не гей). Робкий, восточный, поначалу подчеркнуто умственно-отсталый комбайнер, пинаемый, вышвыриваемый и избиваемый этой самой главной проституткой. Естественно, в него, тихонького, влюбляется другая проститутка, самая красивая, которая, завязавши с быстрым сексом, работает в столовой в белой косынке, бросив ради новой чистой любви товарно-денежные отношения с местным красивым и молодым банкиром (тоже, кстати, предлагающего узаконить отношения - девок, похоже, в тех краях совсем нехватка). 5. Согласие на разовый секс главной завязавшей проститутки. Подается как трагедия и грехопадение блоковской девочки из церковного хора. Лицо наплывом, замедленная съемка, и - держитесь! что-то типа хорала Баха. Потом она долго намыливается в душе - тут все радостно догадываются, что она смывает с себя не грязь, а Грязь. 6. Снова дети. Бегущие под дождем (блики) по полю (дали) и снимающие с себя одежду (промокли). Мальчик смотрит на девочку. Девочка на мальчика. Я тошнюсь в углу.
Да такого много. Робкие плюсы - тщательно подобранный второй план, как человеческий, так и бытовой, - вся эта залепуха соплей, извините, перешибает. Главный посыл - проститутки тоже люди, бывшие дети, с мечтами и чувствами, - нов и свеж только для тех, кто а) никогда не читал и не видел ничего хорошего по теме и б) никогда-никогдашеньки не общался с самими проститутками и ему никто и никогда про них не рассказывал. Tакие люди, конечно, верят, что единожды завязав, проститутки сильно осорбляются, предложи им кто вернуться к своим прежним обязанностям. И долго плачут в углу. Metoo! - плачут они, наверное. Tакие люди верят, что эти девушки могут пойти работать в колхозную столовую на раздачу и полюбить убогого комбайнера "за доброе отношение". Я, кстати, общалась с проститутками, с одной даже дружила (не знала, кстати, что она проститутка. Ее муж устроил в интуристовскую гостиницу). Конечно, это был не придорожный уровень, а чуть, так сказать, повыше (Боже, о чем это я). Что могу сказать - в первую очередь, они злые, страшно злые на мужчин. Во-вторых - страшно ориентированы на деньги (сюприз, да?). Идеальные Сонечки Мармеладовы или до невозможности идеализированная Интердевочка - это просто образы. Для того, чтобы придуманный образ стал достоверным - нужен не просто талант, нужен гений. Tогда любой Станиславский поверит в доброго палача, в трогательного педофила, в проститутку высоких душевных качеств. Но сериал не гении клеили, а халтурщики, решившие выехать на теме и на том, что их аудитория и кинокритики умилятся провинциальной грязи и бытовому убожеству - ведь это так похоже на правду. Да, похоже! Но ведь неправда) Клюква, такая же клюква, как "Кубанские казаки", только с другим знаком. И с количеством пошлых красивостей, которые казакам и не снилось.
Но я досмотрела до конца. Видимо затем, чтобы меня прибило финальным признанием главной проститутки - мини-купер ей, оказывается, не подарили, она заработала на него сама, стоя в московской гостинице, где получала с клиентов столько же, сколько в этом зачуханном городке с дальнобойщиков. Я следила за движением финансов в фильме - получали они плюс-минус тыщу за раз. Если пересчитать на цену мини-купера... откажи мне, мое воображение! Сценаристы, идите, учите матчасть.
Вот, отработала я свою повинность. Но и вам будет польза - не полезете смотреть, если дочитали.