May 16, 2015 18:24
Кашф аль-махджуб ли арбаб аль-кулуб
Трактат «РАСКРЫТИЕ СКРЫТОГО» АЛЬ-ХУДЖВИРИ
Глава 19. Часть 3.
Совлечение пятой «завесы»:
Высказывания наставников
об истинной природе любви
Теперь я приведу некоторые из множества указаний суфий-
ских шейхов об истинной природе любви.
Мастер Абу’ль-Касим Кушайри говорит:
«Любовь это стирание свойств любящего и принятие сущности
Возлюбленного», ведь Возлюбленный воистину существует (баки),
а любящий упразднен (фани), а ревностная любовь требует, чтобы
любящий, отринув себя, растворился в бытии Возлюбленного. Но
любящий не может отринуть свои атрибуты иначе, как восприняв
сущность Возлюбленного. Любящий не способен опираться на
свои атрибуты, иначе ему не была бы нужна красота Возлюбленно-
го; но если он жив красотою своего Возлюбленного, то он неизбеж-
но будет стремиться отрешиться от своих атрибутов, которые отде-
ляют его от Возлюбленного. Так, влюбившись в Друга, он становит-
ся врагом самому себе.
Хорошо известны последние слова Хусейна ибн-Мансура (аль-
Халладжа) на эшафоте: хасб аль-ваджид ифрад аль-вахид - «для
любящего достаточно сделать Одно единым»,
т. е. очиститься на пути любви даже от самого своего существо-
вания и полностью превозмочь власть низшей души.
Абу Язид Бистами говорит:
«Любовь - это воспринимать в себе многое как малое, а в Воз-
любленном - малое как многое». Именно так Господь ведет дела
со Своими слугами, называя «малым» то, что Он ниспосылает им
в этом мире (Коран 4:79), а их благодарения Ему - «многим»:
«Мужчин и женщин, что славословят Бога много» (Коран 33:35) -
чтобы все его творения узнали, что Он - истинный Возлюбленный,
ибо не может быть «малым» то, что Бог посылает человеку, а мало
все то, что человек подносит Богу.
Сахль ибн Абдаллах ат-Тустари говорит:
«Любовь состоит в принятии актов послушания (му‘анакат
ат-та‘ат) и в избегании актов неповиновения», ибо исполнять
повеления своей возлюбленной тем легче, чем крепче любовь.
Таково опровержение тех еретиков, которые заявляют, что чело-
век может достигнуть такой ступени любви, на которой послуша-
ние более не требуется,- взгляд, который является чистым ве-
роотступничеством. Будучи в здравом уме, невозможно пре-
зреть свои религиозные обязанности, поскольку закон Мухамма-
да всегда остается в силе, и, если кто-то освобождается от сле-
дования ему, почему бы в таком случае не освободить и всех ос-
тальных? Исключением являются случаи, когда человек побеж-
ден восторгом (маглуб) и когда человек является недееспособ-
ным (ма‘тух).
Бывает так, что Бог в Своей любви возводит человека на такую
ступень, где ему не в тягость исполнение своих религиозных обя-
занностей, ибо чем больше он любит Того, кем предписано покло-
нение, тем охотнее исполняет их.
Когда Посланник полностью посвятил себя поклонению, совер-
шая его денно и нощно, так что его благословенные стопы распух-
ли, Господь сказал:
Тебе Коран Мы не ниспосылали,
Чтобы он стал (причиной) бед твоих (Коран 20:2)
Также бывает, что человек освобождается от осознавания ис-
полнения Божественного повеления.
Как сказал Посланник: «Истинно, «завеса» лежит на моем серд-
це, и я прошу прощения у Бога семьдесят раз на дню», т. е. он про-
сит прощения за свои поступки, считая, что его послушание несо-
вершенно в сравнении с величием Божественного завета, а его по-
ступки недостойны быть принятыми Богом.
Сумнун Мухибб говорит:
«Любящие Бога снискали славу этого мира и иного, ибо Пророк
сказал: «Человек - с тем, что он любит».
Так что они с Богом в обоих мирах, а те, кто с Богом, не вершат
зла. Слава этого мира - в том, что с ними Бог, а слава мира иного
- в том, что они с Богом.
Яхья ибн Му’аз ар-Рази говорит:
«Подлинная любовь не слабеет от неблагосклонности и не
усиливается от благосклонности и щедрот», ибо для любви
благосклонность и неблагосклонность - побуждения, но по-
буждение лишается значимости, когда здесь сам побуждаю-
щий.
Любящий воспринимает как блаженство даже то, что возлюбле-
ная заставляет его страдать, он не различает благосклонность и
неблагосклонность.
Хорошо известен рассказ о том, как Шибли поместили в приют
для умалишенных, решив, что он тронулся умом. Его пришли наве-
стить.
- Вы кто? - спросил он.
- Твои друзья.
В ответ он начал кидать в них камни и, обратив в бегство, про-
молвил:
- Будь вы мне друзьями, вы не уклонялись бы от причиняемой
мною боли.
махаббат,
классика суфизма,
Кушайри о любви,
суфизм,
суфии,
эшк,
Худжвири,
практика суфизма,
любовь в суфизме,
ишк,
суфии о любви,
обычаи суфиев,
мохаббат,
Халладж о любви,
Худжвири Кашф аль-махджуб,
Шибли о любви,
мухаббат,
термины суфизма,
классики суфизма,
дервиши,
теория суфизма,
аль-Худжвири,
Худжвири Раскрытие скрытого,
Раскрытие скрытого,
дервишизм