May 16, 2015 18:23
Кашф аль-махджуб ли арбаб аль-кулуб
Трактат «РАСКРЫТИЕ СКРЫТОГО» АЛЬ-ХУДЖВИРИ
Глава 19, 2-я часть.
Совлечение пятой «завесы».
О Любви и материях, связанных с ней
Господь сказал:
О вы, кто верует!
Если найдутся среди вас такие,
Кто отречется от религии своей,
Господь других людей поставит,
Которых будет Он любить,
И кто любить будет Его (Коран 5:54).
Он также сказал:
Но средь людей такие есть,
Которые берут себе для почитанья
Других с Аллахом наравне,
И любят их, как должно им любить Аллаха, -
И все ж безмерно выше этой
Любовь у праведных к Аллаху (2:165).
И Посланник сказал:
«Я слышал из уст Джибрила (Гавриила), что Господь сказал:
«Кто презирает Моих друзей - тот объявил Мне войну. Ни с чем Я
так не медлю, как с призывом к душе Моего преданного слуги, ко-
торый не хочет умирать и которому Я не желаю навредить, но это-
го не избежать; у Моего слуги, который взыскует Моего благоволе-
ния, нет лучшего средства угодить Мне, чем исполнять обязатель-
ства, которые Я возложил на него; Мой слуга непрестанно взыску-
ет Моего благоволения, исполняя поклонения сверх должного, по-
ка Я не возлюблю его, а когда Я возлюблю его, Я становлюсь его
ушами, глазами, рукой и помощником».
И Посланник также говорил:
«Господь любит встречи с теми, кто любит встречи с Ним.
Ему не по нраву встречи с теми, кому не по нраву встречи с
Ним»; и еще: «Когда Господь возлюбит человека, Он говорит
Джибраилу: «О Джибраил, Я возлюбил такого-то, так что возлю-
би его». Джибраил проникается к нему любовью и говорит оби-
тателям Небес: «Господь любит такого-то», и они также прони-
каются любовью к нему; затем он дарует ему благосклонность
в земном кругу, и к нему проникаются любовью обитатели зем-
ли. Точно так же, как это происходит с любовью, обстоит дело и
с ненавистью».
Некоторые выводят махаббат (любовь) от хиббат - «семена,
упавшие в землю в пустыне». Такие семена стали называть хубб
(любовь), ибо любовь - источник жизни, подобно тому как семя -
исток растения.
Семена, занесенные в пустыню, попадают в землю, их орошает
дождь, согревает солнце, холод и жара закаляют их, чтобы они не
зависели от погодных условий, и они прорастают, зацветают и при-
носят плоды. Так и любовь, поселившаяся в сердце, не зависит от
присутствия и отсутствия, удовольствия и боли, отделенности и
единения.
Некоторые выводят махаббат от хубб - «сосуд для хранения
воды», ибо, когда в сердце собирается и накапливается любовь,
она вытесняет оттуда все, кроме возлюбленной. Как говорит Шиб-
ли: «Любовь называют махаббат, поскольку она вытесняет (там-
ху) из сердца все, кроме возлюбленной».
Некоторые выводят махаббат от хубб - «деревянные устои
из четырех соединенных брусков, объемлющие собою большой
сосуд для хранения воды, поскольку любящий с радостью при-
емлет все, что исходит от возлюбленной: почет и немилость,
боль и блаженство, справедливый упрек и несправедливое поно-
шение».
Некоторые выводят махаббат от хабб, во множественном чис-
ле хаббат, - средоточие сердца, где находится обитель любви. В
этом случае махаббат - название по месту обитания, что часто
встречается в арабском языке.
Его также производят от хабаб - «пузыри на воде и «кипение»
воды во время сильного ливня», ведь любовь это кипение сердца,
страстно жаждущего единения с возлюбленной.
Как тело живо духом, так и сердце живо любовью, а любовь жи-
вет лицезрением возлюбленной и единением с ней.
Некоторые утверждают, что хубб - название чистой любви, по-
скольку арабы называют чистые белки глаз хаббат аль-инсан, а
чистую чернь (ядро) сердца - хаббат аль-кальб; последнее есть
трон любви, первое - трон видения. Следовательно, сердце и
глаз - соперники в любви.
Как сказал поэт:
Блаженство видения глаза - сердца зависть.
Блаженство созерцательности сердца - глаза зависть.
О любви Бога к человеку
и о любви человека к Богу
Слово «любовь» (махаббат) богословы употребляют в трех
значениях.
Первое - когда речь идет о неутолимом желании по отношению
к тому человеку, которого любишь, о взаимном влечении и страсти
в отношениях между людьми, но не по отношению к Богу, который
превыше подобных чувств.
Второе - махаббат как добротолюбие Божье и дарование Им
особых привилегий тем, кого Он избирает и побуждает устремлять-
ся к совершенству святости, особо отмечая различными видами
Своей чудодейственной благодати.
Третье - махаббат как похвала, которую Господь дарует чело-
веку за благое дело (сана-йи джамиль)*.
Некоторые философы-схоласты говорят, что Божья любовь, ко-
торую Он явил нам, стоит в ряду таких традиционных атрибутов,
как Его лик, Его рука, Его трон, на который Он Сам Себя поместил
(истива). Это те атрибуты, существование которых невозможно
принять умом, однако они упоминаются в Коране и Сунне как Бо-
жественные атрибуты. Поэтому мы исповедуем их и верим в них,
воздерживаясь от собственных суждений на этот счет.
Схоласты берутся отрицать, что понятие «любовь» можно при-
лагать к Богу в тех смыслах, о которых говорилось выше. Теперь я
изложу истинный подход.
Любовь Бога к человеку это Его доброе отношение и готовность
проявить милосердие по отношению к человеку.
Любовь - одно из имен Его доброго отношения (ирадат), как и
«довольство», «гнев», «милость» и т. д., а Его ирадат является
вечным атрибутом, посредством которого Он проявляет Свои дей-
ствия.
Резюмируя, можно сказать, что любовь Бога к человеку состоит
в выказывании большого благоволения к нему, ниспосылании ему
награды в этом мире и в ином, оберегании от наказания, охранении
от греха, даровании возвышенных «состояний» и исполненных вос-
торга «стоянок» и побуждении мысленно отвратиться от всего, что
не Бог.
Когда Господь особо отмечает кого-то подобным образом, такое
отношение и называют Его любовью. Этот взгляд разделяют Харис
Мухасиби, Джунайд и большинство суфийских шейхов и законове-
дов, принадлежащих к обеим школам. Большинство суннитских
знатоков Закона поддерживают это мнение.
По поводу утверждения, что Божественная любовь это «похва-
ла, даруемая человеку за добрый поступок (сана-йи джамиль бар
банда)», можно сказать, что похвала Господа есть Его слово (ка-
лам), которое является несотворенным.
По поводу утверждения, что Божественная любовь означает «бла-
годеяние», можно сказать, что Его благодеяние это Его действия.
Следовательно, различные точки зрения по существу близки
друг другу.
Любовь человека к Богу - свойство, которое проявляется в
сердце набожного верующего в форме благоговения и почитания,
и потому он стремится угодить своей Возлюбленной, желание ви-
деть Ее лишает его покоя, он не может быть ни с кем, кроме Нее, и
усиленно практикует зикр (поминание), предавая забвению все
иное. Покой становится незаконным для него, и отдых бежит от не-
го. Все привычные связи рвутся, чувственная страсть угасает, и он
обращается ко двору Любви, подчиняется закону Любви и узнает
Бога через атрибуты Его совершенства.
Невозможно, чтобы любовь человека к Богу была такой же, как
любовь Его созданий друг к другу, ибо первая есть желание по-
стичь и обрести любимого, а последняя по своему характеру - те-
лесного свойства.
Любящие Бога - это те, кто готов умереть ради близости с Ним,
а не те, кто взыскует Его природы (кайфийят), ибо взыскующий жи-
вет сам по себе, а тот, кто готов на смерть (мустахлик), живет лишь
ради Возлюбленной. Настоящий влюбленный готов к смерти, он по-
бежден, ибо в этом мире ему не достигнуть Вечности иначе, кроме
как через посредство Вечности.
Кому ведома подлинная любовь, тот не знает трудностей, по-
кончив с сомнениями.
Итак, любовь двояка.
Во-первых, это любовь подобного к себе подобным, желание,
возбуждаемое низшей душой, которая устремляется к сути (зат)
того, кого любишь, через физическое обладание.
Во-вторых, это любовь человека к тому, кто не сходен с ним. В
этом случае человек пытается стать предельно схожим с объектом
любви по своим свойствам, например слышать не сказанное, ви-
деть не глазами.
Верующие, которые любят Бога, бывают двух родов:
(1) те, кто видит благоволение и великодушие Бога к ним, что и
побуждает их любить Подателя благ;
(2) те, кто столь поглощен любовью, что рассматривает все ми-
лости как «завесу» (между собой и Богом), и узрение Подателя
благ подводит их к (осознанию) Его милостей. Последний путь -
более возвышенный.
Любовь как основа
и источник пути к Богу
Среди суфийских шейхов Сумнун аль-Мухибб имеет особые
воззрения на любовь.
Он полагает, что любовь - основа и источник Пути к Богу, что
все «состояния» и «стоянки» это этапы любви и что каждый этап и
стадия, на которых может оказаться ищущий, допускают возмож-
ность ущерба, исключая стадию любви, которая ни при каких об-
стоятельствах, пока существует сам Путь, не может претерпеть
ущерба.
Все другие шейхи согласны с ним в этом.
Но поскольку слово «любовь» в ходу и на слуху у всех, они по-
желали окутать тайной учение о Божественной любви, и, вместо
того чтобы называть любовь любовью, они назвали ее «чистота»
(сафват), а любящего - суфий; добровольный отказ от свободы
воли у любящего и полное подчинение воле Возлюбленного они
назвали факр (нищета), а самого любящего - факир (нищий). Во
2-й главе я описал учение о чистоте и нищете.
Амр ибн Усман Макки говорит в Китаб-и махаббат («Книга
любви»), что Бог создал души (дилха) за семь тысяч лет до сотво-
рения тел и поместил их на «стоянке» приближенности (курб) к Се-
бе, духов (джанха) Он создал за семь тысяч лет до сотворения душ
и поместил их на стадии близости (унс) к Себе, а сердца (сиррха)
Он создал за семь тысяч лет до духов и поместил их на стадии еди-
нения (васль), и Он являл Свою красоту сердцам триста шестьде-
сят раз на дню и даровал им триста шестьдесят милостивых взо-
ров. Он сделал так, что духи внимали слову любви, и Он являл ду-
шам триста шестьдесят утонченных милостей близости, и потому
они, обозрев тварный мир, не увидели ничего более утонченного,
чем они сами, и исполнились тщеславия и гордыни.
Тогда Господь устроил им испытание. Он заточил сердце в дух,
дух - в душу, а душу - в тело. И Он смешал с ними ум (‘акль), и
послал пророков, и низвел повеления, и каждый из них начал ис-
кать свое изначальное состояние.
Господь предписал им молитву.
Тело обратилось к молитве, душа достигла любви, дух обрел
приближенность (курб) к Богу, а сердце успокоилось в единении с
Ним.
Разговоры о любви не есть любовь, ибо любовь это чувство
(халь), а чувство это не просто слова (каль). Пожелай весь мир об-
рести любовь - все было бы тщетным, пожелай он избавиться от
любви - все было бы тщетным.
Любовь - дар Божий, невозможно превозмочь ее.
О страстной любви (‘ишк)
У шейхов существуют разные взгляды на страстную любовь (‘ишк).
Одни суфии считают страстное чувство к Богу позволитель-
ным, но проистекающим не от Бога. Такое чувство, говорят они, ат-
рибут того, кто в разлуке с любимым, человек же в разлуке с Богом,
однако Бог не разлучен с человеком, поэтому человек может лю-
бить Бога страстно, однако к Богу этот термин неприложим.
Другие полагают, что Бог не может быть объектом страстного
чувства со стороны человека, ибо такая любовь предполагает вы-
ход за границы, тогда как у Бога нет границ.
Ныне считается, что пылкая любовь в этом мире и в мире ином
может возникать лишь в случае желания достигнуть сущности, а
так как сущность Бога недостижима, то словом ‘ишк неуместно
обозначать чувство человека к Богу, а слова «любовь» (махаббат)
и «чистая любовь» (сафват) уместны.
Более того, говорят, что любовь может вспыхнуть к тому, кого
слышишь, а страстное влечение (‘ишк) не может вспыхнуть к тому,
кого не видишь. Поэтому ‘ишк невозможно испытывать к Богу, кото-
рый незрим в этом мире.
Сущность Бога недостижима и неощутима, поэтому человек не
способен ощущать страстную любовь (‘ишк) к Нему. К Господу че-
ловек ощущает глубокую нежную привязанность (махаббат), ибо
Господь посредством Своих свойств и действий милостиво печет-
ся о Своих друзьях.
Якуб (Иаков) испытывал глубокую привязанность (махаббат) к
Юсуфу (Иосифу), с которым был разлучен, поэтому в его глаза вер-
нулся свет, когда он вдохнул аромат рубахи Иосифа. А глаза Зулей-
хи, умиравшей от вожделения (‘ишк) к Юсуфу (Иосифу), были за-
крыты до тех пор, пока она не была с ним соединена.
Говорили также, что ‘ишк приложимо к Богу по причине того, что
ни Богу, ни страстному влечению невозможно противиться.
махаббат,
классика суфизма,
суфизм,
суфии,
эшк,
Худжвири,
практика суфизма,
любовь в суфизме,
ишк,
суфии о любви,
обычаи суфиев,
мохаббат,
Худжвири Кашф аль-махджуб,
мухаббат,
термины суфизма,
классики суфизма,
дервиши,
теория суфизма,
аль-Худжвири,
Худжвири Раскрытие скрытого,
Раскрытие скрытого,
дервишизм