Джавад Нурбахш. СУФИЗМ 4. АДАБ ( ЭТИКЕТ ) У СУФИЕВ. Часть 2.

Apr 26, 2015 23:46

Наставники-суфии о правилах приличий (араб. адаб)

Рузбихан пишет:
Когда познавший достигает стоянки восторженности, Господь наставляет его в адабе через наития, непосредственное обращение и слово. Но более того Он наставляет его в учтивости с помощью священного ужаса, приступами Величия и потрясением от взирания на само Могущество. Наиболее сильный адаб - тот, когда глаз человека не обращается ни на что иное, кроме Бога. Или не видишь, как Господь описал Мухаммада, Своего возлюбленного: “Не уклонилось его зрение и не зашло далеко”. [1]
Пророк сказал:
- Господь мой наставил меня в учтивости, и оттого учтивость моя превосходна”. [2] Даккак сказал:
- Кто выказывает неучтивость царям, погибнет с теми, кто гибнет.
Ариф говорит:
- Учтивость в духовном познании состоит в том, чтобы быть с Господом, в согласии с тем, чего желает Господь - в любом месте и в любой ситуации.

МА 141

Шах Ниматулла Вали пишет:
Посланник Божий сказал: “Воистину Господь наставлял меня в учтивости”, то есть собрал во мне все благое, - “и оттого учтивость моя превосходна”, то есть Он сделал меня средоточием превосходных качеств.

Так говорил дед Хасана и Хусейна,
И потому тот же склад личности и у Хасана с Хусейном.

Есть разные виды адаба. Согласно шариату адаб включает повеления Посланника Божьего, когда он говорил: “Делайте то-то и то-то”. Эти повеления касаются имущества, несчастных случаев, времени, места, ситуации, отношения, состояния, либо числа и количества. [3]
Адаб в уплате религиозного взноса (закят) за имущество - будь это минералы, растения или животные -

Всё, о чем говорил Посланник Божий -
  отдавайте за это
Всем тем, кому он предписывал получать его,
  вот лучшее.

Адаб при несчастных случаях касается поступков, относительно которых имеются указания в Законе, это (пять законных установленных видов) - должное, запрещенное, рекомендуемое, предосудительное и незначительное.
Адаб времени охватывает время актов поклонения. Каждое время имеет свое особое качество, относящееся к человеку, которому данное время было предписано: одни периоды времени длинные, другие короткие.
Адаб места включает такие вещи, как места для отправления актов поклонения. В Коране говорится: “Места поклонения - для Аллаха, поэтому не призывайте с Аллахом никого!” (72:18)

В Его доме непрестанно помни о Нем,
Следи за соблюдением адаба, и это всё.

Адаб положения имеет дело с неизменностью имен, которые даны вещам и определены как законное либо беззаконное. Посланник Божий говорил: “Придет время, когда явятся племена, которые назовут вино иначе, чтобы сделать его законным по названию”. Стоит лишь назвать вино “соком винограда”, а лицемерие - “притворством”, - и можно считать их законными по названию.

Говорить такое -
Значит утратить адаб.

Примером адаба отношений могут служить слова Авраама: “А когда заболею, Он меня лечит” (26:80) или слова Хызра: “Я хотел его испортить” (18:79), где он говорит от первого лица, поскольку с позиций логики его поступок заслуживает порицания.

Взгляни на адаб Хызра,
Рассмотри тонкость этого случая!

Далее Хызр говорит во множественном числе: “И мы хотели, чтобы Господь дал им взамен лучшего” (18:81), поскольку здесь присутствует и порицаемое, и похвальное. И наконец, он говорит: “И пожелал Господь твой, чтобы они достигли зрелости” (18:82), ведь восстановление стены во благо сирот-мусульман заслуживает только похвал и благодарности.
Адаб, касающийся исчисления, связан с такими действиями слуги, как омовения и их порядок, а также с числом молитв в установленное время в соответствии с установлениями шариата.

Что они ни скажут - исполняй!
Не больше и не меньше - делай как познавшие.
Будь последователем шариата Мухаммада.
Всё, что он предписывает - исполняй.

Далее, существует этикет путешествия в услужении царей. Он состоит либо в определенной дисциплине тела, называемой смирением (ислам), либо в тружении сердца, подтверждающем свою подчиненность, что есть вера (иман), либо в духовном тружении свидетельствования Всеведущего Царя, это - великодушие (ихсан).
“У Аллаха надо искать помощи” (12:18), Ему вверяться.

РШ IV 217-219

Ансари пишет:
В Коране сказано: “Охраняющие установления Аллаха” (9:112). Этикет состоит в соблюдении установлений без преувеличенного внимания к ним и без избегания их, при осознавании вреда их нарушения. Он имеет три степени.
Первая - предотвращение перехода от страха к отчаянию, от надежды к чувству безопасности, и от радости к дерзости.
Вторая - уходить от страха [4] в поле сжатия, подниматься от надежды в поле расширения, и восходить от радости к полю свидетельствования.
Третья - духовное постижение и далее исчезновение нужды в адабе, ведь сам Господь наставляет в нем, и далее - избавление от бремени адаба.

МС 52-53

Пятьдесят пятое поле - адаб. От поля великодушия (ихсан) рождается поле учтивости. В Коране говорится: “Охраняющие установления Аллаха” (9:112). Учтивость значит жить согласно установлениям и не переступать их. Это выражается в трех моментах: служении, духовном постижении и взаимоотношениях (с другими людьми).
Учтивость в служении это усердие без притворства, предусмотрительность без сомнений и промедления, и великодушие без проявления слабости.
Учтивость в духовном постижении включает три момента: страх без отчаяния, надежду без чувства безопасности, и близость без дерзости.
Во взаимоотношениях (с людьми) учтивость состоит в трех пунктах: это сердечные отношения без лести, близость без придирчивости, и воспоминание о благосклонности без горделивости.

СМ 376-377

Литература

Ансари, Абдаллах. Маджму’а-йе раса’ил-и Ходжа ‘Абдаллах Ансари. Изд. М. Ширвани, Тегеран, 1352 / 1973 (перс.).
Ansari, ‘Abdo’llah. Manazel as-saerin. Ed. S. Laugier de Beaurecueil. Cairo, 1962.
Ансари, Абдаллах. Сад майдан (включая Маназел ас-саэрин). Изд. Р. Фархади, Кабул, 1355 / 1976.
Ансари, Абдаллах. Табакат ас-суфийя. Изд. А. Хабиби, Кабул, 1347 / 1968.
Ансари, Абдаллах. Тафсир-и ирфани ва адаби-йе Коран маджид (запись Майбоди, ученика Ансари). Изд. Х. Амузегар, Тегеран, 1348 / 1969.
Аттар, Фаридуддин. Тазкират ал-авлия. Изд. М. Истилами, Тегеран, 1346 / 1967.
Бахарзи, Абу-л-Мафакер. Аурад ал-ахбаб ва фусус ал-адаб. Изд. И. Афшар. Том 2. Тегеран, 1345 / 1966.
Бертельс Е. Э. Тасаввуф ва адабийят-и тасаввуф. Перс. перевод с русского языка С. Изади. Тегеран, 1356 / 1977. Включает анонимный глоссарий суфийских терминов Мерат ал-ошак.
Бухари. Ас-Сахих. Каир, 1378 / 1958-59.
Дарими. Ас-Сунан. Без года выпуска.
Ибн ал-Мунаввар, Мухаммад. Асрар ат-таухид фи макамат аш-шейх Аби Саид. Изд. Д. Сафа, 5-е изд., Тегеран, 1361 / 1982.
Ибн Араби. Ал-футухат ал-маккийя. Бейрут, без года выпуска.
Ибн Маджа. Ас-Сунан. Каир, 1372 / 1952-53.
Форузанфар, Бади’оз-Заман. Ахадис-э Маснави. Тегеран, 1347 / 1968.
Газали, Абу Хамид Мухаммад. Ихийя олум ад-дин. Каир, 1326 / 1908.
Газали, Ахмад. Саванех. Изд. А. Модхахед в Маджму’а-йе асар-э фарси-йе Ахмад Газали. Тегеран, 1358 / 1979.
Хафиз, Шамсуддин Мухаммад. Диван. Изд. А. Анджави Ширази, Тегеран, 1361 / 1982.
Худжвири, Али ибн Усман. Кашф ал-махджуб. Изд. В. А. Жуковский, Ленинград, 1926 (перс.).
Джами, Абдурахман. Хафт аeранг. Изд. М. Модаррес Гилани, Тегеран, 1337 / 1958.
Джами, Абдурахман. Нафахат ал-унс. Изд. М. Таухидипур, Тегеран, 1336 / 1957.
Джунайд. Фи’л-фарк ваин ал-ихлас ва’с сидк. Ed. A. H. Abdel-Kader in The Life, Personality and Writinngs of al-Junayd. London, 1962.
Jorjani, Mir Sayyed Sharif ‘Ali ebn Mohammad. At-Ta’rifat. Ed. G. Flugel, Leipzig, 1845.
Калабадхи, Абу Бакр Мухаммад. Ат-та’арроф ле-мазхаб ахл ат-тасаввуф. Изд. А. Махмуд и Т. А. Сорур. Каир, 1960.
Кашани, Изоддин Махмуд. Кашф ал-воджух ал-гхорр ле-ма ани назм ад-дорр: Шарх та’ийя Ибн Фариз ал-кубра. Тегеран, 1319 / 1901 (издание неправомерно приписывается Абдор-Раззаку Кашани).
Кашани, Изоддин Махмуд. Мисбах ал-хидаят. Изд. Дж. Хома’и. Тегеран, 1323 / 1944.
Хосала-йе шарх-э та’арроф (анонимный конспект работы Шарх ат-та’арроф, написанной Мухаммадом ибн Абдаллахом Мостамли Бухари (см. Калабадхи). Изд. А. Раджа’и, Тегеран, 1349 / 1970.
Лахиджи, Мухаммад. Шарх-э гюльшан-э раз. Изд. К. Сами’и. Тегеран, 1337 / 1958.
Муслим. Ас-Сахих. Каир, 1334 / 1916.
Насир Хосров. Са’адат-намэ. Включено в его Диван, изд. С. Х. Такизада эт ал. тегеран, 1329 / 1950.
Кушайри, Абу-л-Касим. Ар-Рисалат ал-кушайрийя. Изд. А. Махмуд и М. ибн аш-Шариф. Каир, 1972-74, а также без указания издателей: Каир, 1940.
Rumi, Jalalo'd-Din. Mathnawi. Ed. R. A. Nicholson. 8 vols. London, 1925-40.
Руми, Джалалуддин. Куллият-э Шамс. Изд. Б. Форузанфар. В 10 томах. Тегеран, 1336-47 / 1957-68.
Рузбихан Бакли. Машраб ал-арвах. Изд. Н. М. Хока. Стамбул, 1974.
Саади, Мослеходдин ибн Абдаллах. Бустан. Изд. Г. Юсуфи. Тегеран, 1363 / 1984.
Sarraj, Abu Nasr. al-Loma ‘fe’t-tasawwof. Ed. R. A. Nicholson. London, 1914.
Шах Ниматулла. Реса’эл. Изд. Дж. Нурбахш. В 4 томах. Тегеран, 1357 / 1978.
Solami, Abu ‘Abdo’r-Rahman. Tabaqat as-sufiya. Ed. J. Petersons. Leiden, 1960.
Союти. Ал-джами ас-сагхир (Мунави, Фаиз ал-кадир: шарх джами ‘ас-сагхир, Бейрут, 1972).
Тебризи, Шарафуддин Хусейн. Рашф ал-алхаз фи кашф ал-алфаз. Изд. Н. Майел Херави, Тегеран, 1362 / 1983.
Таханави, Мухаммад. Кашшаф истилахат ал-фонун. В 2-х томах. Кулькутта, 1862.
Тирмизи. Ас-Сунан. Каир, 1357 / 1938.

Список имен и терминов

Абдаллах ибн Мубарак
Абдаллах Рази
Авраам
Абу Абдаллах Басри
Абу Абдаллах Мухаммад ибн Хафиф (ум. в 982 г.)
Абу Абдаллах Туругбади
Абу Али Даккак - см. Даккак
Абу Али Джаузджани
Абу Бакр Дукки
Абу Бакр Мухаммад ибн Фурак
Абу Наср Саррадж (ум. в 988 г.)
Абу Убайд Касим ибн Салам
Абу Саид Аби-л-Хайр (ум. в 1049 г.)
адаб (учтивость, этикет, правила)
Адам
Айша из Мекки
притворство - см. бала’
ахл-и химмат (люди высоких устремлений)
ахл-и хузур (люди присутствия)
Ахмад ибн Мухаммад ибн Салим
ахвал (состояния, ед. число хал)
ахлак (моральные качества)
ахлак-и замима (предосудительные моральные качества)
алам (мир)
алам асирр ва’я-хафийят (мир тайного и скрытого)
Али ибн Аби Талиб (ум. в 661 г.)
амал (поступки)
Амр ибн Усман Макки (ум. в 909 г.)
исчезновение - см. фана‘
Ансари Хирави, Ходжа Абдаллах (ум. в 1089 г.)
Антаки, Ахмад ибн Асам
язык арабский
ариф (духовно познавший)
арифан - мн. число от ариф
аршо’ллах (трон Божий)
ас-сирато’л мустаким (прямой путь)
авлия (друзья Божьи)
аусаф-и кабиха (скверные черты)
‘азм (решимость)
Багдад
бала‘(бедствие)
Бастам
Балхи, Шакик (ум. в 809 г.)
бака‘ (бытие, пребывание в Боге)
Басра
Баязид Бастами (ум. в 830 г.)
бид’ат (нововведение)
Бишр ибн Харис Хафи (ум. в 1438 г.)
Бушанджи, Хасан
Даккак, Абу Али (ум. в 1015 либо в 1021 г.)
Дарани, Абу Сулейман (ум. в 830 г.)
дервиш
зикр (поминание)
Зун-Нун Мисри (ум. в 859 г.)
зунуб (грех)
дунья (этот мир)
Божественное Единство - см. таухид
Дукки, Абу Бакр
Ибн Аббас
Ибн Ата Абу-л-‘Аббас (ум. в 922 г.)
Ибн Фаурак, Абу Бакр Мухаммад
Ибн Джала
Ибн Масрук
Ибрагим Адхам (ум. в 776 либо 783 г.)
Ибрагим Хаввас - см. Хаввас
иффат (воздержание)
Египет
ихсан (благодушие)
ихлас (искренность)
илм (знание)
инсаф (должное обращение)
икамат (упроченность)
ирадат (воля)
ишфак (симпатия)
ислам (смирение)
истиджабат (отклик)
истикамат (стойкость)
ийян (свидетельствоание своими глазами)
Фазль Балхи, Мухаммад ибн
фана‘ (упраздненность)
фара’из (обязательные действия)
фарк (рассеянность)
феск (неверие)
Фузайль ибн Ийяз (ум. в 653 г.)
фуджур (распутство, похотливость)
фукаха‘ (законоведы)
гафлат (небрежение)
гайр (“иное”)
Хабиб Аджами (VIII век)
Хаддад, Абу Хафс (X век)
хадис (высказывание Пророка)
Хафиз, Мухаммад Шамсуддин (ум. в 1389 г.)
хаибат (устрашенность, священный ужас)
хадж (паломничество)
хал (состояние)
халал (законное)
Халладж, Хусейн ибн Мансур (ум. в 922 г.)
Хамдан Суси, Абу Якуб Юсуф ибн
Хамдун Кассар (ум. в 88 г.)
Ханбал, Имам Ахмад ибн (ум. в 855 г.)
хакикат (истинная реальность)
Харис Мухасиби (ум. в 857 г.)
Харири
Хасан Басри (ум. в 782 г.)
Хатим Асам (ум. в 851 г.)
хава (каприз)
калб (сердце)
хидаят (водительство)
Гири, Абу Усман (ум. в 1000 г.)
Худжвири, Али ибн Усман (ум. в 981 г.)
иман (вера)
истида’ (соперничество)
джабарут (мир принуждения)
Джафар Хулди (ум. в 959 г.)
джам‘ (состояние “собранности”)
Джунайд Багдади, Абу-л-Касим (ум. в 910 г.)
Джурайри, Абу Мухаммад (ум. в 932 г.)
Кааба
карамат (чудеса)
Кашани, Изоддин (ум. в 1334 г.)
Кирманшахи, Музаффар
Хафиф, Абу Абдаллах ибн (ум. в 982 г.)
халес (чистое)
халват (уединение)
Харакани, Абу-л-Хасан (ум. в 1034 г.)
Харраз, Абу Саид (ум. в 890 г.)
Худ (11-я глава Корана)
кхата (то, что плохо)
хауф (страх)
Хаввас, Ибрагим (ум. в 904 г.)
Хызр
куфр (неверие)
Коран
ма’аси (непослушаниее)
Магриби, Абу Усман
ма сива Аллах (всё что не Бог)
макрух (предосудительное)
мандуб либо мустахабб (желательное)
мустахабб либо мандуб (желательное)
Макхул
малакут (духовная реальность)
Мамшад Динавари
макам (стоянка, стадия)
Мар’аши, Худхайфа
Мекка
Мидиан
мубах (незначительное)
Мубарак, Абдаллах ибн
Мухаммад - см. Пророк
мухаккикун (духовно достигшие)
мухаррамат (беззаконные вещи)
мухасабат (самоконтроль)
Мухасиби, Харис (ум. в 857 г.)
муджахадат (битва)
мухлас (обретший искренность)
мохлес (искренний)
муктасиб (прославленный)
мулк (физическая, телесная реальность)
мукаррабан (приближенные к Нему)
мукарабат (медитация)
Моисей
мушахадат (свидетельствование Господа)
Муслим
мечеть
мубах (маловажное)
мутахаккикун (достигшие)
Музаффар Кирманшахи
нафс (низшая душа, самость, эго)
Нахраджури
Насер Хосров (ум. в 1072-8)
Насрабади, Абу-л-Касим (ум. в 987 г.)
Нибаджи, Абу Абдаллах
Нил
ният (намерение)
Нуджайд, Абу Амр
Нури, Абу-л-Хусейн (ум. в 907 г.)
убудият (служение)
фараон
Пророк (ум. в 623 г.)
кана’ат (удовлетворение)
Кассаб, Абу-л-Аббас (Х век)
курб (близость)
курбат (близость)
Рабия бент Исмаил ал-Адавийя (ум. в 725 либо 801 г.)
Расиби, Абу Мухаммад
ри’аят (оберегание, охрана)
риза (довольство)
рубубият (господство)
Рувайм ибн Ахмад, Абу Мухаммад (ум. в 915 г.)
Рудбари, Абу Али (ум. в 934 г.)
Руми, Джалалуддин (ум. в 1273 г.)
Рузбихан Бакли Ширази (ум. в 1209 г.)
Садик, Имам Джафар ас- (ум. в 765 г.)
Саади, Мослеходдин (ум. в 1292 г.)
Сахих Муслима
Сахл ибн Абдаллах (ум. в 896 г.)
Сан’а
Санджан, Мухаммад ибн
Сакати, Сари (ум. в 855 либо 857 г.)
Саррадж, Абу Наср (ум. в 988 г.)
саваб (то, что хорошо)
Сайяри, Абу-л-Аббас
сиддикан (праведные)
сидк (правдивость)
сират (мост)
сирр (глубинное сознание)
сура (глава Корана)
Шах Кирмани (ум. после 880 г.)
Шах Ниматулла Вали (ум. в 1430 г.)
шахада (символ веры)
Шаибан, Ибрагим ибн
Шакик Балхи - см. Балхи
шариат
Шабли (ум. в 945 г.)
ширк (придание Богу сотоварищей)
шубухат (сомнительные вещи)
Шунизийя, мечеть
Суфьян Саври
сунна (Обычаи Пророка)
та’ат (послушание)
таджалли (непосредственное видение)
Тамими, Абдаллах ибн Али ибн Мухаммад ат-
тамкин (устойчивость)
таква (осмотрительность)
таквим (сборка, собирание)
таухид (Божественное Единство)
тавадхо‘ (приниженность)
таваккул (упование)
та’вил (толкование)
Тирмизи, Мухаммад ибн Али (ум. в 932 г.)
Вабиса
ваджидун (искатели)
ваджиб (обязательное)
вакт (текущий момент)
вара‘ (умеренность, воздержание)
Васити, Абу Бакр (ум. после 932 г.)
Яхья ибн Муаз (ум. в 871-2 г.)
Юсуф ибн Асбат (ум. между 807 и 814 г.)
Юсуф ибн Хусейн Рази (ум. в 916 г.)
закят (налог на верующих)
зинат (модная, вычурная одежда)
зухд (самоотрешенность)
зуххад (подвизающиеся в самоотрешенности)
харам (беззаконное)
* * *

[1] Этот стих из Корана (53:17) относится к тому, что видел Пророк во время своего вознесения (ми’радж) к Господу.
[2] Хадис, см. ДжС I 224.
[3] Здесь кратко излагается содержание 202-й главы из Футухат ал-маккийя Ибн Араби, где дается ясное представление обо всех десяти категориях Аристотеля. Хотя Шах Ниматулла перечисляет восемь из них, в тексте он рассматривает семь, а в конце обращается к адабу служения, который по шариату не относится к учтивости.
[4] О страхе, надежде и расширении см. подробнее J. Nurbakhsh. Sufism II. Fear and Hope…

САРИ САКАТИ, суфийские мастера, стоянки суфиев, дух суфизма, ахваль, макам, УСТОИ СУФИЗМА, макамат, sufi practice, путь суфиев, РУМИ, sufi theory, суфийский путь, этикет суфиев, состояния (ахваль) и стоянки (макамат), адаб в суфизме, ХАФИЗ, опоры суфизма, суфийские трактаты, классики суфизма, дервиши, sufi, правила поведения в суфизме, дервишизм, СУФИЙСКИЕ АФОРИЗМЫ, sufi masters, стоянки, СУФИЙСКИЕ МАКСИМЫ, Джавад Нурбахш, суфизм, sufi path, javad nurbakhsh, ахвал, суфийские наставники, мудрость суфиев, sufi doctrine, sufism, книги по суфизму, суфийская доктрина, внутренние состояния на суфийском пути

Previous post Next post
Up