Джавад нурбахш. СУФИЗМ 4. ПОКОРНОСТЬ ( араб. ТАВАЗУ' )

Apr 26, 2015 23:22

Покорность (тавазо’)

Если возвышенный выказывает покорность -
    это прекрасно.
Если нищий выказывает покорность -
    это его натура.

Саади

Покорность (тавазо’) - это принижение себя перед другими людьми и Божьими созданиями. Как суфийский термин тавазо’ означает, что всё приходящее к вам вы рассматриваете как приходящее от Бога и потому подчиняетесь Ему и не противитесь Его указаниям.

Корень покорности

Абу Усман Гири сказал: “Корень покорности - в том, что слуга помнит о трех вещах: о своем невежестве, греховности и нужде в Господе”.

ТА 481

Признак покорности

Юсуф Асбат сказал: “Признак покорности - принятие истинных слов вне зависимости от того, кто их произносит”.

ТА 503

Крайний предел покорности

Шибли сказал: “Я спросил Юсуфа Асбата о крайнем пределе покорности. Он ответил: “Выходя из дому, всех, кого ты видишь, ты полагаешь лучше себя”.

ТА 503

Наиболее полезная покорность

Ахмад ибн Асем Антаки сказал: “Наиболее полезна покорность, которая изгоняет гордыню и гасит гнев”.

ТСС 128

Примеры покорности выдающихся суфиев

Я слышал, что в праздничный день
рано утром великий Баязид вышел из бани.
Из окна прямо ему на голову
упала бадья с пеплом.
Его тюрбан стал черным,
борода запачкалась.
С умиротворенным лицом он с благодарностью произнес:
“Душа моя, я заслуживаю Огня.
Мне ли сетовать по поводу бадьи с пеплом?”
Великие никогда не обращают внимания
на свою собственную персону -
поглощенному собой не лицезреть Господа.

Б 116

Я слышал, что в пустыне Сана
Джунайд увидел собаку.
Зубы у нее выпали
и она не могла охотиться.
Ее клыки когда-то были способны
пронзить льва, а теперь сточились,
как у дряхлой лисицы.
Когда-то она загоняла диких коз и антилоп,
а теперь ее лягали овцы бедуинов.
Увидев этого жалкого, беспомощного, израненного пса,
Джунайд оставил ему половину своих припасов.
Рассказывают, что он,
плача и рыдая, произнес:
“Кому знать, кто из нас двоих лучше?
Сегодня, похоже, я в чести,
но что уготовано мне судьбой на завтра?”

Б 132

Однажды Источник,
который питает Нил,
на целый год лишил Египет воды.
Несколько человек отправились в горы,
взывая и молясь о том,
чтобы Он ниспослал дождь.
Они рыдали, и их слезы текли ручьями,
но с неба не упало ни капли влаги.
Один из них отправил весточку Зун-Нуну:
“Люди страдают от жажды.
Помолитесь о беспомощных,
ведь Господь не отказывает тем, кого приемлет”.
Зун-Нун отправился в Медиан -
и долгожданный дождь собрался:
на двадцать первый день своего пребывания в Медиане
он услышал, что дождевые тучи сгустились над Египтом.
Шейх с облегчением возвратился,
ибо река наполнилась водой из Источника.
Впоследствии некий ариф
по секрету спросил у него:
“Для чего вам понадобилось уехать?”
Тот сказал: “Я услышал, что птицы, муравьи и звери
испытывают нужду в пропитании
из-за деяний злых людей.
Я глубоко задумался об этой земле
и обнаружил, что самый отпетый человек на ней -
это я.
Потому я и ушел, чтобы мое зло
не запирало дверь добру для всех остальных”.

Б 134-135

Наставники Пути о покорности

Фузайль ибн Ийяз сказал: “Любой, полагающий себя достойным, не имеет доли в покорности”.

РК I 432

На вопрос о покорности Фузайль ибн Ийяз сказал: “Смиряйся перед истиной, следуй ей и принимай ее от любого, кто говорит о ней”.

РК I 434

Говорили: “Покорность это гордиться малым, избирать непритязательность и нести бремя людей религии”.

Т 97

Абдаллах ибн Мубарак сказал: “Проявлять гордость перед богатыми и смирение перед бедными - составная часть покорности”.

РК I 433

Баязида спросили: “Когда человек обладает покорностью?” Он ответил: “Когда он смотрит на себя как на не обладающего ни духовной стадией (макам), ни духовным состоянием (хал), и не видит среди творений Божьих никого хуже себя”.

РК I 433

Говорили: “Покорность - благословение, которого никто не жаждет, тогда как гордость - искушение, которому нет прощения. Высокое стояние заключается в покорности. Тому, кто усматривает его в гордости, не обрести его”.

РК I 433

Яхья ибн Муаз сказал: “Покорность похвальна в любом человеке, но более всего - в человеке богатом. Гордость сквернб в любом, но более всего - в бедняке”.

РК I 434

Ибн Ата сказал: “Покорность это принимать правду, от кого бы она ни исходила”.

РК I 434

Абдаллах Рази сказал: “Покорность значит равно служить всем и каждому, не делая различий”.

РК I 435

Хамдун Кассар сказал: “Покорность это когда ты рассматриваешь себя как ненадобного ни одному человеку, в религии и в мирских делах, в этом мире и в ином”.

РК I 438

Абу Сулейман Дарани сказал: “Покорность это когда ты никогда не любуешься своими поступками”.

ТА 280

Дарани сказал: “Слуга не имеет покорности до тех пор, пока не перестанет выделять себя”.

ТА 280

Яхья ибн Муаз сказал: “Высшая терпимость есть покорность”.

ТА 370

Хамдун Кассар сказал: “Истинная позиция дервиша - позиция покорности. Если он воздерживается от покорности, он воздерживается от всего благого”.

ТА 403

Абу Али Даккак сказал: “Покорность богатых это религия бедных, тогда как покорность бедных это предательство богатых”.

ТА 655

Джунайда спросили о покорности. Он ответил: “Снижать крыло и сдавать позиции”. Иными словами, быть мягким, послушным, любящим и кротким. Покорность Богу это повиновение Его повелениям, непротивление Его действиям и довольство всем, что Он делает.

ХШТ 289

Рувайм сказал: “Покорность это смиренномудрие сердец перед Ведающим Вещи Незримого”. Иными словами, что еще остается слуге, как не смирение, бедность и бессилие перед своим Господином?

ХШТ 289

Сахл ибн Абдаллах сказал: “Совершенство поминания Бога состоит в свидетельствовании, а совершенство в покорности - в том, чтобы быть довольным Им” и всем, что Он совершает, не желая от Бога ничего, кроме Бога.

ХШТ 289

Великий сказал: “Покорность это приятие истины от Истины во имя Истины”. Иными словами, следует подчинить себя Господу и держаться этого во всем, куда бы ни вела тебя твоя дорога.

ХШТ 289

Юсуф ибн Хусейн Рази сказал: “Добро всё в одном доме, ключ от которого - покорность, и зло всё в одном доме, ключ от которого - гордыня”.

ТСА 268

Мозаффар Кирманшахи сказал: “Покорность это принимать истину от того, кто обладает ею”.

ТСА 485

Рузбихан сказал: “Покорность проистекает от скромности. Слуга исчезает в величии Божьем и тушуется перед Его великолепием, увидев то, что видит свидетель Его единственности и единства, - пока не достигнет Господа благодаря исчезновению и не пребудет в Его существовании. Пророк сказал: “Тот, кто имеет покорность, возвышен Господом”.

МА 31

На начальных этапах покорность - внешняя, во имя религии, а на завершающих этапах это возвращение к своему изначальному несуществованию в Бытии Божьем.

РШ IV 175

Стадия покорности Возлюбленной во влюбленном

Это одна из стоянок неприметности и свойств неброскости. Она появляется, когда влюбленный достигает устойчивости в исповедании божественного единства и духовного познания, и Господь хочет отметить его и подтвердить его величие - чтобы он достиг величия среди сотворенных существ через величие Божье и испытал себя в месте Великолепия. Ариф говорит: “Это реальность, а также предлог, чтобы доставить удовольствие сердцу любящего”.

МА 289

Выдающиеся наставники о покорности

Иззоддин Кашани пишет:
Покорность это быть с Господом на стоянке служения (‘убудийят) и с созданиями Божьими на стоянке надлежащего обращения (инсаф).
Пребывание с Господом на стоянке служения имеет место, когда человек, во-первых, следует Его предписаниям и запретам, во-вторых, ему открываются (таджалли) Его Свойства, и в-третьих, он переживает исчезновение своего существования в явлении (таджалли) Сущности.
Душою следовать повелениям и запретам - такова покорность начинающих.
Восприятие (таджалли) Свойств сердцем вкупе с исчезновением своей воли в воле Божьей - такова покорность находящихся в середине Пути.
Восприятие (таджалли) Сущности в духе вкупе с исчезновением своего существования в абсолютном бытии - такова покорность завершающих Путь.
Быть с божьими созданиями на стоянке надлежащего обращения означает либо принимать истину, либо соблюдать права, воздерживаясь от возвеличивания или ожиданий.
Под “принятием истины” подразумевается, что всякий раз, когда во время спора или обсуждения вы видите, что ваши оппоненты правы, вы не упорствуете и подчиняетесь. В подобных ситуациях наружно выказывается покорность к живым существам, внутренне - к Истине. Вот почему Фузайль Ийяз говорил: “Покорность это когда ты принижен перед истиной, следуешь ей и принимаешь ее из уст любого человека”. Следующий подтвержденный хадис отсылает именно к этому: “Бог открыл мне, что всем следует быть покорными... и никому из вас не следует притеснять других”. [1]
Под “соблюдением прав” подразумевается, что не следует попирать правоту других и вместо этого следует отдавать ей предпочтение перед своей правотой...
Под “воздержанием от возвеличивания или надежд” подразумевается, что вы не вхожи в круг людей, чей уровень отвечает вашему уровню; наоборот, вы не ожидаете от вашего окружения, что оно будет солидарно с вашей правотой.
Существо покорности состоит в поддержании равновесия между гордостью и приниженностью. Гордость предполагает, что вы переоцениваете себя. Приниженность - что пренебрегаете своей правотой. Сохранение и удерживание равновесия между тем и другим - крайне редкая стадия. Ноги скользят, пытаясь удержаться, - ведь пока в душе сохраняются следы существования и его свойств, душа склонна к гордыне и завышенной самооценке. И потому когда наставник Пути обнаруживает эту болезнь, скрытую в душе, он, берясь за излечение, лечит ее, акцентируя в своих высказываниях о покорности приниженность. Не будь преобладания гордости - душа не нуждалась бы в лечении и ей вполне подошла бы ее стоянка, а наставнику не пришлось бы делать акцент на приниженности.
На начальных этапах проявления силы состояния (хал) некоторые путники свободны от утоленности и насыщения, что ведет к опьяненности; подслушав украдкой, [2] их души выказывают гордыню и самообожание. И оттого они провозглашают: “Я!”, “Я и никто иной!”, “Кто лучше меня?”, “Нет никого, подобного мне”. Наставники акцентировали приниженность, чтобы устранить болезнь и изгнать эту заразу, чтобы тем самым восстановить нарушенное равновесие.
Человеку покорному следует следить за поддержанием этого равновесия и постоянно помнить о нем. Однако в отношениях с другими людьми следует идти навстречу их представлениям о тебе и о самих себе - с тем, чтобы им было комфортно с вами, а вам - с ними. Именно об этом говорил Сухраварди: “Кто обрел сокровище покорности и мудрость, тот так ведет себя с другими, чтобы они сами судили о нем; сам же он судит о других по их критериям. Тот, кто следует этому, обретает покой и утешение, но никто не понимает этого, за исключением арифов”.

МХ 351-353

Ансари пишет:
В Коране говорится: “А рабы Милосердного - те, которые ходят по земле смиренно” (25:63). Покорность для слуги означает принижать себя перед силой Божьей. Она имеет три ступени.
1-я ступень - покорность религии. Она подразумевает, что человек не использует логические доводы, направленные против того, что было передано, не имеет сомнений в истинности религии и не усматривает поводов для противодействия. Но всё это не имеет силы до тех пор, пока слуга не поймет, что его спасение заключается во внутреннем озарении, что постоянство приходит после доверия, и что ясные знамения - выше логических доводов.
2-я ступень - когда ты доволен, имея столько же, сколько и твои братья, те, которыми доволен Господь, имея в них Своих слуг, то есть можно сказать, правоверных; когда ты не отвергаешь правоту своего недруга, и когда принимаешь оправдания того, кто приносит их.
3-я ступень - когда ты принижаешь себя перед Господом и потому отказываешься в служении - от своей точки зрения, в общении - от своих взглядов на то, как должно быть, в свидетельствовании - от пристрастности.

МС 46-47

Тридцать второе поле - покорность. От поля нищеты рождается поле покорности. В Коране говорится: “А рабы Милосердного - те, которые ходят по земле смиренно” (25:63). Покорность являет себя в приниженном стоянии перед Истиной. Она трояка: по отношению к Богу, к Его религии и к Его друзьям.
Покорность в отношении к Его религии трояка: ты не держишься за свое мнение в отношении Его слов, не ищешь иного наставника, помимо Его Пророка, и не отказываешь в правоте своему недругу.
Покорность по отношению к Его друзьям трояка: ты ставишь их достоинства выше своих, уважаешь их больше, чем себя, и отстраняешься от неблагих помышлений о них.
Покорность перед Богом трояка: ты принижен перед Его повелением, никнешь перед Его указаниями и пребываешь в поминании Его.

СМ 361

[1] СМС, Джанна 64. Также СД (Адаб 40) и ИМ (Зухд 16, 23).
[2] Намек на дьяволов, изгоняемых хранителями врат неба и украдкой подслушивающих то, что происходит среди ангелов (Коран 15:18).

суфийские мастера, стоянки суфиев, дух суфизма, ахваль, макам, УСТОИ СУФИЗМА, макамат, sufi practice, путь суфиев, sufi theory, суфийский путь, покорность (араб. тавазу) в суфизме, состояния (ахваль) и стоянки (макамат), опоры суфизма, суфийские трактаты, классики суфизма, дервиши, sufi, дервишизм, СУФИЙСКИЕ АФОРИЗМЫ, sufi masters, стоянки, СУФИЙСКИЕ МАКСИМЫ, Джавад Нурбахш, суфизм, sufi path, javad nurbakhsh, ахвал, суфийские наставники, мудрость суфиев, sufi doctrine, sufism, книги по суфизму, суфийская доктрина, внутренние состояния на суфийском пути

Previous post Next post
Up