Джавад Нурбахш. СУФИЗМ 4. ОТРЕШЕННОСТЬ (араб. ЗУХД). Часть 2.

Apr 26, 2015 23:06

Высказывания суфийских наставников об отрешенности

Шах Ниматулла Вали пишет: “Воздерживающийся отрешенный должен оставить тюремную клетку плотских утех и отвергнуть товары этого мира и эгоистичные наслаждения в большом и малом, собственность и социальный статус, друзей и чужаков - подобно тому, как принудительная смерть [1] освобождает человека от всего.
Реальностью отречения является добровольное отречение от этого мира и мира иного, как сказал явивший руководство и милость [Пророк]: “Этот мир является беззаконным для людей мира иного, мир иной является беззаконным для людей этого мира, и оба они - беззаконны для людей Божьих”

Этот мир и мир иной -
   караван-сараи для обычных людей.
Мы же навесили замки отвращения
   на двери обоих постоялых дворов.

РШ I 186

Рузбихан пишет:
Отрешенность от всего, меньшего-чем-Бог, - вот завет суфиев. Чтобы его соблюсти, необходимо уйти за пределы нафса, страстей, этого мира, мира иного и всего в них, и сделать своей обителью стоянку горестей (бала‘).
Такой человек на коне близости продвигается к миру святости, пока Господь не даст ему узреть то, что недоступно как восприятию логиков, чьи мыслительные абстракции опираются на правдоподобные и непротиворечивые доводы, нуждающиеся в аргументации, так и их абстрактному теоретизированию на тему о старшинстве Вечности. После разрыва с нормами и правилами спекулятивного мышления он достигает близости сияющих вспышек вечности.
После восхода солнца близости он в своем глубинном сознании водворяется в своей первой, животворящей, изначальной природе. В свете своей изначальной природы он свидетельствует свет Свойств и его охватывает любовь к красоте Сущности. Он освобождает шею из удавки времени и от кроя пространства. Аффектации природного мира, такие как отрешенность от чего-либо или увлеченность чем-либо, спадают с него, и ему даруется одеяние избранности и отличия. Он свидетельствует Господа в мире вне мира.
Точно так же Господь повелел возлюбленному Им Мухаммаду закрыть глаза на царство существования, а также описал его глаз как не взирающий на меньшее, чем Он. Вот эти слова Господа: “И пусть твои глаза не отвращаются от них [от тех, кто взывает к Господу утром и вечером, стремясь к Его лику] со стремлением к здешней жизни” (18:28) и “Не уклонилось его зрение” (53:17). Пророк сказал: “Что делать мне с этим миром?” Духовно знающий говорит: “Отрешенность это смотреть поверх всего, что менее, чем Друг”.

МА 22

Ансари пишет:
В Коране говорится: “Остаток у Аллаха - лучше для вас” (11:86). Отрешиться - значит полностью отвлечься от желания вещей. Для обычных людей отрешенность это религиозное рвение, для ученика - необходимость, для избранного - нечто само собой разумеющееся. Она имеет три ступени.
1-я ступень - отречение от сомнительного (при воздержании от беззаконного) - с помощью осмотрительности в отношении предосудительного, невзирания на несовершенное и отвращения от дружбы с безбожниками.
2-я ступень - отречение от излишеств и еды сверх необходимого - посредством использования того времени, когда вы ничем не заняты, для использования текущего момента, утишения возбужденности и украшенности тем, что украшает пророков и праведников.
3-я ступень - отречение от отрешенности посредством трех вещей: не взирать на то, что ты отверг, рассматривать все состояния как равнозначные, и стремиться сквозь все обретения к усматриваемой за ними долине реальностей.

МС 23-24

Тринадцатое поле - отрешенность. От поля бдительности рождается отрешенность. В Коране говорится: “Остаток у Аллаха - лучше для вас” (11:86).
Отрешенность трояка: от этого мира, от людей, от самого себя. Каждый, кто не завидует удачливости своих недругов в этом мире, отрешился от этого мира. Каждый, кто не лицемерит перед Господом, почтительно относясь к людям, - отрешился от людей. Каждый, кто не взирает на себя глазами одобрения, отрешился от себя.
Есть три приметы отрешенности от этого мира: помнить о смерти, быть довольным своим куском хлеба и общаться с дервишами.
Есть три признака отрешенности от сотворенных существ: видеть превосходство Божьего установления, достодолжность судьбы и ущербность сотворенных существ.
Есть три приметы отрешенности от себя: распознавать коварство дьявола, моральную неустойчивость своего “я”, и тьму низведения мало-помалу. [2]

СМ 295-296

[1] “Принудительная смерть” - то есть естественная смерть тела - в отличие от “добровольной смерти” нафса, которую избирает суфий.
[2] Намек на коранический стих (7:182): “А тех, которые опровергают Наши знамения, Мы одного за другим (истидраджун) низвергнем [в ад] так, что они и не заметят” (пер. Османова).

суфийские мастера, стоянки суфиев, дух суфизма, ахваль, макам, УСТОИ СУФИЗМА, макамат, отрешенность (араб. зухд) в суфизме, sufi practice, путь суфиев, sufi theory, суфийский путь, состояния (ахваль) и стоянки (макамат), опоры суфизма, суфийские трактаты, классики суфизма, дервиши, sufi, дервишизм, СУФИЙСКИЕ АФОРИЗМЫ, sufi masters, стоянки, СУФИЙСКИЕ МАКСИМЫ, Джавад Нурбахш, суфизм, sufi path, javad nurbakhsh, ахвал, суфийские наставники, мудрость суфиев, sufi doctrine, sufism, книги по суфизму, суфийская доктрина, внутренние состояния на суфийском пути

Previous post Next post
Up