Джавад Нурбахш. СУФИЗМ 3. ПЕРЕМЕНЧИВОСТЬ (араб. ТАЛВИН)

Apr 26, 2015 22:22

Переменчивость (талвин)

Тысячью дорог Ты явил Себя,
Чтобы я смог увидеть Тебя тысячью глаз.

Магриби

Талвин (“переменчивость”) обозначает “окраска”, а в персидском языке это слово имеет значение “изменчивость” или “непрестанная смена”.
В суфийской терминологии талвин обозначает смену состояний и стоянок, происходящую до тех пор, пока суфий не достигнет стоянки совершенства. Надо сказать, что эта переменчивость является характерной чертой порицающего “я” (нафс-и лаввама), предшествующего этапу успокоенного “я” (нафс-и мотма’инна).

Наставники Пути о переменчивости

1. Переменчивость это стадия непрестанных поисков и исканий странника как череда состояний. По большей части полагают, что переменчивость это несовершенная стадия; с нашей точки зрения это одна из наиболее совершенных стоянок, на которой путник переживает состояние согласно словам Господа: “В каждый момент Он в состоянии (Славы)” (55:29). [1]

ТДж, с. 45

2. Переменчивость представляет собой изменяющуюся окраску или непрерывное изменение сердца при прохождении состояний или стадий. Ее истинная природа заключается в нестабильности внутреннего сознания из-за неустойчивости излияний (в сердце) во время появления чудесного свойства богоявленности как последствия видений.

ШШ, с. 620

3. Когда Джа’фара Хулди спросили о переменчивости дервишей, он сказал, что “она для тех, кто стремится продвинуться, поскольку те, кто не испытывает перемен, не продвигается”.

ТА, с. 753

Переменчивость согласно Кашани

Переменчивость это непрестанное сокрытие и раскрытие свойств более высокого состояния в более низком. Верхняя граница переменчивости на стадии явления всех божественных имён в состоянии истинного существования после исчезновения является высочайшей из стоянок с точки зрения Ибн ‘Араби, который полагал, что переменчивость это рассеянность после сосредоточенности. В этом рассеивании множественность рассеивания не скрывает Единство собранности. Это стоянка Единства Рассеивания в Собранности; она раскрывает истинный смысл коранического высказывания “Он каждый миг в состоянии (Славы)” (55:29). Без сомнения, это наиболее совершенная из стоянок. Ибн ‘Араби и его последователи рассматривают эту стадию как высший предел устойчивости.
Переменчивость самого низкого уровня появляется в начале рассеивания после собранности. Находящийся в этом состоянии скрыт благодаря появлению эффектов множественности из Единства.

ИС, с. 157

Переменчивость согласно Рузбихану

Шейх Рузбихан говорит, что тот, кто в своем духовном странствии переживает озарения Свойствами, продвигаясь от лицезрения одного Свойства к другому при прохождении стоянки обретения Божественных свойств, находится в состоянии переменчивости, переходя от одной стоянки к другой и из одного состояния в другое. Аналогично этому любой, кто то занавешен от свойств человеческой природы, то вновь открывается им, кто взвинчен в состоянии трезвости и спокоен, будучи опьяненным, переживает переменчивость. Тот, чья переменчивость исходит от силы излияний от Бога, безупречен - как в случае с Моисеем, который при всем своем величии лишился чувств, в то время как гора разрушилась. Вначале и Мухаммад был встревожен и смущен откровениями. Но достигнув точки устойчивости, он успокоился.
Говорили, что приметой Истины является избегание переменчивости. Как сказал Васити: “Любой, кому присущи божественные качества, не подвержен переменчивости”; под переменчивостью он понимает переменчивость излияний и состояний. Ариф (Халладж) говорит: “Дело в том, что стоянка переменчивости заключает в себе изменение состояния у того, кто испытывает его - из-за силы излияний и неспособности человека выносить накал их жара”.

МА, с. 147

Переменчивость согласно Абу Наср Сарраджу Туси

Переменчивость подразумевает изменение путника в состояниях, которые он испытывает. Одна школа предполагает, что такие изменения - знак Истины, поскольку они являются проявлением силы Сильного, и в результате этих изменений обретается гайрат. [2]
Переменчивость подразумевает смену. Все, кто описывает переменчивость как смену свойств и состояний, утверждают, что характерная черта Истины - уход за эти пределы. Однако те, кто в своих свидетельствах ссылается на переменчивость сердца и внутреннего сознания, почтительности, благоговейного ужаса и далее исключительно по отношению к Всемогущему Господу, утверждают, что отличительной чертой Истины является переменчивость, поскольку человек постоянно возвышается благодаря переменчивости излияний в глубинном сознании, продвигаясь к Богу.

ЛТ, с. 366

[1] Перевод по англ. оригиналу. У Крачковского: “Каждый день Он за делом” (прим. рус. пер.).
[2] Гайрат (“ревность”) - это неустанная нацеленность сердца любящего на то, чтобы уберечь Любимую от привязанности к кому-либо еще и предохранить себя от привязанности к чему-либо иному, помимо Возлюбленной.

суфийские мастера, стоянки суфиев, дух суфизма, ибн Араби, ахваль, макам, УСТОИ СУФИЗМА, макамат, успокоенное Я, sufi practice, путь суфиев, sufi theory, суфийский путь, порицающее Я, Абу Наср Саррадж Туси, состояния (ахваль) и стоянки (макамат), Кашани, опоры суфизма, Халладж, суфийские трактаты, классики суфизма, дервиши, sufi, "Я" (араб. нафс), самость, дервишизм, СУФИЙСКИЕ АФОРИЗМЫ, sufi masters, стоянки, СУФИЙСКИЕ МАКСИМЫ, Магриби, суфизм, Эго, sufi path, ахвал, javad nurbakhsh, суфийские наставники, Джафар Хулди, Васити, джавад нурбахш, мудрость суфиев, sufi doctrine, sufism, нафс, книги по суфизму, Рузбихан, суфийская доктрина, внутренние состояния на суфийском пути

Previous post Next post
Up