Переменчивость (талвин)
Тысячью дорог Ты явил Себя,
Чтобы я смог увидеть Тебя тысячью глаз.
Магриби
Талвин (“переменчивость”) обозначает “окраска”, а в персидском языке это слово имеет значение “изменчивость” или “непрестанная смена”.
В суфийской терминологии талвин обозначает смену состояний и стоянок, происходящую до тех пор, пока суфий не достигнет стоянки совершенства. Надо сказать, что эта переменчивость является характерной чертой порицающего “я” (нафс-и лаввама), предшествующего этапу успокоенного “я” (нафс-и мотма’инна).
Наставники Пути о переменчивости
1. Переменчивость это стадия непрестанных поисков и исканий странника как череда состояний. По большей части полагают, что переменчивость это несовершенная стадия; с нашей точки зрения это одна из наиболее совершенных стоянок, на которой путник переживает состояние согласно словам Господа: “В каждый момент Он в состоянии (Славы)” (55:29).
[1] ТДж, с. 45
2. Переменчивость представляет собой изменяющуюся окраску или непрерывное изменение сердца при прохождении состояний или стадий. Ее истинная природа заключается в нестабильности внутреннего сознания из-за неустойчивости излияний (в сердце) во время появления чудесного свойства богоявленности как последствия видений.
ШШ, с. 620
3. Когда Джа’фара Хулди спросили о переменчивости дервишей, он сказал, что “она для тех, кто стремится продвинуться, поскольку те, кто не испытывает перемен, не продвигается”.
ТА, с. 753
Переменчивость согласно Кашани
Переменчивость это непрестанное сокрытие и раскрытие свойств более высокого состояния в более низком. Верхняя граница переменчивости на стадии явления всех божественных имён в состоянии истинного существования после исчезновения является высочайшей из стоянок с точки зрения Ибн ‘Араби, который полагал, что переменчивость это рассеянность после сосредоточенности. В этом рассеивании множественность рассеивания не скрывает Единство собранности. Это стоянка Единства Рассеивания в Собранности; она раскрывает истинный смысл коранического высказывания “Он каждый миг в состоянии (Славы)” (55:29). Без сомнения, это наиболее совершенная из стоянок. Ибн ‘Араби и его последователи рассматривают эту стадию как высший предел устойчивости.
Переменчивость самого низкого уровня появляется в начале рассеивания после собранности. Находящийся в этом состоянии скрыт благодаря появлению эффектов множественности из Единства.
ИС, с. 157
Переменчивость согласно Рузбихану
Шейх Рузбихан говорит, что тот, кто в своем духовном странствии переживает озарения Свойствами, продвигаясь от лицезрения одного Свойства к другому при прохождении стоянки обретения Божественных свойств, находится в состоянии переменчивости, переходя от одной стоянки к другой и из одного состояния в другое. Аналогично этому любой, кто то занавешен от свойств человеческой природы, то вновь открывается им, кто взвинчен в состоянии трезвости и спокоен, будучи опьяненным, переживает переменчивость. Тот, чья переменчивость исходит от силы излияний от Бога, безупречен - как в случае с Моисеем, который при всем своем величии лишился чувств, в то время как гора разрушилась. Вначале и Мухаммад был встревожен и смущен откровениями. Но достигнув точки устойчивости, он успокоился.
Говорили, что приметой Истины является избегание переменчивости. Как сказал Васити: “Любой, кому присущи божественные качества, не подвержен переменчивости”; под переменчивостью он понимает переменчивость излияний и состояний. Ариф (Халладж) говорит: “Дело в том, что стоянка переменчивости заключает в себе изменение состояния у того, кто испытывает его - из-за силы излияний и неспособности человека выносить накал их жара”.
МА, с. 147
Переменчивость согласно Абу Наср Сарраджу Туси
Переменчивость подразумевает изменение путника в состояниях, которые он испытывает. Одна школа предполагает, что такие изменения - знак Истины, поскольку они являются проявлением силы Сильного, и в результате этих изменений обретается гайрат.
[2]Переменчивость подразумевает смену. Все, кто описывает переменчивость как смену свойств и состояний, утверждают, что характерная черта Истины - уход за эти пределы. Однако те, кто в своих свидетельствах ссылается на переменчивость сердца и внутреннего сознания, почтительности, благоговейного ужаса и далее исключительно по отношению к Всемогущему Господу, утверждают, что отличительной чертой Истины является переменчивость, поскольку человек постоянно возвышается благодаря переменчивости излияний в глубинном сознании, продвигаясь к Богу.
ЛТ, с. 366
[1] Перевод по англ. оригиналу. У Крачковского: “Каждый день Он за делом” (прим. рус. пер.).
[2] Гайрат (“ревность”) - это неустанная нацеленность сердца любящего на то, чтобы уберечь Любимую от привязанности к кому-либо еще и предохранить себя от привязанности к чему-либо иному, помимо Возлюбленной.