Близость согласно Ансври, мастеру из Герата
Девяносто пятое поле - поле близости, оно следует за полем радости.
“А когда спрашивают тебя рабы Мои обо Мне, то ведь Я - близок” (2:186).
Близость это успокоение и умиротворенность от пребывания с Возлюбленной. Есть три рода тех, кто переживает ее:
- искренний ученик, который слышит обещание;
- ариф, обнаруживающий знак;
- влюбленный, взирающий на Возлюбленную.
В искреннем ученике, который слышит обещание, проявляются три приметы:
- сладость служения;
- доброта по отношению ко всем живым существам;
- искреннее призывание людей к Богу.
Три черты проявляются в арифе, который обнаруживает знак:
- близость уединенной беседы с Богом;
- сладость размышлений;
- пресыщенность жизнью.
Три черты проявляются в любящем, взирающем на Возлюбленную:
- свобода;
- радость;
- неотдохновенность.
Близость можно определить как умиротворенность от сближения, которое имеет три степени:
I. Близость с представлениями (шаввхид) Бога, когда поминание Бога становится приятным для путника; когда он получает духовную поддержку благодаря сэмв; и когда он осознаёт намеки от Бога;
II. Близость через свет Божественного раскрытия, которая выше предшествующей ступени, где лишь малая доля натиска смятенности достигает его, слегка задевая волной исчезновения; у одних эта близость сокрушает ум (так что они кажутся безумцами), других лишает самообладания, освобождая тех и других от уз теоретического знания. Именно об этом молился Пророк: “Я взываю к Тебе, жаждая встречи с Тобой без причинения боли и бед, сбивающих с пути”.
III. Близость, при которой человек, отсутствуя по отношению к самому себе, видит, что Бог присутствует. Это невозможно ни описать, ни поставить этому пределы, ни постичь внутреннюю глубину.
МС, с. 116-118
Близость это водворение огней Божественного Величия, упрочняющих любящего на поприще Любви. Это удаление раны разлученности обретением утишения боли, которая поощряет друга Другом. Знак близости состоит в отдаленности от творения, сопровождаемой бегством от своего “я”, что приводит к избеганию всех свойств творения и поискам убежища в тени Божественной защиты. Реальности близости глубоки. Здесь человека страшит защита. Ее измерения - за пределами разума и воображения. Дервишу надлежит принимать всё, что посылает Господь, и отказываться от своего “я” - чтобы достигнуть Свойств Самодостаточности и Сущности Единства. Это и является близостью. Такой должна быть наиболее достойная дружба.
Твоим локонам нет иного места - кроме Твоего Лика.
В этом мире нет близких Тебе - кроме Тебя.
РА(Д), с. 122
Близость согласно Рузбихану
Всякий раз, когда путник пробует вкус добротолюбия, свидетельствуя видение Бога, он становится близок с Богом и отрешается от всех иных привязанностей и чувств, радуясь пребыванию в Боге, ища умиротворенности в благодати Божественных атрибутов и благословенности Божественных актов, обретая кротость в процессе служения, умягчая свое сердце Красотой Бога. И потому груз искушения минует его, его глубинное сознание (сирр) обретает свойство Милостивого, его дух - ангелическую тонкость, его сердце - духовную возвышенность, а его форма становится неземной, в то время как он достигает близости со всеми добродетелями и учится страшиться всего противного этому.
Ариф (Халлвдж) заметил: “Близость с Богом согревает сердце утешением в Красоте Господа”.
МА, с. 159
Близость согласно Ибн Даббаку
Близость это радость сердца от лицезрения Друга без мыслей о сопернике, о прошлом и будущем. Это состояние вызывает в любящем расширение, утешение в чистоте жизни и в чистоте своего момента (вакт), когда животворящая духовная радость, обретенная им, привносит ощущение того, что весь мир соучаствует в чистоте его момента и разделяет его радость. В этом положении он ощущает, как прорастает зерно, как цветы раскрывают свои улыбающиеся губки, как тюльпан покрывается румянцем, как клонятся деревья, как мягок порыв ветерка - и чувствует захватывающее дух великолепие прекрасного лика”.
МК, с. 70
Близость согласно Шаху Ниматулле
Близость, с точки зрения большинства суфиев, проистекает от явления Красоты Бога, хотя некоторые утверждают, что она происходит от явления Божьего Могущества. По нашему мнению, справедливо последнее. Близость это расширение, которое Бог дает преданному; это расширение имеет место за завесой или во время снятия завесы. Наслаждающийся им обладает признаками, связанными с всеобъемлющим именем Бога. Если в этом состоянии преданный вообразит, что он близок с этим именем, то обнаружит, что он оставлен без этой близости, когда состояние исчезает из-за того, что его близость была лишь с этим состоянием, а не с именем. Если бы он был близок к всеобъемлющему имени, близость больше не исчезла бы, вне зависимости от того, в каком он состоянии.
Любой, кто близок к всеобъемлющему имени,
уже никогда не будет отрешен от него,
в любом состоянии.
Ариф, достигший конца пути, утверждает, что близость посредством всеобъемлющего имени невозможна, скорее, она должна приходить благодаря полученному имени, поскольку всеобъемлющее имя охватывает все божественные реальности, а ни один человек не способен стать выразителем всех божественных реальностей.
У Бога нет нужды в тебе или во мне.
Как может тот, кто един, быть двумя?
“У Бога нет надобности в мирах” (3:97)
[5].
Каждая личность в мире манифестирует особое Божественное имя, и настоящая близость существует благодаря этому соответствию. Поэтому каждый, кто верит в это соответствие, верит в этот род близости и ни в какой другой; те же, кто не верит в это соответствие, не верят в эту близость. Теперь, если дервиш наслаждается близостью в уединении и открывает, что она пропадает при выходе из уединения, то это была просто близость с одним уединением.
Близость с Божественными Действиями это уровень обычных людей; близость с Атрибутами - уровень избранных; и близость с Сущностью - уровень избранных среди избранных.
РШ II, с. 257
Близость согласно Таханави
“Близость значит обретение умиротворенности в чем-либо. Для суфиев это близость с Богом. Это благородное состояние является духовным наслаждением совершенством Красоты. Говорили, что близость “это то, что делает тебя близким с поминанием (зикр) и укрывает тебя от чужих взглядов”.
И близость, и священный ужас (хаибат) бывают двух видов.
1-й проявляется перед исчезновением, через созерцание свойств Величия и Красоты. Это стадия колебаний (талвин).
2-й проявляется после исчезновения, на стадии устойчивости (тамкин) и истинного существования (бакв’) через созерцание Сущности; это называется близостью и священным ужасом перед Сущностью. Это благородное состояние, которое приходит к путнику после очищения его внутреннего бытия”.
КФ, с. 74
Общая близость (му’анасат)
Это ускользание от всех вещей в непрестанном искании Бога.
КФ, с. 75
“Стать близким с” (та’нис)
Это богоявленность через физический план, которая дарует новопосвященному ученику близость посредством искупления (тазкийя) и очищения (тасфийя). Она известна как “теофания Действий” благодаря тому, что является в физических формах.
ИС, с. 155