Отклики еврейской печати по свежим следам октябрьского переворота показывают, что отношение к большевикам и к захвату ими власти было в сущности глубоко отрицательным во всех еврейских группировках.
Сионистская газета "Тогблат" писала: "В марте месяце революция была народной в полном смысле слова. Теперь она представляет собой только солдатский заговор". Бундовская "Арбейтер Штиме" писала: "Большевистский переворот есть безумие. Безумие думать, что незначительная часть демократии может навязать свою волю всей стране".
"Фолькоблат", орган Еврейского Демократического Объединения, подчеркивал, что "большевистская затея не имеет под собой никакой нравственной основы".
Деятели Еврейской Народной Группы полностью разделяли эти настроения.
В "Еврейской Неделе" мы читаем: "Висевшая на краю пропасти Россия свалилась в бездну. Анархия проникла в центр. Правительство исчезло. Единого государственного механизма нет... Огромная страна распалась на куски, которые валяются на земле в пыли и мусоре пронесшегося над ней большевистского урагана. Отчаяние охватывает душу... Сомнения наполняют сердца... Разрушительная стихия оказалась сильнее созидательных устремлений новой России".
В другой статье того же журнала (от 19 ноября 1917 г.) мы читаем: "Господство большевиков недолговечно, но и за короткий срок они могут довести страну до конечной гибели... Русское еврейство, как наиболее развитая часть населения, не может не сознавать огромной опасности большевистского хозяйничания... Мы обязаны принять самое деятельное, самое энергичное участие в борьбе за спасение России от большевистской напасти".
Нет оснований замалчивать тот факт, что в октябрьском перевороте приняла активное участие группа евреев большевиков, примкнувших к Ленину и что они, в качестве
его ближайших сотрудников, сыграли печальную роль в
уничтожении зачатков демократической государственности,
заложенных в февральскую революцию при Временном
Правительстве, и в установлении, на смену ей, коммунистической диктатуры. Троцкий, Зиновьев, Каменев, Свердлов,
Урицкий, Володарский и др. связали свои имена с разгоном
Учредительного Собрания и с террористическим режимом
первых лет советской власти.
Из истории еврейства этих
страшных лет нельзя вычеркнуть их имена, как нельзя не
упомянуть о деятельности многочисленных евреев-большевиков, работавших на местах в качестве второстепенных
агентов диктатуры и причинивших неисчислимые несчастья
населению страны, в том числе и еврейскому населению.
Следует, однако, констатировать, что все эти лица еврейского происхождения не имели ничего общего с еврейской общественностью, отрицали существование еврейства,
как нации, и всячески отрекались от своей принадлежности
к еврейству
https://vtoraya-literatura.com/pdf/kniga_o_russkom_evrejstve_1968_text.pdf стр.16
там, где хозяйничала Москва, для еврейских группировок, особенно несоциалистического сектора, уже совершенно не оставалось места. Да и еврейские
социалисты, находившиеся в оппозиции к режиму, были
исключены из ВЦИК Советов и подвергались репрессиям.
Был июнь 1918 года. Украина и Белоруссия, в результате Брест-Литовского мира, были почти целиком оккупированы немцами и отрезаны от Советской России.
30 июня 1918 г. в Москве открылся, - впервые в истории русского еврейства, - Всероссийский Съезд
еврейских общин. На съезде были представлены 39 еврейских
общин из пунктов, находящихся на советской территории.
Из оккупированных мест прибыли только два случайных делегата - оба из Минска.
Идишисты не хотели слушать речей на иврит, а сионисты протестовали против речей на идиш.
летом 1919 г.
Еврейский Комиссариат издал декрет о закрытии всех общин на местах и ликвидации вновь созданного Общинного центра.
В 1910 году автор настоящей статьи(Шехтман Иосеф (Иосеф Бер; Joseph B. Schechtman; 1891, Одесса, - 1970, Нью-Йорк), деятель сионистского движения, публицист), который, под влиянием В. Жаботинского, овладел украинским языком и установил связь с украинскими студентами Новороссийского университета
мы имеем возможность составить список наиболее видных участников т. н. еврейской работы, ликвидированных Сталиным к 1938 году. На первом месте нужно
поставить еврейского комиссара
Диманштейна, который в
течение 20 лет был оком партии в еврейской среде. За ним
следует упомянуть бывшего сиониста-социалиста
М. Литвакова, который в течение 16 лет был бессменным редактором газеты "Эмес". Жертвами чистки стали, далее, бывшие
деятели Бунда - Эстер Фрумкина, А. Вайнштейн и М. Рафес (которые возглавляли работу Евсекции), Либерберг,
Катель, Хавкин, Геллер, Яков Левин (строители биробиджанского проекта); историки, писатели, журналисты, литературоведы и еврейские политики, как Чемеринский, Агурский, Сосис, Киржнец, Мережин, Кульбак, Эрик, Цви Фридлянд, Левитан, Борнштейн, Юдельсон,
Волобринский,
Добин и многие другие. К этому синодику нужно прибавить
имя беспартийного, широко известного историка и литературного критика
С. Цинберга, который исчез в дебрях Ч.К.
в 1938 году, но незадолго до своей гибели сумел выслать
за границу свой 10-титомный труд по истории еврейской
литературы.
Одновременно с этим были закрыты все еврейские коммунистические газеты, в том числе "Эмес" (Москва), "Октябрь" (Минск), "Штерн" (Харьков); конфискованы и изъяты из библиотек труды на еврейском языке, посвященные
главным образом истории еврейского рабочего движения,
(мы насчитали не менее 25 названий таких исчезнувших из
оборота книг) и закрыты еврейские научные институты
при Академиях Наук в Киеве и Минске. Были закрыты также "Комзет" и "Озет" - органы, занимавшиеся еврейским
землеустройством ранее в Крыму и затем в Биробиджане.
Для полноты картины общественного и культурного разгрома еврейства следует также отметить, что к этому времени была запрещена деятельность американского Агроджойнта и Союза ОРТ, а их видные представители
Гроер,
агроном
Любарский, Я. Цигельницкий и др. были арестованы и затем ликвидированы.