(no subject)

Dec 07, 2020 12:52

Платон был не что иное, как Моисей, говоривший на греческом языке.
Авраам Меламед рассматривает воплощения мифа о еврейском происхождении всей мудрости за более чем две тысячи лет написания

Гатит Хольцман
Опубликовано 21.01.11 на сайте Haaretz


Аптеки и повара, Миф об источнике мудрости, Авраам Меламед, издательство Haifa University Press и издательство YL Magnes Book Publishing, Еврейский университет, 2010, 535 страниц

Верно ли, что источник всей мудрости, то есть совокупности человеческих знаний в ее различных областях - науке и философии, искусстве и ремесле, - берет свое начало в иудаизме, а точнее - в Торе Моисея? Профессор Авраам учит в своей новой книге этой концепции, которая знакома всем любителям еврейской мысли, ее исследователям и ученым. Ученые, комментаторы, философы, каббалисты и бесчисленные мыслители по-разному выражали эту идею, и тем не менее до публикации книги Меламеда различные проявления мифа не рассматривались, а его различные стороны не рассматривались на протяжении всей истории.

Книга разделена на четыре основных раздела, в которых прослеживаются воплощения мифа о происхождении мудрости в античности, средневековье, эпохе Возрождения и Новой Эре. Он имеет дело с источниками, написанными с четвертого века до нашей эры до начала 21 века, таким образом, охватывая более двух тысяч лет мысли и письма. Автор описывает, как миф выражается в еврейской культуре, эллинистической культуре, христианстве и исламе. Кстати, выявляется сложная система принадлежности разных культур и религий.

Кому впервые пришла в голову эта странная и чудесная идея? До сих пор было широко распространено мнение, что миф берет свое начало в еврейской традиции и предназначен для увеличения имени иудаизма, утверждая, что не может быть никакого поля мнений людей, которое не было бы скрыто в Торе Израиля. Но повторно учит, что источник чудесного мифа вовсе не еврей, и что «первые проявления мифа о мудрости евреев появляются в языческой эллинистической культуре примерно в 300 году до нашей эры» (стр. 3). Культуры древнего Ближнего Востока интриговали и очаровывали народ Греции, тем самым создавая «благодатную почву для поглощения, развития и распространения идеи первенства и философского превосходства евреев» (стр. 5).

Спустя годы этот миф создавали евреи всех поколений. В основе этого процесса лежали две основные силы. Единственной силой была невинная вера в то, что истоки каждой великой идеи должны быть в иудаизме, древней и вечной монотеистической религии. Другой силой было понимание того, что этот миф может служить изощренным средством узаконивания исследований в современных областях науки, поскольку они имеют еврейское происхождение.

В книге собрано множество примеров этого многогранного процесса и описана реакция различных еврейских мудрецов на знакомство с новыми областями знаний, такими как философия, математика, астрономия, география и история. Книга указывает на повторяющийся процесс в еврейской истории. После того, как одна из этих областей привлекла внимание мудреца, было решено «обратить» его в ретроспективе и заявить, что это происходит из Торы Моисея. Одним из распространенных механизмов «обращения» различных наук было распространение историй, объясняющих, что великие философы и ученые разных народов мира черпали свою мудрость и новаторские идеи у своих древних еврейских учителей. Легенда настолько распространена, что Платон узнал свои учения от Моисея или Иеремии, а также ходили слухи, что Аристотель был евреем по рождению или обратился в конце своей жизни.

Источник традиции, которую Платон узнал от пророка Иеремии в трудах Августина. Он сам отверг эту традицию, потому что она не выдержала испытания исторической критикой, но полагал, что Платон действительно изучал Тору Моисея во время своего визита в Египет с помощью неизвестных еврейских мудрецов. Эта традиция была передана из христианских источников еврейским мыслителям средневековья, таким как Шем Тов ибн Фалкира, Натаниэль бен Нехемия ибн Каспи и Шломо бен Иегуда из Лунела
שם טוב אבן פלקירא,Шем Тов ибн Фалкира
נתנאל בן נחמיה אבן כספי,Натаниэль бен Нехемия ибн Каспи
ושלמה בן יהודה מלוניל, Шломо бен Иегуда из Лунела
а от них передали ученые, работавшие в ранний современный период. Эта легенда занимала особое место в мысли Иегуды Абарбанеля, который в первой половине 16 века в своей книге «Беседы о любви» писал: «Платон, который учился из уст наших старейшин в Египте, его видение было более глубоким».

В средние века, когда в куполе доминировала аристотелевская философия, распространялись истории о влиянии иудаизма на Аристотеля. Первым создателем мифа был Клеарх из Soli с Кипра, действовавший в четвертом и третьем веках до нашей эры. Эллинистические и римские ученые снова процитировали его слова, сохранив их для будущих поколений. Еврейский ученый раввин Авраам Фарисоль, работавший в Италии в конце 15 - начале 16 веков, цитирует в своих трудах две версии мифа. Согласно умеренной версии, Аристотель узнал свое учение от мудрецов Израиля, тогда как согласно радикальной версии Аристотель был евреем по рождению и рождению: Наряду с фигурами Платона и Аристотеля, которые описываются как воспринявшие основные положения своих идей из древнего учения Израиля, упоминаются и другие фигуры, включая Сократа, Пифагора, Зороастра и Птолемея - как верных учеников Торы Моисея.

Одновременно с превращением древних философов в явных поклонников Сиона мудрецы Израиля изображаются как великие ученые и философы. Например, наш отец Авраам описывается как отец астрономии, а в книге «Знаки героев» (1612 г.) он даже коронован как отец доктрины войны, как это было известно в эпоху Возрождения. Наиболее заметной фигурой в этом контексте является царь Соломон, мудрейший из всех людей, которого представляли как «тотальный мудрец» - homo universalis - идеальную фигуру эпохи Возрождения, образованного человека, сведущего во всех премудростях и искусствах. После этого мудрецы Израиля определили основные еврейские истоки других областей знания, таких как музыка и риторика, сельское хозяйство и архитектура, география и астрономия.

В книгу вошло много интересных идей, источников и рассказов. Исходящий из него коллективный голос иудаизма якобы перефразирует древнюю латинскую пословицу: «Мы евреи, и ничто человеческое нам не чуждо». То есть евреи всех эпох, взглядов и мнений искали множество творческих способов включить в свой мир нововведения науки, философии, культуры и искусства. В реальности, где каждый человек является членом определенной традиции, было трудно свободно принимать идеи, выросшие на чужой земле. Но мудрецы иудейской религии не могли оставаться равнодушными к плодам человеческого духа, растущим в языческом, христианском и мусульманском мирах, и отказывались верить, что их религия наложила на них ограничение в четыре амота галахи.

Во введении к трактату Авот в Мишне Маймонид сформулировал девиз: «Слушайте правду от того, кто ее сказал». Ранний иудаизм, несмотря на то, что он зародился в отделении Бога от Авраама от его страны, родины и патриархального дома, продолжал находиться в интенсивном и вдохновляющем контакте с окружающей культурой. Их народ к проблемам, которые по-прежнему были для них подходящими. Вот что было сказано в этом контексте словами Хазала: Элайджа бен Амозаг, итальянский мудрец XIX века, пояснил: «Нет сомнений в том, что он не сидел в платине фараона, не узнав всего, чего заслуживает великий сын».

В книге «Аптеки и повара - миф об источнике мудрости» описывается, как греки и римляне, язычники, евреи и христиане разделяли мнение о том, что в глубинах истории лежит древняя мудрость, и только культура, наученная основывать свое существование на таком же прочном основании, будет процветать.
Раввин Элиягу бен Моше Абба Делмадиго, действовавший в Италии во второй половине 15 века, заявил, что политическая и социальная деградация неизбежно приводит к истощению человеческого духа. Он имел в виду не только иудаизм, но и был обеспокоен забвением греческой и римской культуры из-за падения этих древних империй. Будучи близок к итальянским гуманистическим кругам во Флоренции, он работал с ними плечом к плечу, пытаясь воссоздать утерянные классические источники. Связь между политической слабостью и духовным упадком мускулистая и существующая, и также кажется, что духовная сила, основанная на культурной открытости, является важным ключом к установлению устойчивой безопасности и социальной справедливости.

===============================

Пифагор Самосский (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος, лат. Pythagoras; около 570-490 годов до н. э.) - древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.

Сокра́т (др.-греч. Σωκράτης; 470/469 г. до н. э., Афины - 399 г. до н. э., там же) - древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии - от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека и к собственно философской теории. Его деятельность открыла новое русло в развитии античной философии.

Плато́н (др.-греч. Πλάτων, между 429 и 427 до н. э., Афины - 347 до н. э., там же) - древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.
Платон - первый философ, чьи сочинения сохранились не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью

Йирмея́ху, «Господь возвеличит»; ок. 655 г. до н. э., Анатот, Иудея - после 586 г. до н. э., Египет)

Иешаяху родился в Иерусалиме около 765 года до н. э
Йирмея́ху и
Йехезкэль Пророчествовать начал в возрасте тридцати лет, находясь в вавилонском пленении (в июле 592 года до н. э.

image Click to view

книги, вхожу в наследство

Previous post Next post
Up