Платон был не что иное, как Моисей, говоривший на греческом языке.Авраам Меламед рассматривает воплощения мифа о еврейском происхождении всей мудрости за более чем две тысячи лет написания
Гатит Хольцман
Опубликовано 21.01.11 на сайте Haaretz Аптеки и повара, Миф об источнике мудрости, Авраам Меламед, издательство Haifa University Press и издательство YL Magnes Book Publishing, Еврейский университет, 2010, 535 страниц
Верно ли, что источник всей мудрости, то есть совокупности человеческих знаний в ее различных областях - науке и философии, искусстве и ремесле, - берет свое начало в иудаизме, а точнее - в Торе Моисея? Профессор Авраам учит в своей новой книге этой концепции, которая знакома всем любителям еврейской мысли, ее исследователям и ученым. Ученые, комментаторы, философы, каббалисты и бесчисленные мыслители по-разному выражали эту идею, и тем не менее до публикации книги Меламеда различные проявления мифа не рассматривались, а его различные стороны не рассматривались на протяжении всей истории.
Книга разделена на четыре основных раздела, в которых прослеживаются воплощения мифа о происхождении мудрости в античности, средневековье, эпохе Возрождения и Новой Эре. Он имеет дело с источниками, написанными с четвертого века до нашей эры до начала 21 века, таким образом, охватывая более двух тысяч лет мысли и письма. Автор описывает, как миф выражается в еврейской культуре, эллинистической культуре, христианстве и исламе. Кстати, выявляется сложная система принадлежности разных культур и религий.
Кому впервые пришла в голову эта странная и чудесная идея? До сих пор было широко распространено мнение, что миф берет свое начало в еврейской традиции и предназначен для увеличения имени иудаизма, утверждая, что не может быть никакого поля мнений людей, которое не было бы скрыто в Торе Израиля. Но повторно учит, что источник чудесного мифа вовсе не еврей, и что «первые проявления мифа о мудрости евреев появляются в языческой эллинистической культуре примерно в 300 году до нашей эры» (стр. 3). Культуры древнего Ближнего Востока интриговали и очаровывали народ Греции, тем самым создавая «благодатную почву для поглощения, развития и распространения идеи первенства и философского превосходства евреев» (стр. 5).
Спустя годы этот миф создавали евреи всех поколений. В основе этого процесса лежали две основные силы. Единственной силой была невинная вера в то, что истоки каждой великой идеи должны быть в иудаизме, древней и вечной монотеистической религии. Другой силой было понимание того, что этот миф может служить изощренным средством узаконивания исследований в современных областях науки, поскольку они имеют еврейское происхождение.
В книге собрано множество примеров этого многогранного процесса и описана реакция различных еврейских мудрецов на знакомство с новыми областями знаний, такими как философия, математика, астрономия, география и история. Книга указывает на повторяющийся процесс в еврейской истории. После того, как одна из этих областей привлекла внимание мудреца, было решено «обратить» его в ретроспективе и заявить, что это происходит из Торы Моисея. Одним из распространенных механизмов «обращения» различных наук было распространение историй, объясняющих, что великие философы и ученые разных народов мира черпали свою мудрость и новаторские идеи у своих древних еврейских учителей. Легенда настолько распространена, что Платон узнал свои учения от Моисея или Иеремии, а также ходили слухи, что Аристотель был евреем по рождению или обратился в конце своей жизни.
Источник традиции, которую Платон узнал от пророка Иеремии в трудах Августина. Он сам отверг эту традицию, потому что она не выдержала испытания исторической критикой, но полагал, что Платон действительно изучал Тору Моисея во время своего визита в Египет с помощью неизвестных еврейских мудрецов. Эта традиция была передана из христианских источников еврейским мыслителям средневековья, таким как
Шем Тов ибн Фалкира,
Натаниэль бен Нехемия ибн Каспи и Шломо бен Иегуда из Лунела
שם טוב אבן פלקירא,Шем Тов ибн Фалкира
נתנאל בן נחמיה אבן כספי,Натаниэль бен Нехемия ибн Каспи
ושלמה בן יהודה מלוניל,
Шломо бен Иегуда из Лунелаа от них передали ученые, работавшие в ранний современный период. Эта легенда занимала особое место в мысли Иегуды Абарбанеля, который в первой половине 16 века в своей книге «Беседы о любви» писал: «Платон, который учился из уст наших старейшин в Египте, его видение было более глубоким».
В средние века, когда в куполе доминировала аристотелевская философия, распространялись истории о влиянии иудаизма на Аристотеля. Первым создателем мифа был
Клеарх из Soli с Кипра, действовавший в четвертом и третьем веках до нашей эры. Эллинистические и римские ученые снова процитировали его слова, сохранив их для будущих поколений. Еврейский ученый раввин
Авраам Фарисоль, работавший в Италии в конце 15 - начале 16 веков, цитирует в своих трудах две версии мифа. Согласно умеренной версии, Аристотель узнал свое учение от мудрецов Израиля, тогда как согласно радикальной версии Аристотель был евреем по рождению и рождению: Наряду с фигурами Платона и Аристотеля, которые описываются как воспринявшие основные положения своих идей из древнего учения Израиля, упоминаются и другие фигуры, включая Сократа, Пифагора, Зороастра и Птолемея - как верных учеников Торы Моисея.
Одновременно с превращением древних философов в явных поклонников Сиона мудрецы Израиля изображаются как великие ученые и философы. Например, наш отец Авраам описывается как отец астрономии, а в книге «Знаки героев» (1612 г.) он даже коронован как отец доктрины войны, как это было известно в эпоху Возрождения. Наиболее заметной фигурой в этом контексте является царь Соломон, мудрейший из всех людей, которого представляли как «тотальный мудрец» - homo universalis - идеальную фигуру эпохи Возрождения, образованного человека, сведущего во всех премудростях и искусствах. После этого мудрецы Израиля определили основные еврейские истоки других областей знания, таких как музыка и риторика, сельское хозяйство и архитектура, география и астрономия.
В книгу вошло много интересных идей, источников и рассказов. Исходящий из него коллективный голос иудаизма якобы перефразирует древнюю латинскую пословицу: «Мы евреи, и ничто человеческое нам не чуждо». То есть евреи всех эпох, взглядов и мнений искали множество творческих способов включить в свой мир нововведения науки, философии, культуры и искусства. В реальности, где каждый человек является членом определенной традиции, было трудно свободно принимать идеи, выросшие на чужой земле. Но мудрецы иудейской религии не могли оставаться равнодушными к плодам человеческого духа, растущим в языческом, христианском и мусульманском мирах, и отказывались верить, что их религия наложила на них ограничение в четыре амота галахи.
Во введении к трактату Авот в Мишне Маймонид сформулировал девиз: «Слушайте правду от того, кто ее сказал». Ранний иудаизм, несмотря на то, что он зародился в отделении Бога от Авраама от его страны, родины и патриархального дома, продолжал находиться в интенсивном и вдохновляющем контакте с окружающей культурой. Их народ к проблемам, которые по-прежнему были для них подходящими. Вот что было сказано в этом контексте словами Хазала: Элайджа бен Амозаг, итальянский мудрец XIX века, пояснил: «Нет сомнений в том, что он не сидел в платине фараона, не узнав всего, чего заслуживает великий сын».
В книге «Аптеки и повара - миф об источнике мудрости» описывается, как греки и римляне, язычники, евреи и христиане разделяли мнение о том, что в глубинах истории лежит древняя мудрость, и только культура, наученная основывать свое существование на таком же прочном основании, будет процветать.
Раввин Элиягу бен Моше Абба Делмадиго, действовавший
в Италии во второй половине 15 века, заявил, что политическая и социальная деградация неизбежно приводит к истощению человеческого духа. Он имел в виду не только иудаизм, но и был обеспокоен забвением греческой и римской культуры из-за падения этих древних империй. Будучи близок к итальянским гуманистическим кругам во Флоренции, он работал с ними плечом к плечу, пытаясь воссоздать утерянные классические источники. Связь между политической слабостью и духовным упадком мускулистая и существующая, и также кажется, что духовная сила, основанная на культурной открытости, является важным ключом к установлению устойчивой безопасности и социальной справедливости.
===============================
Пифагор Самосский (др.-греч. Πυθαγόρας ὁ Σάμιος, лат. Pythagoras; около 570-490 годов до н. э.) - древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.
Сокра́т (др.-греч. Σωκράτης; 470/469 г. до н. э., Афины - 399 г. до н. э., там же) - древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии - от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека и к собственно философской теории. Его деятельность открыла новое русло в развитии античной философии.
Плато́н (др.-греч. Πλάτων, между 429 и 427 до н. э., Афины - 347 до н. э., там же) - древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.
Платон - первый философ, чьи сочинения сохранились не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью
Йирмея́ху, «Господь возвеличит»; ок. 655 г. до н. э., Анатот, Иудея - после 586 г. до н. э., Египет)
Иешаяху родился в Иерусалиме около 765 года до н. э
Йирмея́ху и
Йехезкэль Пророчествовать начал в возрасте тридцати лет, находясь в вавилонском пленении (в июле 592 года до н. э.
Click to view