ПЛАВНИК САМУИЛ ЕФИМОВИЧ (PLAVNIK SAMUIL EFIMOVICH) 23 апреля 1886 - 3 ноября 1941

Nov 05, 2020 09:57


Самуил Ефимович Плавник,
Имя при рождении, Шмуэл-Нохим Хаимович Плавник
впоследствии известный под литературным псевдонимом Змитрок Бядуля, родился в небогатой еврейской семье.
Его дед имел большую библиотеку, где будущий писатель провёл много времени. Учился он в местном хедере. Владел несколькими языками: идишем, древнееврейским, белорусским, русским и немецким.

Первое стихотворение было опубликовано в 1907 году в журнале «Наша Нива», регулярно - с 1910 года. Также печатался под псевдонимами Саша Пл-ик, Ясакар. С 1912 года в Вильно работает вместе с Янкой Купалой в «Нашей Ниве», но в 1915 году он возвращается в Посадец.

Наиболее известные его произведения изданы после 1917, в стихах - «Полесские басни» (1922) и поэма «Ярило» (1922), в прозе - повесть «Соловей» (1927), сборник рассказов «Необычайные истории» (1931) и роман «Язэп Крушинский» (1929-1932). В1939 году вышла повесть «В дремучих лесах».

---------------------------------------
- Сколько лет вам, Ефим Самуилович, было, когда умер ваш отец?
- Семь. Я хорошо помню его смерть. Это было в вагоне... На станции Уральск... Когда он умер, многие семьи белорусских писателей выгрузились и остались в Уральске, хотя должны были ехать в Алма-Ату. Отца хоронил витебский коласовский театр, который в это время там гастролировал. Обставили прощание по-театральному, гроб - на красном возвышении... Актеры читали произведения отца. Меня подтолкнули, чтобы я попрощался... Вдруг стало очень холодно, хотя осень была теплая.
 у нас почти год нелегально жила жена расстрелянного поэта Изи Харика, отсидев в лагерях. Первое, о чем она, вернувшись, спросила мою маму: «Маша, где мои дети?» А их, когда родителей арестовали, в детский дом отдали. И с началом войны нацисты этих детей приспособили, чтобы переливать кровь своим раненым. Ребенка просто клали рядом с солдатом и переливали... Полностью... Не могу об этом говорить... Мама, конечно, ничего гостье не сказала... Та сама поняла.
----------------------------------------------

Будущий писатель родился в местечке Посадец (теперь это деревня Посадец в Зареченском сельсовете Логойского района Минской области). Его отец Хаим Плавник (уроженец Лепеля) вскоре после рождения сына (не позднее 1888 года) перевёз семью в Вилейку[10]. Летом отец будущего писателя был арендатором, а зимой работал на лесозаготовках. Мать Хана зарабатывала шитьём головных уборов. В семье росли трое сыновей и четыре дочери. Самуилу с раннего детства пришлось помогать по хозяйству своей большой семье. На способности и интересы мальчика повлияло чтение отцом книг своим детям, а также то, как отец в свободное время играл на скрипке.

С детства книги были страстью будущего писателя. Он отыскивал их самыми разными способами, в том числе выписывал из Вильны, Москвы и Петербурга, выпрашивал у господ, искал в школах, находившихся неподалёку. Также и дед Самуила, кузнец-медник, имел большую библиотеку, где будущий писатель провёл много времени.

В семь лет Самуил пошёл в начальную еврейскую школу (хедер). После её окончания поступил в Долгиновскую школу раввинов (иешиву), затем перешёл в Ильянскую иешиву 1899-1901, но не окончил ни одну из них из-за своего вольнодумства и конфликтов с администрацией (позже описанных, в частности, в повести «В дремучих лесах») и вернулся домой. Работал домашним учителем, а с 1902 года - конторщиком на лесозаготовках

Вот жил себе Шмуэль-Нохим сын Хаима Плавника в местечке нынешней Минской области, учился в хейдере и в двух йешивах,...
Опубликовано Шимоном Бриманом Вторник, 3 ноября 2020 г.

ПЛАВНИК САМУИЛ ЕФИМОВИЧ (PLAVNIK SAMUIL EFIMOVICH) 23 апреля 1886 - 3 ноября 1941



З. Бедуля
ЕВРЕИ В БЕЛАРУСИ .Бытовые штрихи .
МЕНСК .Типография Дж. А. Гринблатта .1918 .
ОТ АВТОРА.

Не имея материала по этой теме, я не стал вдаваться в подробное и детальное проработку своей статьи, которая была бы написана для ежедневной газеты « Белорусский путь » по просьбе редакции.

И в связи с тем, что до сих пор в белорусской прессе не было написано ни одной строчки о евреях в Беларуси, считаю необходимым вывести упомянутую газетную статью в отдельную брошюру. И если эта брошюра заставит кого-нибудь задуматься о написании над ней постоянного труда с подробными историческими, экономическими, этнографическими и статистическими данными, то моя цель будет достигнута.

Я.

Несколько веков назад евреи переселились в наш регион через Западную Европу и Польшу. До оккупации нашей земли Россией у них, помимо воли к торговле, ремеслам и проживанию везде - и в деревнях, было еще и свое правительство - «кагал».

Значительные репрессии против них в нашем регионе со стороны российского правительства были предприняты примерно в 1820 году, хотя сразу после «братской» аннексии Беларуси к Москве, которая произошла во время последнего раздела Польши в 1795 году, Беларуси была отведена роль еврейского «гетто». Екатерина Великая внесла «еврейский вопрос» во внутреннюю политику России, и в 1800 году поэт Державин был послан императором. Павла I в Беларусь для подробного ознакомления с положением евреев и, по фактам, для разработки проекта реформы для евреев. Державин написал свой проект в Витебске.

По этой причине в 1802 году минский «кагал» устроил митинг и попросил Александра I смягчить реформы. Мешают всевозможными способами поселить еврейский элемент в коренных русских устах. За «злобу» российское правительство, считая белорусскую землю чужой, конфискованной, потихоньку создавало тюрьму для еврейского народа, включая Белоруссию, в самую постыдную в истории царской России, бушевавшую во всем мире, так называемую « черту еврейского поселения ».

Здесь, в Беларуси, больше, чем на соседних землях еврейского гетто, на долгие годы создана их экономическая и культурно-национальная жизнь.

Понятно, что эта работа не могла повлиять на характер региона, как и она сама. пришлось перенять некоторые его черты, благодаря которым происходил естественный обмен культурными ценностями между евреями и белорусами.

Соседство этих двух народов создало такие условия жизни и экономические отношения, в которых одна нация не могла обходиться без другой.

Торговля и ремесла в нашем регионе были развиты евреями. И надо сказать, что в этом направлении они возродили наш регион и все время приносили ему много пользы. Между прочим, они частично занимались земледелием. Из всех губерний Европейской России только в наших белорусских губерниях были евреи-крестьяне, и до сих пор есть села с одним еврейским населением.

Места и города, в которых еврейское население имело твердое преимущество, давали белорусским крестьянам возможность вести нормальную торговлю. Купцы и ремесленники тоже были нужны в этом глухом (находящемся под Россией)край, где не было экономической культуры.

Кузнецы, сапожники, портные были людьми первостепенной важности и уважения в деревнях. Они приходили к ним в свое время не только по делам своей специальности, но так себе: «поговорить с умными людьми», посоветоваться по разным делам и т. Д.

Евреи пытались снизить цены на продукты, как в ремеслах, так и в торговле; их устраивали мелочи, потому что их физические потребности были очень незначительными. Благодаря посредничеству вездесущего еврея-лавочника крестьянин продавал все свои товары на месте. А лавочник-еврей при всем большом труде был бы таким же бедным, как его сосед-крестьянин, хоть еврей и водки не пил.

Невозможно приписать одному еврею специальность спекуляции и опьянения народа водкой: мы хорошо знаем, как в великорусских губерниях эксплуатировались славянские «купцы-кулаки» и «целующиеся». местных крестьян на несколько футов больше, чем здесь еврейский торговый класс наших крестьян.

В общем, слесари в Беларуси были барские, евреи арендовали трактиры у помещиков, так что они были лишь слепым орудием в руках баронов, выкачавших последние крестьянские деньги через евреев.

И, несмотря на преследование наших крестьян евреями со стороны различных негров из Московии, наш народ ничего плохого евреям не делает. В то время, когда против евреев в России творились погромы и ужасные пытки, белорусские крестьяне не поддавались темной агитации. Наши фермеры не могли творить плохие дела против евреев, слыша в душе инстинкт искусственности и тщетности черных идей. Оказалось, что большие деньги, потраченные на опустошительную агитацию русских истинно-русских правительств, таких как Столыпин, в нашем регионе, ни к чему не привели.

Недаром осенью 1917 года на Всебелорусском съезде в Минске представители различных еврейских партий, приветствуя белорусов, с искренней благодарностью вспоминали, что в Беларуси никогда не было еврейских погромов.

II.

За все время совместной жизни белорусов и евреев на белорусской земле эти два народа мысленно унаследовали многое друг от друга. В языках, в обычаях, в легендах, в строительстве, в повседневной жизни - их формы были настолько смешаны, что (особенно у евреев) они переняли новое оригинальное украшение.

Есть общие еврейско-белорусские народные мелодии, пословицы, где еврейский и белорусский языки смешаны друг с другом. В белорусском языке есть слова: «хаурус», «хера», «бахур», «одхаит» и многие другие - чисто еврейские медленные. Еще больше белорусских слов в еврейском языке.

Одно время, в 1911-1912 годах, еврейский журналист и редактор. Различные еврейские журналы, господин Гурвич, в Вильнюсе, обращали внимание на этот вопрос. Собрав целый сборник еврейско-белорусских пословиц и дописав к ним свои пояснения, он отправил его напечатать в зарубежном журнале.

Но этого недостаточно. Собственника ждет целая еврейско-белорусская этнография. Пословиц типа: «Не хороший Рейдел (говорит), а хороший Мейнеле (думает)» - их сотни.

Здесь, в еврейском алфавите, есть мольба, которую евреи поют своим дедам
Есть очень красивая белорусская песня, которая заканчивается на на иврите и поется на хасидскую мелодию:

Отец, отец!
Выкупить нашу матку…
Построить наш дом… Мы будем
без дома, Мы
заблудимся без матки.
Абрамун, Абрамун,
Абрамун!

Дедушка, ты наш!
Что бы вы ни просили,
Что бы вы ни молили
Господу Богу за нас ...

Что бы вы освободили
Из голуса (изгнания) вывадили,
Нашу матку (народ) купили,
Наш Дом (Палестина) построили,
Лейарцейну (нашу землю) привадили -
Леджарцейну, Леджарцейну!

Ему отвечают с небес:

О ты, сынок, сынок, сынок,
Не трогай свое сердце.
Матка группы была выкуплена.
Дом группы был построен
Бондом Мондра, ожидая конца [1]
Wnejmar lefonow schiro chadoscho…
(И мы расскажем ему новую песню)

Во второй раз:

Lejarcejnu!

Думаю, они победили.

Вот вторая песня трем еврейским патриархам - Авраму , Исааку и Иакову :

Старый Абрам, Серый Абрам,
что тебя расстраивает?
- Везу сына в Акейдо, (жертва) -
Зря буду работать!
Исаак, Исаак, отец наш,
я был связан, как агнец;
Ангелы заплакали, не
дай бог.
Иаков, Иаков, наш отец,
четырнадцатилетняя овца пасется
· · · · ·
Семь для Рохеля, семь для нас.
Таких песен у евреев много, как серьезных, так и легких припевов.

Вот иезуитская шутка в духе талмудической софистики:

«Это, шма! (иди послушай!) пила казачья пила эй лей (или нет) пила пила? Если скажете - пила пьяна, то почему бордел (борода) сохнет? если скажешь - лей (не) видел пойла, то почему экеле (хвост) мокрый? - Тейка - блибт акаш)) вопрос остается нерешенным).
На тему «Кол нидрей» (молитва о «Последней ночи») евреи поют белорусскую песню: «Как в трактир». К сожалению, Slow не помню.

В некоторых местах Вильнюсского края по городкам евреи, переняв суеверия и мифологию Белорусы, на Купальских сараях засыпаны крапивой и папоротником, чтобы ведьмы не брали молоко у коровы. Что-то похожее на белорусского рождественского козла есть у евреев. В Дзяды, когда пьют, одеваются козлом и поют белорусские пословицы в порядке еврейского алфавита:

"(Алеф)

Антон финал.
Уважаемый
Федор Балайло! (ночью).

(Бухты)

Брау или брау -
ругать не надо.
Балайло!

(Гимель)

Не бери город своими
глазами , Балайло! » и т.п.

Евреи с большим уважением относятся к белорусской народной мудрости. У них есть такая поговорка:

«Agojescher glajchwort ist wi aidocshe tojre» (крестьянская пословица вся чала, как еврейская Тора).

На первый взгляд может показаться, что, перенимая культуру одной нации за другой, евреи, как более культурная нация, должны были иметь преимущество перед белорусами и иметь большее влияние на них, но на самом деле естьв противном случае. Первая причина этого в том, что у этих двух народов нет родства языка и племен, и здесь первое место заняли поляки и русские, ассимилировавшие белорусов. Вторая причина - белорусская земля. Пейзажи местной самобытной природы обладают такой огромной силой, что под влиянием различных других культур действуют отталкивающе в противоположном направлении. И те люди из нашего края, которые писали по-русски или по-польски и прославились в упомянутой литературе, не смогли искоренить дух белорусской земли, живущий в их сердцах. На каждом шагу слышно, что эти писатели - белорусы. Сила белорусской земли обусловила тот факт, что в Белорусско-Литовском княжестве законы писались по-белорусски, придворным языком литовских князей был белорусский. А литовцы до сих пор жалуются, что многие литовские крестьяне стали белорусами. Белорусский, написан татарскими буквами. Это показывает, до чего может дойти влияние белорусской культуры!

При этом неудивительно, что евреи, живущие здесь, на своей новой родине, унаследовали от белорусов больше, чем белорусы от них. Могущественная мощь белорусской земли придавала белорусским евреям особый дух и облик. Теперь они отличаются от всех остальных евреев, и их во всем мире называют «литовцами».

С особой симпатией белорусская газета в Вильнюсе « Наша Ніва » напечатала изображения белорусских евреев и еврейских синагог в белорусском стиле. Если мы посмотрим на еврейский город в Беларуси, то на каждом шагу увидим что-то родное, свое, на стройках и при любых обстоятельствах. Если брать еврейских писателей из Беларуси, то в их произведениях всегда слышна белорусская природа - «родные явления». Больше всего это отражено в творчестве еврейского классика Абрамовича (Менделе Мойхер Сфорим) из Копыля.

Еврейский писатель Авраам Мапу, писавший свой библейский роман об идиллических временах царя Езекии и пророка Исайи , нарисовал тихий Вифлеем, вдохновленный прекрасными берегами белорусского Немно. Известный еврейский писатель времен «Хаскола» (возрождения) Перец Смоленский также считается учеником Беларуси.

И в других сферах уловок местные евреи слышат белорусский дух.

Евреи, вспоминая Сион трижды в день в своих молитвах, представляли этот Сион как своего рода холм, окружающий их здесь, в Беларуси. Еврейский ребенок, отдававший все свои юные годы Библии в заголовках, имел перед собой живую библию белорусских солдат, беларусскую тихую, тихую землю с лесами, лесами, реками, лугами. Без этой белорусской природы, завладевшей их душами с рождения, они не могли представить себе Палестину, которую ониони рисуют на белорусской земле.

Правдивы и ясны рассказы еврейских эмигрантов, изгнанных отсюда судьбой в Америке и т. Д., О своей печали по своей родине. И ни правдивое свидетельство большинства антисемитов о том, что евреи испытывают чувство любви к земле, на которой они живут ... Это было бы против закона природы. Единственное, что их тоска по отцовству полна особой трагедии. С одной стороны, жизнь в чужой стране на протяжении сотен лет, где их творили разные антисемиты и евреи, желая не только уничтожить их физически, как погромы и грабежи, но и осквернить их душу - религию - под видом различных кровавых уговоров и критики Талмуда. С другой стороны - далекая Палестина, из которой они были изгнаны на 2000 лет, - окроплена изначальной расой души каждого еврея теми корнями, которые связывают его с землей, где он живет. Его любовь к новому отечеству нервна, болезненна и непонятна представителям других народов.

III.

В крупных городах Беларуси, таких как Вильнюс, Минск и др., Евреи имели свои крупнейшие культурные центры: школы, общины, профессиональные мастерские и другие.

В то время, когда другие народы Беларуси были ужасно раздавлены российским переворотом, когда белорусы были полностью запрещены к печатному слову, евреи имели некоторую свободу в этом - национальная еврейская культура могла развиваться без каких-либо, правильно, тормозов. Местный «кагал» был своего рода самоуправлением. По всем этим причинам евреи из Беларуси дали евреям всего мира величайших ученых в религиозной и национальной жизни.

Источником этого явился город Вильнюс, родина вильнюсского «гоэна» - раввина Илии (умер в 1797 г.) и других великих талмудистов. Здесь издавались лучшие книги, до последнего дня строился Еврейский педагогический институт. Ни в коем случае Вильнюс евреи не называют «литовским Иерусалимом» («Ieruschalim dylito»). В то же время известен лидер хасидизма в Беларуси - Шнеер Залмар. Здесь, в Беларуси, шла большая борьба между двумя еврейскими религиозными партиями: хасидами и миснагды. Эта борьба вызвала большие волнения в вильнюсской «Кагале».

В городе Воложин Виленской губ. В 1803 году ученик Гоэна Яим Воложинер основал Еврейскую духовную академию, в которой закончили великие еврейские ученые, писатели и раввины всего мира евреев. (Из Воложинского «Эсибота» произошел известный еврейский поэт Х. Н. Бялик). Приехали в Воложинский «Ешибот».Учатся евреи с Кавказа, Германии, Америки и др.

Здесь, в Беларуси, еврейский мистицизм (каббала) также получил свое развитие. Есть известные цадики в Либовичах, Койданове, Пинске [2], к которым съезжаются верующие со всей России. И неудивительно, что основное развитие еврейской национальной и религиозной культуры произошло именно здесь, в Беларуси, где им были даны привилегии во время книги. Здравствуйте. Они жили здесь как государство в государстве, и их «Кагал» даже имел право судить своих братьев и сестер.

В период гибели белорусского национального самосознания евреи, как и сами белорусы, хоть и хорошо знали белорусский язык, но смотрели на него как на «крестьянина» и русифицировали себя, бессознательно служили идее русификации Великой России. Но это будет тот богатый класс, который получит науку в русских школах, а что касается простых местные жители то кроме родного языка знают только белорусский.

С самого начала белорусского возрождения евреи, вышедшие из села, были первыми пионерами белорусского движения, хотя и в небольшом количестве; хотя более широкая интеллигенция иудаизма, особенно местами, все еще может избавиться от наследования русских владений здесь и по-прежнему служить проводниками русификации.

IV.

В 1912 году, когда в черных газетах «Северо-Западного края» между вторыми нападениями на белорусскую газету «Наша Ніва» в Вильнюсе, ее также обвинили в публикации ее на польском, немецком, русском языках. а также еврейские деньги - ни один из вильнюсских еврейских журналистов не заинтересовался этой «народной» газетой на «крестьянском языке». Познакомившись с этими «странными» новыми националистами, из состава редакции «Н. N. », который не только демонстрировал ненависть к иностранным народам, но, напротив, чем больше иностранный народ осознавал свою национальную принадлежность, тем больше его уважали, - начали еврейские журналисты в недавно открывшемся движение находит всю новую Америку и чудеса. Выяснилось, что белорусов, интеллектуалов интересуют не только древние памятники культуры своего народа, но и культуры других народов, проживающих в Беларуси.

В белорусском музее газеты «Наша Ніва» еврейские журналисты увидели целую коллекцию рисунков древних еврейских синагог в стиле белорусской застройки, коллекцию синагогальных фонарей и медных и серебряных сосудов с местным орнаментом, коллекцию стилей. Их поразило, насколько белорусы умеют «ценить всех…»

При более близком знакомстве еврейские журналисты услышали от белорусов упреки в том, что они пытаются противодействовать еврейской ассимиляции, почему еврейская интеллигенция стыдится своего имени, всего родного, почему им не интересна их этнография, местный регион и т. Д.

В 1913 году в Вильнюсе появилась первая статья о еврейском журнале «Di Judith Welt». Белорусское возрождение. После этого группа еврейских «фрицев» решила издать еврейскую региональную газету «Унзер гегенд» («Наша земля»), чтобы познакомить широкую еврейскую общественность с местным регионом, в том числе с белорусским движением, белорусской литературой и т. Д., Но по-разному. причины, по которым они не преуспели. В 1914 году эта же группа выпустила сборник на литовском языке «Литва», в который вошли переводы белорусской и литовской литературы и статья о белорусском движении.

Вся еврейская региональная пресса очень тепло отреагировала на этот сборник и показала пример стремления белорусов возродить свою национальную культуру еврейскими ассимиляторами. Как мы потом узнали, сборник «Литва» наделает много шума в Америке, среди интеллигентных евреев из Беларуси.

Готовился к печати второй сборник «Литва» с переводами стихов Купалы , рассказов М. Горецкого и др., Но вскорево время войны правительство России запретило печатать на иврите.

В общем, в нашем регионе началась полоса черной реакции - если российский военный штаб не разрешит мне печатать на белорусском языке в Минске.

* * *

Во время переворота, когда белорусы в Минске начали выступать под собственным знаменем, их очень тепло встретили еврейские националисты. На выборах в городской совет белорусы и евреи (национальные партии) присоединились к коалиции и составили один список кандидатов. А когда Всебелорусский съезд показал, что создается государственная власть, в еврейских газетах стали появляться все новые и новые статьи о белорусах. После разгона съезда большевиками еврейские национальные партии выступили с протестом против этого насилия.

Нельзя сказать, что среди местных евреев были противники белорусского движения - есть еще достаточно много. Главные противники - это партийная молодежь, интернационалисты, мечтающие, что когда-нибудь не будет нации - все пойдет по Беллами.

Второй тип противников белорусского дела беспартийных евреев имеет еще более оригинальный мотив: еврейский народ разбросан по всему миру, к своему несчастью, разделен на евреев разных народов, должен знать разные языки народов, в которых он живет. И вот тут берут опять еврея делить: на белорусский, украинский и т.д.

Эта «новая часть евреев» - минус для их интересов - это правильно. Но слишком наивно и эгоистично, здесь не может быть никакой критики ...

По этой причине во время сбора Белорусского национального фонда в городе Даугинава (Вильнюс) еврейская молодежь отказалась от участия в митинг, потому что они противники «новой секции евреев» «

Но они ничего не сделали против жизни, и в белорусских школах еврейские школьники учатся на белорусском и делают это охотно.

* * *

Что же касается дальнейшего отношения еврейских сознательных сфер к белорусам, то их история настолько их натренировала, что, к сожалению, по большей части они руководствуются только грубой силой: чья верхушка правда?

Об этом свидетельствует их первый энтузиазм по поводу белорусов в Минске во время бегства большевизма. Потом - начал кивать из стороны в сторону, засовывая нос по ветру ...

Первым после того, как большевики сбежали из Белорусского секретариата из Минска, у меня есть два еврея: Гутман (без портфеля) и Белкинд - министр финансов.

Напомним, что в Белорусско-Литовском княжестве высокое государственное положение занимал Святой Крест (в то время удивительно, что крещеных не принимали на такие службы) Абрам Эзефофич Ребичкович, который был способным администратором и финансовым агентом, а затем, при Сигизмунде I , пришел на должность казначея земства, т.е. Министр финансов, член Экономического совета.

Другой случай: на первом крестьянском съезде в Минске, созванном Белорусским народным комитетом 4 / IV - 1917 г., делегат от Павловичской волости Могилевской области. и уезда, был еврей Мордух Янкеляу Зильберман. Он там 30 лет был старостой села (не крестился).

Как будут складываться наши отношения с евреями - здесь - не судим. В любом случае жизни этих двух народов настолько тесно связаны, что каждый из них вынужден проявлять интерес к другому, по крайней мере, с экономической точки зрения. Экономическая струна - вещь очень деликатная и тонкая. К этой вещи, как ни крути, привязаны все искренне заинтересованный слух. В ближайшем будущем нашего региона ждут различные крестьянские кооперативы [3] и торговые реформы, которые могут изменить всю систему торговли в нашем регионе. Вот почему евреи должны более внимательно подумать о судьбе своих близких соседей, с которыми они так связаны экономически.

Мы павлины, что отношения будут нашими самыми дружескими. Условия новой жизни, гражданская воля и равные права для всех, независимо от религии и наций, компенсируют неравенство в экономических отношениях, которое никого не будет оскорблять.

Конец.

Пинск в начале прошлого века был крупным центром хасидизма.

евреИ Белоруссии, еврейский поэт, евреи, еврейский писатель

Previous post Next post
Up