רחוב דונה גרציה ДОННА ГРАЦИЯ 1510- 1569

Dec 21, 2018 20:58

ДОННА ГРАЦИЯ
впервые встретила это имя December 21, 2018 в книге "искусство в еврейской традиции"(сборник лекций).
Я полагаю, что несколько лекций - перевод из этой книги
Сесил Рот пишет:"...запрет изваяния был гораздо более строг ,чем запрет рисованного изображения. Тем не менее известно, что в середине 16 века образы одного или двух итальянских евреев , как и замечательной еврейской женщины, Грации Наси, были запечатлены на медалях, и, видимо, никто не возражал против этого." Тут то она и проявилась для меня. :)



Gracia Mendes Nasi, Renaissance Businesswoman

Донна Грация - Милостивая госпожа, в переводе с латыни
позаимствовала отсюда
Лариса Шиллер

Житие Донны Грации



Тверия являлась центром духовной жизни еврейского народа как для Израиля, так и для евреев в странах рассеяния на протяжении 500 лет со времени разрушения Второго Храма.
Если вам посчастливилось побывать в важнейшем для евреев после Иерусалима, городе Израиля, посетите музей «Дом донны Грации», и вы совершите воображаемое путешествие в XVI век, познакомитесь с удивительной личностью еврейской женщины, о которой доселе, возможно, и не слышали...
Чтобы лучше понять величие нашей героини, нужно хотя бы кратко ознакомиться с обстановкой конца XV и первой половины XVI века.
В 1492 году (этот день пришёлся на 9-е ава) королевская чета Испании - Фердинанд и Изабелла - издала указ, предписывающий всем евреям, живущим в Испании, в течение полугода принять христианство или покинуть пределы государства.Тех, кто не выполнит предписания, ждала расправа инквизиции
Происходит это в период «золотого века» испанского еврейства, когда евреи занимали высокие государственные посты, вели торговые дела, развивали в стране науку, ремёсла, искусство.
В Испании жили крупные религиозные авторитеты иудаизма. Всё это, вкупе с большим капиталом, сосредоточенным в руках богачей-евреев, способствовало превращению Испании в самую могущественную державу.Многие еврейские семьи, обладавшие крупным состоянием, в том числе ценной недвижимостью, которую невозможно было реализовать без громадных убытков, формально принимали католичество.В то же время в глубокой тайне они продолжали исповедовать иудаизм.Среди таких была и семья из древнего еврейского рода Наси, принявшая новое имя де Луна
В семье де Луна (Наси) в 1510 году родилась девочка, которую нарекли испанским именем Беатриче и тайно еврейским именем Хана.
Отца звали Эльверо (возможно, Авраам), старший брат Шмуэль, позднее родилась младшая сестра Брианда (Малка). «Новые христиане» старательно посещали католические соборы, но их презрительно называли «марранос» («свиньи» по-испански). Двойная жизнь марранов заставляла их быть крайне осторожными даже в своей среде. Когда у насильно крещённых евреев (анусим) наступало время женить или выдавать замуж своих детей, проводились две церемонии: одна - католическая, в соборе, другая - тайная, еврейская, часто в подвале родительского дома, в присутствии нескольких самых близких родственников и тайного раввина. В случае разоблачения этого акта всем грозила жестокая расправа инквизиции.
Надо полагать, что такой же путь прошла и Беатриче де Луна (Хана Наси). Её мужем стал Франсиско Мендес (Цемах Бенбеништа), богатый торговец пряностями, наживший капитал на торговле чёрным перцем. Он владел торговыми судами, доставлявшими ценный товар из Индии в европейские страны. Франсиско Мендес был намного старше своей жены и умер через восемь месяцев после свадьбы, не дожив до рождения дочери. Девочка получила имя Рейна («царица» - по-испански). Брат Франсиско Мендеса - Диего Мендес (Меир Бенбеништа) женился на младшей сестре нашей героини - Брианде (Малке), и всё семейство отправилось в Антверпен, где Диего Мендес основал банк. Но вскоре и он умер, оставив завещание, предписывающее сосредоточить всё состояние в руках старшей из сестёр, чтобы сохранить в целостности эту громадную «империю». Мало того, Диего даже завещал Беатриче распорядиться браком его собственной дочери, чтобы не потерять и части капитала. Этим он создал напряжение между сестрами, чем не преминули воспользоваться их враги, желая отнять состояние у молодых вдов.

Посеять досужие слухи не стоило большого труда. На плечи старшей сестры легли заботы по сохранению этих громадных средств: банки, корабли, а также воспитание дочери и племянника - сына покойного старшего брата, которого звали Жуан (Иосеф). Он получил в доме тётки прекрасное образование. Беатриче де Луна (Хана Наси) как истинная еврейка оказывает неоценимую бескорыстную помощь (мицвот) нуждающимся соплеменникам, за что получила прозвище донна Грация («милостивая», на латыни). Под этим именем она и вошла в историю.

Донна Грация является образцом, примером предводительства женщины - настоящей «бизнес-вумен» XVI века.
...Такие молодые, красивые, а главное, богатые вдовушки не могли не привлечь внимания многочисленных поклонников, мечтавших отнять у них состояние. В дело включился сам король Карл V. Известно его письмо к сестре, венгерской королеве Марии, которая была дружна с донной Грацией. В нём он просит сестру склонить богатую вдову к браку с членом испанской королевской фамилии. Чтобы отделаться от навязчивости сильных мира сего, донна Грация платит огромную по тем временам сумму, якобы на хлопоты по свадьбе. Сама же с сестрой и юной дочерью, под предлогом всё тех же предсвадебных приготовлений, уезжает в Венецию в намерении быть подальше от двора, а также для того, чтобы наладить торговые связи, осуществив столь желанные инвестиции в экономику венецианцев, обедневших в постоянных распрях с турками.
Молодого своего племянника дона Иосефа она отправляет в Стамбул просить заступничества у султана Оттоманской империи Сулеймана Великолепного.
Но король Карл был не так прост и послал вдогонку инквизиторов, желая спровоцировать напряжённые отношения между сестрами. Ему удалось добиться скандала: обманутая и подогреваемая сплетнями младшая сестра Брианда доносит на старшую о её тайном еврействе, и обе, естественно, оказываются в тюрьме. А юную Рейну заточают в монастырь.
Но могущественный султан решил дело просто и эффектно: он прислал донне Грации приглашение посетить Стамбул. В те времена никто не хотел войны с Турцией, и венецианцы освободили сестёр. Донна Грация отправляется в Феррару к герцогу Эрколе де Эсте, пребывает там около года, восстанавливая права на своё имущество. Здесь она совершает одно из своих великих деяний: на свои средства издаёт Феррарскую библию (ТАНАХ) на языке ладино (языке средиземноморских евреев).
Though Gracia the elder (known now as Gracia Nasi) was not in Ferrara at this time, she remained active in supporting this island of freedom. This was most evident in her sponsorship of the “Ferrara Bible”. The Ferrara Bible was a unique work designed to illustrate the connection between the Jewish and Christian faiths, a retranslation of the Hebrew canon of books known as the Tanakh that is almost (but not quite) equivalent to the Old Testament. The book was published in both a “Christian” and a “Jewish” version, though the main difference was in the dedication. The Christian version was dedicated to the ruler of Ferrara, Duke Ercole. The Jewish one was dedicated to “Donna Gracia Nasi”.


В пору начала книгопечатания это было очень дорогое предприятие. До наших дней дошло всего два экземпляра: один хранится в Музее иудаизма в Нью-Йорке, а другой - факсимиле - в Иерусалиме. В знак благодарности еврейская община Феррары заказала известному гравёру Пасторино Пасторини медальон с профилем донны Грации. (Оригинал хранится в Доме Ротшильдов.) На сегодня это единственное изображение великой женщины.
..В ответ на приглашение султана поселиться в Стамбуле донна Грация дала согласие, но с условием позволить ей носить европейское платье и устроить ей торжественный въезд в Стамбул в роскошной карете, запряжённой лошадьми. Сулейман Великолепный принял её условия, тем более, что её племянник дон Иосеф стал близким другом наследника Селима. Дон Иосеф оказывал ему неоценимые услуги и был его экономическим советником. За это Иосеф пользовался множественными благами в устройстве своих торговых дел.


Донна Грация и её племянник. Художник Артур Шик Donna Gracia and Don Joseph Nasi in an etching by Arthur Szyk. Gracia Mendes and Joseph Micas, drawn by Arthur Szyk for Ludwig Lewisohn’s novel “The Last Days of Shylock”.
אילוסטרציה של דונה גרציה ואחיינה, יוסף נשיא | ציור של האמן ארטור שיק

Среди евреев-изгнанников, естественно, не все были так богаты, как семья Наси. Донна Грация помнила о бедственном положении своих соплеменников. Её благотворительность проявилась в наивысшей степени, когда она решила купить землю для изгнанных с Пиренеев евреев. Как и многие знатные женщины Стамбула, строившие приюты для сирот, дома престарелых, мечети, донна Грация тоже занималась благотворительностью, не уступая им в своей щедрости.



Донья Грация Наси заказала отлить свое изображение

на большой медали, как делали выдающиеся мужчины ее времени.

(Феррара, Италия, 1558 год. Еврейский музей, Нью-Йорк.)
Она попросила султана продать ей Тверию, о которой столько слышала в своей общине. При этом она ещё и ошибочно рассчитывала на воображаемый пролив между Средиземным морем и озером Кинерет. Ей рисовался в мечтах Кинерет как роскошная гавань для её богатейшего флота... Кроме того, ей представлялось нечто похожее на Венецию, где, ей казалось, прошло лучшее время её жизни...

Деньги, уплаченные за выкуп Тверии, пошли в Дамаск на содержание дома сирот.
Донна Грация умерла в 1569 году в возрасте 59 лет в Стамбуле. Ей так и не пришлось побывать в Тверии, о горячих источниках которой она была наслышана и мечтала ими лечиться, когда заболела. Не был в Тверии и племянник дон Иосеф, продолжатель её дела. Его друг Селим, став султаном, подарил ему остров Наксос вблизи Кипра и дал титул герцога Наксосского. Ещё при жизни донны Грации и по её желанию Иосеф женился на Рейне, своей кузине. Такой брак допускался в еврейской среде. Дон Иосеф пережил тётку на десять лет. Из-за близкого родства с женой наследников у него было...

A memorial stamp issued for Gracia in Israel in 1992.
 

Израильская медаль "Донна Грация",

учрежденная Всемирной ассоциацией сефардских евреев
Хотя донна Грация призывала евреев из Европы переселяться в Тверию, но вплоть до конца XIX века они не жили здесь. В числе первых еврейских семей в конце XIX - начале XX века здесь поселяется семья Амсалем, которая на протяжении многих поколений живёт в Тверии.


На средства этой семьи создан и содержится музей «Дом донны Грации», где сейчас и ведутся исследования жизни и деятельности этой удивительной женщины.




в Нетании, в Хайфе, в Тверии есть улицы "ДОННА ГРАЦИЯ"
רחוב דונה גרציה

Сообщество Dona Gracia Worldwide

DOÑA GRACIA MENDES AND A JEWISH STATE IN TIBERIAS (1558-1564)
By Yosef Bitton - May 16, 2017

DOÑA GRACIA MENDES AND THE BOYCOTT TO ANCONA (1556)
By Yosef Bitton - May 12, 2017

DOÑA GRACIA MENDES (1510-1569): FROM LISBON TO TIBERIAS BY RABBI YOSEF BITTON
MAYO 22, 2017

THE LAST YEARS OF DOÑA GRACIA MENDES (1564-1569) BY RABBI YOSEF BITTON
JUNIO 26, 2017

DOÑA GRACIA MENDES (1510-1569) AND THE BIBLE OF FERRARA BY RABBI YOSEF BITTON
MAYO 29, 2017

ссылки по истории, выдающаяся личность, марки Израиля, евреи, вхожу в наследство, еврейский пантеон

Previous post Next post
Up