(комментарий к статье:
https://knife.media/russian-buffoons/)
Попы уничтожали культуру скоморошества не из-за смеха, а потому что не могли абстрагироваться от смеха и объяснить, с чем конкретно они хотят покончить. Если скоморохи смеялись на похоронах и были непосредственными участниками попоек, жестоких обрядов человеческих жертвоприношений, в частности сожжения вдов, то и смех и вся сопутствующая обрядовость сами по себе приписывались этим ужасным событиям. В этом и тупость религиозного мировосприятия. И одни, и другие считают сам по себе обряд неотделимой частью жертвоприношений или ещё каких зверств. Это всё равно, что увидеть, что какая-нибудь жестокость совершается с помощью рук и поотрубать нахрен руки всем, кто их имеет.
И, например, тот же ислам, будучи вполне прогрессивным в своё время и при этом не отделявший реальные злодеяния от поклонения множеству богов и сопутствующих этому формальных физических действий или личных представлений, можно сказать, создал условия для собственного разложения и последующей не меньшей жестокости. Какими такими ужасными качествами обладали многобожники, что их понадобилось либо сторониться, либо вырезать, как это было принято? Да это были чаще всего воры и разбойники, грабившие караваны; сообщества, совершавшие жестокие ритуальные убийства и всю прочую дрянь. Допустим, не умели мусульмане изначально отделить эти качества от представлений о загробном мире. Но сейчас так-то ничего не мешает. Только это разрушит разом весь уже сложившийся смысл монотеизма вместе со смыслом многобожия. Потому как если не важны представления о количестве богов и формальный ритуал, а важна только жестокость или нечестность в отношениях людей друг к другу, с которыми изначально и была борьба, то и не важно утверждение о едином боге. То есть смысл религиозности исчезает вместе с этим вполне закономерным разделением. А это же потеря всего. Власти, денег, смысла жизни.
Со скоморохами немного сложней. Скоморохи олицетворяли природный анархизм, их смех или вызываемый ими смех побуждал к смирению с силами природы. Церковь же распространяла идею о смирении не только с божьим замыслом, но с таким божьим замыслом, что подразумевает большую власть человека над человеком, чем природы над человеком. Подчинение человеку подразумевает большую дисциплину именно в отношении людей друг с другом. Нельзя сказать, что у крестьянина нет дисциплины. Крестьянин понимает, что за лень и распиздяйство санкции на него наложит сама природа. И только в определённые временные отрезки. Время меньшей загруженности же можно со спокойной совестью посвятить кутежу и развлечениям. Развития и привычного нам непрерывного образования жизнь, полностью привязанная к природе, не подразумевает. Но природа может и уничтожить крестьянина просто так, несмотря на трудолюбие. С этим тоже нужно смириться. Церковь, сформировавшаяся в торговой античности уже несла в себе вглубь континента, в места абсолютного преобладания натурального хозяйства представления о человеческой власти и смирении именно перед ней. Неудивительно, что в таких условиях именно она впитала в себя скоморошество, обросла преобразованными языческими ритуалами, а не искоренила всё сразу, как планировала. И так же неудивительно, что гораздо более массово и бескомпромиссно скоморошество удалось вывести только в 17-м веке.
Тем не менее, смеховая культура не вымерла и теперь высмеивает косность власти и тупость церкви. Абстрактный юмор сам по себе может проторить дорогу в любую сторону. Совмещённый с языческой отсталой жестокостью - в жестокость, совмещённый с передовой (можно сказать, что и бесклассовой) идеей - в светлое гуманное будущее. И такой юмор не просто представляет опасность для церкви, но и объективно способствует прогрессу, теперь уже сопутствует уничтожению жестокости, а не её поддержанию.