Вера в... или о какой вере говорится в "священных писаниях"?

Jul 18, 2019 21:46


Хочу поделиться своими наблюдениями, касающимися такой щепетильной темы, как религиозная вера,  того как она связана с религиями в современном их виде и связана ли вообще.
(текст поста и закадровый текст ролика идентичны)

image Click to view



На мой взгляд, разобраться в этом довольно полезно. Религиозные первоисточники конкретно указывают во что нужно веровать, но всякого рода святые и проповедники, похоже, не особенно беспокоятся по этому поводу. У них другие задачи.

Начну, пожалуй, с высказываний авторитетных святых:

Народ наш должен неуклонно осуждать безбожие и всякия отклонения от православной веры и всемерно способствовать тому, чтобы в его будущем государственном законодательстве въ осуществление мысли Епископа Феофана Затворника, был закон, сурово - вплоть до смертной казни карающий пропаганду атеистических воззрений.

Архиепископ Серафим - «Русская Идеология».

Епископ Феофан Затворник канонизирован Русской православной церковью в 1988 году, Архиепископ Серафим - В 2016-м, книга "Русская идеология", впервые изданная в Софии в 1930-м году, в 93-м по благословению патриарха Алексия II переиздаётся и в России.

Сегодня социологи проводят опросы, выявляя процент верующих, телевидение вещает дебаты верующих с неверующими, да и на бытовом уровне вопрос о вере всегда подразумевает не что иное, как веру в бога как существо, стоящее над миром или существо, само являющееся миром. Не важно, подразумевается лишь сотворение богом вселенной, его вмешательство в повседневную жизнь или совокупность этих представлений.



Но так было не всегда! Для человека, хотя бы краем глаза заглядывавшего в т.н. "священные писания", должно быть очевидно, что вопрос о вере в том значении, которое мы, включая религиозных проповедников, придаём ему сегодня, ни в одном таковом писании не ставится*.

Во что же тогда призывает веровать единый бог авраамических религий? Концепция единобожия с укрупнением человеческих сообществ, с изменением способов производства была естественным развитием предшествующих представлений о мире. Разговоры особо харизматичных лидеров прошлого с единым богом есть ни что иное, как развитие подобных же жреческих бесед с богами, шаманских галлюциногенных бесед с духами, да и вообще всеобщих бесед с одушевлёнными предметами - анимизма. Концепция бога или богов была известна Моисею (безотносительного того, существовал ли данный и другие персонажи в реальности) так же, как принцу Сидхардхе Гаутаме было известно, что для понимания мира нужно уйти куда-нибудь, сесть и медитировать. Будда жил в мире, где уже существовала практика медитации, известная как в жестоком внешнем мире, так и, по всей видимости, в стенах его комфортабельного дворца.

Стоит также отметить, что ветхозаветный монотеизм это не тот монотеизм, который нам известен сегодня. Древние евреи-скотоводы жили в окружении гораздо более развитых цивилизаций, города которых объединяли в себе представителей самых разных племён и этносов. И уже у этих более развитых соседей ранее возникали так сказать протомонотеистические порывы. И были эти порывы не чем иным, как небесным отражением концентрации земной власти. В Египте, например известно возвеличивание бога Атона над всеми другими богами при Аменхотепе IV (Эхнатоне), в Месопотамии также была попытка создать из божественного бардака иерархию, соответствующую обстановке на земле при царе Хамурапи. Так бог Мардук стал главенствовать над всем прочим вавилонским пантеоном.

При этом пантеон богов, хоть и принижался, но чаще всего оставался, как минимум по-началу. Такой переходный период к монотеизму называется монолатрией и в том или ином виде встречается у многих древних народов.

В Библии не раз упоминается, что Яхве - лишь один из "сонма богов", просто самый крутой, и это с учётом того факта, что Библия была множество раз переписана, в том числе с целью подчистить все признаки поклонения древних евреев множеству богов.

Ныне узнал я, что Господь велик паче всех богов[...]

Исход 18:11

Ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный...

Втор. 10:17

Бог богов Господь, Бог богов Господь, Он знает, и Израиль да знает! Если мы восстаём и отступаем от Господа, то да не пощадит нас [Господь] в сей день!

Иисус Навин 22:22

И дом, который я строю, велик, потому что велик Бог наш, выше всех богов.

2-я книга Паралипоменон 2:5

Бог Богов, Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада

Псалом 49:1

Бог стал в сонме богов; среди богов произнёс суд...

Псалом 81:1

и так далее.

Но быть может, Иисус Христос наконец-то призывает уверовать в существование бога?

Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою. И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.

От Иоанна святое благовествование 4: 25-26, 39

Во что уверовали Самаряне? В существование бога? Да нет же, они уверовали, что данный Иисус - это и есть предсказанный спаситель, а также сын Божий и сам Бог в одном лице.

Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.

Матф. 9:28-29

Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам.

Марк 11:24

Иисус Христос, согласно Новому Завету, исцеляет неизлечимо больных и вера их в этом контексте не про трансцендентного персонажа, а про их собственное излечение или исполнение желаний в нынешней жизни.

Далее следует гораздо более сложная вера - вера в Евангелие, то есть в благую весть о грядущем судном дне, в который веровавшие в то, что таковой день настанет, отправятся в Царство Божие, а все прочие, соответственно, в геенну огненную.

После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

Марк 1:14-15

Кстати, геенна огненная - это вполне конкретное место, ущелье в Иерусалиме, где сжигали мусор, трупы бродячих собак, а то и практиковали культ принесения в жертву первенцев. Жуткое, в общем было зрелище, страшное и главное, вполне понятное.

И последняя вера, к которой призывают уже последователи Христа - это вера в то, что он после смерти воскрес и отправился на небеси к Отцу, чем спас всех людей. В общем, поступил как истинный Прометей.

Что ж, стоит заглянуть и к мусульманам. У них-то в Коране точно должны быть уговоры безбожников перестать быть таковыми. Однако, удивительно, но и Коран, как оказалось, также не борется ни с какими представлениями о мире, полностью исключающими бога.

Пророк Мухаммед, пересказывая посланный ему, согласно легенде, самим богом Коран, лишь разрозненно пересказывает дошедшие до него библейские сюжеты, в том числе новозаветные, попутно убеждая слушающих его в том, что он не сумасшедший.

Главными же же предлагаемыми объектами веры в Коране являются, как и в Библии главенство не многих, а одного Бога и апокалипсис со страшным судом. Бог же - не просто всемогущий проводник в жизни нынешней, но и судья, что отправит всех злодеев и многобожников на вечные мучения в огне.

Верующие же в то, что страшный суд-таки будет, якобы по умолчанию будут в нынешней жизни бояться ада, а потому соблюдать нравственные нормы... VII века н.э., а то и вовсе ветхозаветные, и соответственно, попадут с такими жизненными установками в рай, да не в простой, а с блэк-джеком и... пышногрудыми черноокими девственницами в качестве обслуживающего персонала.

Итак, в исламе вера - это, во-первых, также вера не в само по себе существование бога, а в то, что кроме него нет никаких богов. Во-вторых, что суд неизбежен. В-третьих, что Мухаммед - действительно пророк, а не выживший из ума араб. Ну и, конечно же, вера в знамения (встречающаяся также и в Библии) в качестве непреложной аргументации предстоящего судного дня. Гремит гром, значит будет судный день, Бог создал ночь, чтобы люди отдыхали, значит будет судный день, Бог уничтожает целые народы, значит суд божий неизбежен.

Таким образом, само по себе представление о существовании сверхъестественного для людей описываемых эпох было зачастую само собой разумеющимся. Переход к строго иерархической форме устройства потустороннего мира требовал лишь уверовать, что бог конкретного союза племён это конкретный, данный бог, а не какой-нибудь иной хрен с горы.

Что касается этических установок священных писаний, ритуалов, возведения храмов и прочего, то это уже другая тема. Вопрос же веры звучит именно так.

И если бы религиозная пропаганда на самом деле опиралась на священные писания, а не на материальные потребности правящих классов и своих организаций, то до такого явления как безбожие им не было бы никакого дела. Описанная в священных писаниях вера и представление о мире, исключающее любое наличие божественности не просто противоположны друг другу, но находятся в совершенно разных плоскостях.

---
*упоминается единожды апостолом Павлом в послании к евреям. Что, тем не менее, основного тезиса не опровергает.

Previous post Next post
Up