Итак, вид пылящегося второй год велосипеда окончательно надоел. Сперва велопрогулкам мешала беременность, потом ребенок был еще слишком мал, но уж теперь-то, кажется, не мешает ничего. В специализированном магазине куплено велокресло. В специализированном не потому, что где-то в других местах велокресла покупать нельзя, просто их больше нигде нет - товар на любителя.
Сложности начинают подстерегать еще до поездки - и так-то не просто загнать велосипед в типовой лифт, но с велокреслом и мельтешашим у ног ребенком может сойти семь потов, презде чем вы окажетесь у подъезда. Теперь на очереди трудности по усаживанию ребенка на его законное место. Подножка тут помощник плохой, надежнее зажать переднее колесо между ног, а затем заняться устраиванием и пристегиванием ненаглядного чада (если, конечно, за время вашей возни с велосипедом оно не убежало за тридевять земель). Наконец, ребенок усажен и пристегнут, оба вы экипированы шлемами, впереди новая трудность - сесть на велосипед. Если у велосипеда классическая мужская рама, то привычный секундный процесс раскрасится новыми красками. Наконец, и это позади, и можно начинать движение. Тут же обнаруживается, что велокресло с ребенком сдвигает ваш общий центр тяжести непривычно высоко и рулить становится тяжелее, по-первости можно даже позорно вилять, как начинающему. А еще через полчаса, получив новый опыт езды с непредсказуемым живим грузом, понимаешь что это - новый уровень свободы. Свободы от привычных четырех стен, коляски и ближайших окрестностей. И оно стоит всех сопутствующих трудностей.
-----------
Обычно, рассказывая о велокреслах, все начинают классифицировать их по месту закрепления: рама, багажник и подседельный штырь. Возможно, еще несколько лет назад такое деление было бы уместным, но с ростом фантазии конструкторов классификация по месту крепления начинает устаревать - если сперва она насчитывала две позиции - "на раме" и "на багажнике", потом к ним добавилась еще одна "на подседельном штыре", то теперь каких только велокресел в продаже не встретишь - с креплением на вилке, на рулевой колонке, на нижней трубе рамы... вобщем, кажется, на велосипеде уже не осталось точек, куда бы не приспособили детское велокресло. Поэтому по точке закрепления кресла осмысленно делить лишь на две большие категории - спереди родителя или сзади.
Нельзя сказать однозначно, где лучше возить ребёнка - свои плюсы и минусы есть и у того и у другого способа посадки. Так, если ребёнок едет спереди, то он всегда остаётся "на глазах" у родителя и в пределах их досягаемости. Т.е. водитель всегда в курсе, чем занят его пассажир и как он себя чувствует - не уснул ли он, не укачало ли его, насколько интересно для него катание и т. д. При необходимости прямо на ходу ребёнку можно поправить ребенку шлем, достать салфетку или игрушку... Но чем крупнее становится ребёнок, тем больше он будет мешать вести велосипед - загораживать собой обзор, вынуждать широко разводить ноги при педалировании, а на неровной дороге ребенок непроизвольно рискует ударить своей головой родителя в подбородок. Все это мешает вести велосипед даже двухметровому папе, не говоря уж о миниатюрной маме.
Задние велокресла в этом плане имеют преимущества - не так сильно влияют на управление велосипедом, не ограничивают повороты руля, можно ехать на расставляя ноги на ширине плеч :). Если кататься с ребёнком планируется часто, а не от случая к случаю, то лучше всё-таки ставить кресло назад, тем более оно и безопаснее - при падении обычно инерция сбрасывает велосипедиста вперед, и при переднем закреплении велокресла малыш может оказаться подмятым своим родителем.
Если по точке закрепления делить велосипеды сложно , то по способу этого самого закрепления закрепления - вполне уместно. Глобально их два - с амортизацией и без. Это, помимо понятного удобства/неудобства пассажира, на самом деле в первую очередь конструкционное отличие: кресла без амортизации к своему посадочному месту крепятся жестко, а кресла с амортизацией эту саму амортизацию чаще всего получают благодаря выносным металлическим штырям - "усам", которые вставляются на жестко посаженный "замок". Благодаря такому консольному закреплению кресло с ребенком при тряске просто плавно покачивается - как на дворовых качельках.
Тут почти однозначно: крепление с амортизацией предпочтительнее, и выбрать "жесткое" кресло можно только если геометрия рамы ну никак не позволяет установить замок для имеющихся в продаже кресел. Тут или смириться, и купить что есть, или все-таки потратится на доставку из тех магазинов, где есть устраивающие варианты.
-----------
1. Ребенок спереди
Именно при такой посадке встречается самый большой выбор креплений велокресла. Полно и жестких, главное достоинство которых - компактность, т.е. ребенок меньше мешает родителю, правда, и использовать из можно не долго, на большинсве стоит ограничение по весу около 15 кг (приблизительно три года). Хватает и мягких, крепящихся на тех же "усах", позволяющих возить и довольно большого ребенка. Только вот чисто технически с большим креслом это делать, конечно, трудно.
2. Ребенок сзади
Тут разнообразия куда меньше - по большому счету только две старые и добротные модели: мягкое велокресло с креплением на подседельный штырь и жесткое с креплением на багажник.
Минус крепления на багажнике очевиден - ребенок чувствует пятой точкой каждую выбоину. Несомненным плюсом же является то, что максимально допустимый вес у них как правило самый высокий. Справедливости ради необходимо сказать, что крепление на багажник далеко не всегда является синонимом отсутствия амортизации.
Как минимум Topeak и Hamax выпускают кресла на багажник с пружинами. По собственному весу такая конструкция будет, конечно, рекордсменом, да и к качеству багажника требования возрастают многократно.
Как правило в большинстве случаев самым оптимальным выбором является заднее кресло с креплением на подседельную трубу - и по поднимаемому весу ребенка, и по фактору помехи родителю, и по быстроте установки: затратить немного времени придётся только на установку замка, в дальнейшем замок может постоянно находиться на велосипеде, а чтобы вставить в него само кресло, достаточно всего лишь вщёлкнуть в замок стальные "усы". Кстати, если в семье два велосипеда, то можно купить дополнительный замок и установить его на втором велосипеде и тогда родители могут везти своего ребёнка поочерёдно, переставляя велокресло с велосипеда на велосипед.
-------------
Такой же, только без перламутровых пуговиц
У современных моделей безопасность на высоте. Высокая спинка, глубокая посадка защищают спину и голову; щитки и крепления оберегают ноги от попаданий в спицы; трехточечный ремень на дает покинуть безопасный кокон при падении - все это стало, кажется, неотъемлимым признаком любого современного кресла. Любого, да не любого.
Нет, нельзя сказать, что использовать подобное нельзя никому никогда и не при каких обстоятельствах. В конце-концов мы сами на промежуточной стадии "ребенок уже слишком тяжел для имеющегося кресла, но маловат для самостоятельных поездок на своем велосипеде" не мудрствуя лукаво достали с антресолей хранившееся там сиденье из собственного детства - без ремней и с довольно куцыми подножками. Вобщем, одно дело, когда люди пользуются вещами похуже, но теми, которые уже есть. Но вот какой смысл покупать такое новое, когда рядом висят куда более современные и безопасные модели - не понимаю. А ведь кто-то таки покупает, раз их продолжают выпускать.