"На протяжении всего текста трактата «Эш мецареф» его автор показывает бесполезность каббалы в деле описания алхимических процессов. Каббала - это преимущественно теософское мистическое направление, в основе которой лежит не видение теургических процессов, т.е. не алхимическое Воображение, а
схоластические и комбинаторные приемы работы с текстом. Относя способ мышления иудейской культуры к «герменевтике текста», «ярче всего представленной в стилистике библейской и постбиблейской литературы», И.С. Дворкин отмечает, что в «в ее рамках мысль не отражает действительность, а противостоит ей, вступая с ней в отношения, формируя ее и изменяя. Вместо процесса усвоения знаний о мире герменевтика текста провоцирует процесс интерпретации противостоящих миру текстов. Она выражается не в виде заданной раз и навсегда логической системы, а в разнообразных приемах и правилах, которые каждый раз предполагают осуществление специальной герменевтической деятельности». Разумеется, адепт иной доктрины, алхимии, которую можно обозначить в данном контексте как «герменевтика образа», и имеющей заданную раз и навсегда образную, а не логическую систему, встал на ее защиту с целью указать на недопустимость подобных манипуляций с алхимическими процедурами".
Клещевич О.В. Анализ алхимического слоя трактата «Эш Мецареф».
Художник - Vesna Krasnec