Оригинал взят у
olga_of_orleans ИЗБОРСКИЙ КАМУФЛЕТ ИЛИ ДЕ ЖА ВЮ ЭПОХИ РЕФОРМАЦИИ Когда мы слышим «культура», то невольно в уме складывается мозаика из ассоциативных понятий, окрашенных в светлые тона. Или, по крайней мере, возникают понятийные связи с тем, что считается духовным и поэтому насущным. Не хлебом же единым…
А за сочетанием слов «духовная культура» даже самый отъявленный нигилист внутренне признает неоспоримую правду и благородство. Ведь даже варвар имеет некую духовную культуру, поклоняясь своему божеству, в котором видит судью и мерило правоты собственного существования.
Если только это божество действительно определяет духовную жизнь сообщества людей, а не является разменной монетой бездушных деляг, для которых нет другого идола, кроме золотого тельца.
У нас тысяча лет общей истории за плечами. Десять веков страданий, борьбы и созидания, через которые мы, великий народ, пронесли драгоценность высшей духовной пробы - нашу христианскую веру. Мы хранили ее, она хранила нас.
Но тревожно становится жить в наши дни, когда так легко и цинично разменивают и подменивают понятия, составляющие опору нравственной жизни людей.
И снова я о маленьком Изборске и его древней крепости. На глазах у всех, под эгидой служения высококультурным и благородным целям сохранения и восстановления исторического памятника происходит превращение его к коммерческий объект.
И памятник этот, по нынешним законам, уже не достояние изборян, хоть и является свидетельством материальной деятельности десятков поколений в первую очередь местных жителей, хозяев этой земли: строителей, воинов, ремесленников, земледельцев.
И есть стойкое ощущение, что те, кто живут там сейчас, в своем историческом праве быть хозяевами своего культурного наследия.
Есть в Изборске памятник и совсем другого, высшего значения. Это сокровище дороже всех материальных благ - духовная культура и практика веры.
Никольский храм был и есть явление уникальное - СТОЛЕТИЯ там не прекращались службы, не нарушалась связь времен, ни иссякал источник живой силы и правды. Даже в советские годы, даже во время немецкой оккупации. Таких храмов в России единицы.
Фото ниже: Крестный ход на Праздник иконы Корсунской Божьей Матери, службу совершает о.Алексий Лопухин - безвременно ушедший проповедник постулата властям «о людях думать нужно».
Установив на специальных носилках образ Корсунской Божьей Матери, местные жители каждый год совершали молебен в храме, обходили его и дальше шли к Корсунской часовне, где молебен продолжался.
Эта икона - удивительная. Выражение лика Богородицы замечательно мягкое, наполненное тихим светом и какой-то робостью. Но в тяжелые времена Она спасала Изборск от разорения.
И службы в храме, и Крестный ход для изборян (как и многих из нас) - не дань моде, а наполнение духовным смыслом всей их жизни. Это - их и наша с вами КУЛЬТУРА в главной своей роли.
Сегодня мы с ужасом обнаруживаем, что наступила эпоха культурных реформ новейшего времени.
Историческая память крепка, есть эффект де жа вю. Лозунги, восторги, призывы к нравственному воспитанию, патриотизму. А храмы оскверняют…
Вот снова маленький Изборск, и вот, о чем с тоской говорят жители. «…теперь НЕ СТАЛО ИКОН на Соборе (в ходе «реставрации» их сняли с фасадов и ЗАБЫЛИ вернуть), не стало священника о.Алексия, не стало нашей мостовой перед входом в Собор, не стало клена у храма…. и исчезла сама возможность пройти с Крестным ходом даже вокруг Собора, не говоря уж о территории нашей крепости».
Да, похоже, что результат «реставрации» превзошел самые смелые ожидания… Только, вопрос, чьи???
Помнится, из учебников истории, что в эпоху Реформации иконы и другие христианские святыни беспощадно разбивали и сжигали… Лики у скульптур раскалывали, живопись соскребали. Это происходило в тех странах, что признаны сегодня наиболее цивилизованными. Там сегодня однополые браки в почете, и эвтаназия узаконивается. А может, между уничтожением святынь и этими явлениями есть историческая связь?
Почти сто лет назад Н.А.Бердяев глубоко исследовал один из самых сакраментальных вопросов человеческого бытия, вопрос взаимодействия культуры и цивилизации.
Кажется, век спустя его словами только и можно апеллировать к тем управленцам нашей жизнью, что с трибун высоких и не очень призывают нас стать цивилизованной нацией и достойно войти в когорту цивилизованных держав. Разрушая одновременно нашу культуру.
Н. А. Бердяев 'О природе культуры и ее связи с цивилизацией' : «Культура и цивилизация - не одно и то же. Культура родилась из культа. Истоки ее - сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной. .. Культура имеет душу. Цивилизация же имеет лишь методы и орудия.
Для вас культура - лишь средство вашей политики и экономики, лишь орудие благоденствия... Вы не в силах преодолеть своего исконного утилитаризма. И сколько бы вы ни пробовали украшать себя культурой, слишком видно и ясно, что никаких ценностей культуры для вас не существует. Вам нужна цивилизация, как орудие вашего земного царства, но культура вам не нужна.
Благородство всякой истинной культуры определяется тем, что культура есть культ предков, почитание могил и памятников, связь сынов с отцами. В культуре нет хамизма, нет пренебрежительного отношения к могилам отцов.
Вы, которые учите о культуре, как надстройке над материальной, экономической жизнью общества, можете лишь разрушать культуру. Ваше отношение к культуре не может быть до глубины серьезным. Демократизация и социализация человеческих обществ вытесняет высший культурный слой. Но без существования такого слоя и без уважения к нему культура невозможна».