И запел хрусталь в сосновом бору…
Первопричины нашего «Сегодня» всегда кроются в странностях и как бы несуразностях нашего «Вчера». Как и почему в головы наших далеких земляков пришла мысль о необходимости создания хрустально-стекольного производства в самом глухом углу губернии, понять сложно. Ну, занимались бы лесом, бортничеством, сельским хозяйством, своими хорошо прибыльными винокурнями, наконец! Ан, нет! Потратили деньги и затеяли весьма рискованное предприятие.
Помещики Бахметевы, впрочем, рассчитали все правильно. Помимо таких составляющих стекла, как мел, сода, мышьяк, песок, а для изготовления хрусталя требуется добавить еще 18-24% окиси свинца, для стекольного производства нужны были дрова для печей, а дармового леса вокруг было видимо-невидимо.
Вскоре крепостной мастер, держащий в руках длинную тонкую металлическую трубку для выдувания стекла, стал главным «работным» человеком в темном сосновом бору.
И сегодня, как и двести лет назад, никольчане возле огнедышащих печей пользуются теми же инструментами: ковшом - чтобы придать стеклу форму шара; лотком - чтобы придать форму цилиндра, разверткой - для обработки горла, валиком - для подравнивания донышка. Ножницами режут лишнее. Потом, чтобы от резкого спада температуры не потрескались стенки, возвращают сосуд в печь. Затем точат на нем специальным колесиком узор и, наконец, чистят, чтобы блестело.
Особенно поражает работа стеклодува. В каждом изделии есть его дыхание, его душа. Он, как античный бог, стоя в отблесках огня, вдыхает душу в неживое, бесформенное, тягучее, создавая из хаоса гармонию, плоть и форму, хрупкую и живую красоту.
Вершина мастерства.
Много талантливых людей породила Никольская земля. Но в памяти никольчан идеалом, «вершинным» мастеровым был и остается Александр Вершинин. Крепостной по рождению, этот уникальный человек проявил себя не только как искусный стекольных дел мастер, но и как химик, блестящий живописец и проектировщик сервизов.
Крепостная семья Вершининых работала на заводе более столетия, и представители ее были мастерами и управляющими с конца XVIII до начала XX века. Александр Петрович Вершинин в начале XIX века был лучшим мастером на заводе, в 1807 году император Александр I за хорошую работу пожаловал ему золотые часы. Тогда же друг владельца завода, Николая Алексеевича Бахметева, Ф.П. Лубяновский писал ему о Вершинине из Петербурга: «...мастер ваш человек препочтенный. Любопытство его не знает никаких границ; все рассматривает, все хочет списывать и непраздно провел время в столице».
В 1795 году Александр Петрович Вершинин исполнил сервиз для великого князя Александра Павловича (Александра I) и его жены; стаканы с миниатюрами (прокладки из мха, соломы, лоскутков шерсти, перышек между двойными стеклами), изображающими помещичью усадьбу А.И. Бахметева (хранился в музее завода «Красный гигант»), сельский пейзаж (Исторический музей, музей «Кусково»), гирлянду из роз (Русский музей); сервиз из 70 кувертов для царского двора, украшенных алмазной гранью (частично во дворце-музее в Павловске); бокалы, посвященные Отечественной войне 1812 года (Эрмитаж), а также, вероятно, рюмки с великокняжескими гербами (Исторический музей). Это далеко не полный перечень блистательных произведений русского искусства, рожденных талантом нашего замечательного земляка.
Обстоятельства преступления.
В нашем Музее стекла и хрусталя есть что украсть. Здесь хранятся поистине уникальные вещи, стоимость которых, даже в переводе на деньги, поражает, а уж о культурно-исторической ценности и говорить не приходится. До недавнего времени главным экспонатом музея был знаменитый стакан Вершинина, именно с ним и связано самое громкое, самое дерзкое ограбление музея.
Случилось это ранним утром 14 августа 1996 года. В ту ночь на пультах охраны завода и в милиции прозвучал сигнал тревоги. Дежурная группа прибыла к двухэтажному зданию музея через несколько минут. Двери оказались заперты. Наружный осмотр показал, что с тыла здания, со стороны парка и стадиона, к окну второго этажа приставлена длинная деревянная лестница. Эти окна не были забраны решетками, и одно оказалось разбитым. В музее имелась только внутренняя сигнализация, и она сработала в комнате охранника. Когда тот нажал кнопку тревоги, вызов поступил на посты военизированной охраны завода и в милицию. К запертой снаружи двери в комнату охранника было прикреплено взрывное устройство. Кража по-своему уникальна. Проникнуть в здание музея через окно на втором этаже ночью и вытащить за несколько минут стакан из труднодоступного места (центральный витраж, за которым он находился, был глухим, то есть открыть его было невозможно), не разбив при этом стоящие на полу и в витражах изделия из хрупкого хрусталя, очень сложно.
По версии (и терминологии) следствия, кражу совершили "на рывок". Вор (может быть, и воры) проник через окно, схватил стакан и тотчас ретировался.
Грабителей, к сожалению, не нашли, как не нашли и украденную реликвию. Кто был заказчиком ограбления, тоже неясно. Какова дальнейшая судьба стакана? Продали ли его российскому коллекционеру, вывезли ли за границу? Или, может, стоит он в закрытом от посторонних глаз шкафчике в доме местного «собирателя древностей»? Вопросы пока не имеют ответов. Впрочем, если «рукописи не горят», то, возможно, и это произведение искусства еще «всплывет» где-нибудь на аукционе в каких-нибудь европах…
Что почем?
Сколько всего изготовленных великим мастером стаканов сохранилось до наших дней, точно неизвестно. Но около десятка таких артефактов сегодня «спрятано» в личных коллекциях. Об их существовании становится известно, когда они появляются на крупнейших мировых аукционах Сотби или Кристи. Большая удача, если произведение искусства на аукционе покупает какой-то музей. К сожалению, нередко он переходит к владельцу, не желающему оглашать свое имя. Последняя известная продажа работы Вершинина состоялась на лондонском аукционе Кристи в 2000 году. Выставленный там стакан купили за 28 тысяч фунтов стерлингов (около 45 тысяч долларов США). Кто приобрел этот артефакт - неизвестно.
Впрочем, не думаю, что никольский стакан стоимостью под два миллиона рублей «ушел за бугор». Хлопотное это дело - вывезти стакан за границу, да и организаторы подобных аукционов явно ворованную вещицу вряд ли выставят на продажу. Скорее всего, где-то он неподалеку, рядом, и потому есть надежда, что мы его еще увидим.
Секрет.
В чем уникальность знаменитого стакана Вершинина? Секрет в том, что у него двойные стенки, в узком пространстве между которыми располагаются целые картины, точнее, маленькие макеты пейзажей, сделанные из камешков, мха, соломы, цветных ниточек и бумаги. Много лет особое восхищение и недоумение специалистов вызывало то, как мастер сумел запаять стеклянные стенки и не сжечь, не разрушить хрупкие картины. Рабочая температура стекла, как известно, около 900 градусов, температура горения бумаги и соломы, естественно, намного ниже. В то время стеклодувы работали без газовых горелок, возле раскаленных печей, где изделия нагревались и плавились целиком.
Секрет долго оставался секретом, пока специалисты не изучили один из подобных стаканов, хранящихся в Историческом музее в Москве. У стакана оказался чуть-чуть сколот край, что и дало возможность выяснить, что стаканов в этом изделии два - внешний и внутренний. У первого прямая стенка и прямой срез. А у второго, на который и наклеивались все эти миниатюрные композиции, бортик загибается. Таким образом, мастеру нужно было тончайшим образом подогнать стаканы один к другому, чтобы загнутый бортик закрыл срез прямого стакана. Когда внешний и внутренний стаканы совмещались, края их зашлифовывались, заполировывались и заделывались специальной мастикой. Никольские мастера Валентин Панаев и Вячеслав Вавилкин в 90-е годы прошлого века опробовали, и весьма успешно, эту технику изготовления стакана.
Впрочем, профессионалы знают, что уникальность стакана с видами усадьбы Бахметевых не столько в технике изготовления, сколько в филигранности и художественном мастерстве крепостного мастера. Стакан Вершинина был и остается недосягаемой вершиной творчества никольских стеклоделов.
Про другие.
В нынешних музейных собраниях хранится девять стаканов, приписываемых Вершинину, сюжет декора ни на одном из них не повторяется.
В залах Государственного Исторического музея на выставке «Золотой век русского фарфора и стекла. 1790-1830. Из собрания Государственного Исторического музея» экспонируются два стакана никольского мастера.
В Кусково, в коллекции «Усадьба Кусково XVIII века», в собрании Алексея Викуловича Морозова, есть еще два стакана выполненные в той же технике, поступившие из разных источников, однако художественное качество их заметно ниже. Вероятно, они были выполнены учениками Вершинина. На стакане мы видим сельский пейзаж.
В Музее В. А. Тропинина и московских художников особый интерес представляет цилиндрический стакан с двойными стенками, на которых помещена пейзажная композиция со всадником. По верху и низу стакана кайма из роз и переплетенных побегов с ягодами.
Коллекция Федора Викторовича и Екатерины Петровны Лемкуль, подаренная в 1996 году Государственному музею изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, насчитывает около трехсот предметов и является одной из лучших в нашей стране «стеклянных коллекций», которая по качеству представленных экспонатов может быть сравнима со знаменитыми собраниями стекла известных музеев мира. В ней находится еще один стакан с двойными стенками, изображающий мельницу.
Стаканы Вершинина экспонируются в американских музеях: два в Корнингском музее стекла, штат Нью-Йорк; еще один - в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Самый любопытный стакан - с картинкой полета на воздушном шаре. Кстати, пусть читателя не удивляет этот сюжет на изделии XVIII века. Первый публичный запуск воздушного шара в России состоялся в Петербурге в ноябре 1783 года.
На фото:
Двухслойные стаканы в американских музеях.
Почти доподлинно известно, что в одной московской семье хранится даже не двухслойный, а трехслойный стакан, выполненный Вершининым. Сведения о нем - строжайшая тайна, что, зная о ценах на раритеты, вполне понятно.
Никольский стакан работы Александра Петровича Вершинина - стакан с видами усадьбы Бахметевых и надписью внутри: "Ра. Александръ Вершининъ, № 10, 1802 г.". Высота его 11,8 см, диаметр - 8 см. На нем изображены княжеский дом, пруд, гуляющие дамы. Отличительная особенность - крохотная, еле различимая невооруженным глазом сорока.
На фото:
Украденный шедевр.
Пользуясь случаем, обращаюсь к никольчанам: если у кого-нибудь увидите такой стакан - не пейте из него чай, даже с пятью кусками сахара, сообщите о нем музейным работникам. Спасибо.
Калистрат Пестров.